Д.В. Григорович. О журнале "Современник"

Oct 03, 2018 10:23





В кругу литераторов, составлявших редакцию «Со­временника», я скорее всего сошелся с В. П. Боткиным и А. В. Дружининым, только что напечатавшим повесть «Полинька Сакс». С И. А. Гончаровым я познакомился несколько раньше у Майковых. Гончаров считался у Майковых «своим»; их связь была давнишняя; она началась еще в тридцатых годах. Приехав в Петербург и поступив на службу в таможенное ведомство, Гончаров и не подозревал в себе будущего писателя. Скромность мнения о себе доказывается тем, что рукопись первого его романа «Обыкновенная история» пролежала у прия­теля Панаева, М. А. Языкова, более года, не вызвав ни­какого протеста со стороны автора.



После тога как «Обыкновенная история» была напе­чатана, с Гончаровым произошло то же превращение, как с Достоевским после выхода в свет «Бедных людей». Неожиданность успеха, похвалы Белинского вскружили ему голову. Но Гончаров был едва ли не на десять лет старше Достоевского; он успел обжиться между людьми, научился управлять своими чувствами настолько, чтобы скрывать развившееся болезненное самолюбие; этому отчасти помогала также холодность его темперамента. На вид он продолжал казаться скромным, говорил мягко и вкрадчиво. В течение многих лет, как мы его знали, никто из нас никогда не слыхал от него похвалы чужому произведению; когда в его присутствии хвалили что-ни­будь явившееся в литературе, он обыкновенно отмалчи­вался. По мере того как с каждым новым произведением Тургенева имя его приобретало больше известности, Гон­чаров стал явно ему недоброжелательствовать и от него отдаляться.

Его история с автором «Записок охотника» лучше всего доказывает, в какой степени успехи Тургенева тре­вожили Гончарова.

Раз - кажется, у Майковых - рассказывал он содер­жание нового предполагаемого романа, в котором ге­роиня должна была удалиться в монастырь; много лет спустя вышел роман Тургенева «Дворянское гнездо»; главное женское лицо в нем также удалялось в мона­стырь. Гончаров поднял целую бурю и прямо обвинил Тургенева в плагиате, в присвоении чужой мысли, пред­полагая, вероятно, что мысль эта, драгоценная по своей новизне, могла явиться только ему, а у Тургенева недо­стало бы настолько таланта и воображения, чтобы дойти до нее. Дело приняло такой оборот, что пришлось на­значить третейский суд, составленный из Никитенко, Анненкова и третьего лица - не помню кого. Ничего из этого, конечно, не вышло, кроме смеху; но с тех пор Гон­чаров перестал не только видеться, но и кланяться с Тургеневым.

Во всей русской литературе не найдется человека счастливее Гончарова. Бранью осыпали Пушкина и Го­голя; в шестидесятых годах вошло в моду поносить Тур­генева, и как еще! С легкой руки Белинского Гончаров во всю свою жизнь слышал одни только похвалы. Изба­лованный критикою и опасаясь, вероятно, чтоб на буду­щее время она не принялась толковать по-своему его произведения, он под конец сам взялся объяснять их значение. Обломову он придал тот смысл, что в нем хо­тел изобразить тяжеловесную сонливость русской на­туры и недостаток в ней внутреннего подъема. Задача характера Обломова целиком между тем выражена в лице помещика Тентетникова во второй части «Мертвых душ», не будь Тентетникова, не было бы, может быть, и Обломова. В безусловном поклонении произведениям Гончарова скрывается доля какого-то непонятного лице­мерия,- боязнь смело высказать свое мнение. Сколько раз случалось мне говорить с приверженцами Гончарова и просить их откровенно сказать, много ли раз перечи­тывали они от начала до конца «Обыкновенную исто­рию» и «Обрыв»; большая часть признавалась, что ни разу не перечитывала этих романов; другие признава­лись, что начинали перечитывать, но показалось как будто что-то скучновато... В результате, изо всего напи­санного Гончаровым остается «Сон Обломова» - дей­ствительно прекрасное литературное произведение; но разве в сочинениях Толстого и Тургенева не найдется произведений настолько же прекрасных в литературном и художественном отношении?

Лет за десять до своей кончины Гончаров, как будто чем-то обиженный и недовольный отношением со сто­роны литературных товарищей, стал от них отдаляться; к нему также заметно охладели; в последние годы он перестал даже посещать старинных своих друзей Май­ковых и окончательно замкнулся.

В семействе Майковых я не застал уже в живых сына Валерьяна Николаевича, пристроившего с такою готовностью первую мою повесть; другой сын, Аполлон Николаевич, вернувшийся из путешествия по Италии, пользовался уже большою известностью как поэт; тре­тий сын, Леонид Николаевич, теперешний академик, только что надел тогда гимназическую форму.

Редко можно было встретить более патриархальное семейство. Отец Ник. Апол. принадлежал к числу лю­дей, о которых говорят: «Не от мира сего», - но только в лучшем смысле. Как теперь вижу его прекрасное стар­ческое лицо, с падающими вдоль щек длинными поседев­шими волосами, перевязанными на лбу ниткой, чтоб они не мешали ему работать; день свой проводил он в мастерской перед мольбертом с кистью в руке; письмо его отличалось мягкостью и колоритом, напоминавшим ста­рых венецианских мастеров. Лучшими его произведе­ниями можно считать плафоны в доме княгини Юсуповой. Ум и артистические наклонности матери се­мейства, Евг. Ник., много способствовали к передаче детям эстетического чувства и любви к литературным занятиям. В то время как я стал бывать у Майковых, вся семья от мала до велика находилась под обаянием итальянской оперы, только что открывшей свои пред­ставления. И точно, было чем увлечься.

…Поселившись в деревне, я одну за другою написал несколько повестей для «Современника», «Москвитя­нина» и «Библиотеки для чтения», уже под редакцией Дружинина (1856 - 1860). Ближайшие мои связи были все-таки с «Со­временником» благодаря старому знакомству с Некра­совым, симпатии к Панаеву и другим лицам кружка, о которых я упоминал прежде. Все мы были почти одних лет, интересовались одним и тем же предметом. Редкий день не сходились мы в редакции, помещавшейся тогда на Невском, наискосок от Надеждинской, как раз про­тив деревянного надворного дома, в котором жил Булгарин.

Главный недостаток редакции состоял в том, что не было у нее настоящего главы, настоящего руководителя. Некрасов был, бесспорно, умнее всех нас в практическом отношении, но этого было еще недостаточно; ему недо­ставало образования настолько, чтобы вести как следует такое предприятие. Он не знал ни одного иностранного языка и не был вовсе знаком с иностранною литерату­рою. Панаев также не пользовался авторитетом; он, кроме того, был слишком мягкого, уступчивого нрава, легко поддававшегося всякому влиянию; Тургенев жил за границей или в деревне и наезжал случайно; о Бот­кине думать было нечего, он всегда тщательно избегал всякой ответственности и уже по одному эгоизму не взял бы на себя такой роли. Дружинин сделался редактором «Библиотеки для чтения», взяв себе в помощники молодого литератора-поэта, П. И. Вейнберга. «Современник», можно сказать, держался своим первоначальным успехом и товарищескими отношениями между редакторами и сотрудниками.

Панаев, проза, Писемский, В.И. Будько, А.В. Дружинин, Фет, Москва, критика, Некрасов, литература, Тургенев, стихи, Россия, "Современник", Панаева, С.-Петербург, Григорович

Previous post Next post
Up