Борис Павлов о Сижно

Sep 18, 2019 23:24





Б.А. Павлов

Сиженская церковь - памятник архитектуры

и нашей истории

В 1988 году мы вместе с сыном посетили выставку авторского плаката «Совесть», на котором наше внимание привлекла работа Виктора Матвеевича Сойту. На плакате художника была изображена церковь Михаила Архангела в Сижно на том месте, где русское воинство стерегло Отчизну от нападения врагов. На плакате указано время построения церкви - 1730 год

Плакат художника вопрошал: «Можно ли считать себя культурным человеком, уничтожая культуру?» Население района решило внести свой посильный вклад в дело восстановления Сиженской церкви, мы также обратились в «Ленинградскую правду», откуда нам ответили: «...Благодарим Вас за письмо. Проблемы, которые Вы поднимаете, и факты, которые Вы приводите, учтем в своей работе...». Затем мы обратились к видному ученому нашей страны, народному депутату Владимиру Андреевичу Алмазову с просьбой оказать помощь в восстановлении Сиженской церкви. Ознакомившись с документами и перепиской, Владимир Андреевич в свою очередь обратился к депутату и митрополиту Ленинградскому (ныне Святейший Патриарх Алексий II), который сказал: «Эту церковь я знаю. Будем ее восстанавливать».

Сегодня церковь в лесах, работает, издали слышен ее колокольный звон. И это прекрасно! Пользуясь случаем, мы через газету искренне благодарим Владимира Андреевича Алмазова, который не отмахнулся, а помог решить вопрос восстановления Сиженской церкви на высоком государственном и церковном уровне - не только как Православного храма, но и как памятника архитектуры. Жаль, что на храме нет надписи: «Памятник охраняется государством». А это надо сделать.

Но сегодня следует поднять и некоторые другие вопросы, связанные с Сиженской церковью. Как поступить с кладбищем, которое было вблизи церкви? Оно осквернено временными владельцами церкви, многие могилы сравнены с землей, надгробия, памятники уничтожены. Например, исчезли могила и надгробие Н.Д. Мусиной-Пушкиной[1], исчез и белый мраморный памятник, на котором, как я помню, было написано: «Жене и другу Мусиной-Пушкиной Надежде Дмитриевне (урожденной Шишковой)», ей были посвящены стихи. Она умерла в 24 года. Исчез памятник и Александру Сычевскому - полковнику и владельцу села Большое Сижно[2], оказавшему большую материальную помощь Сиженской церкви. Его захоронение находилось слева от входа в церковь. Исчезли и многие другие могилы и надгробия, в основном XVIII - XIX веков.

При входе в церковь через ее врата (кстати, врата церкви - тоже памятник архитектуры) все поколения Осиповых и Павловых (мои предки) склоняли свои головы. Слева от ворот церкви, где сейчас вкопаны столбы для подачи электроэнергии, тоже было кладбище, сегодня могилы и добрую память сравняли с землей, через кладбище материальные ценности когда-то доставляли к церкви, превращенной в склад.

Это и моя личная заинтересованность и боль. Моя прабабушка, жительница деревни Пуговицыно Осипова Анисья Веденеевна была здесь похоронена. Она была паломницей, ходила пешком в Печору, что на Псковской земле, чтобы поклониться Святыням Православной церкви и древней земле.

Тогда на пути в Псковско-Печорский монастырь к Крестному ходу на шестой неделе по Пасхе паломники собирались (по 40 человек) и шли через так называемый Сороковой бор и погост Озера. Такая осторожность была связана с тем, что в том пустынном месте возможно было нападение разбойников.

Может быть, за преданность Православной церкви и своему Отечеству моя прабабушка А.В. Осипова была похоронена у Сиженской церкви?

Что же надо сделать, чтобы сохранить добрую память и старое кладбище? По нашему мнению, на разрушенном кладбище надо построить часовню и на ней указать фамилии всех погребенных, могилы, которые были осквернены и разрушены. Я слышал, что такая практика была, например, в Москве. Естественно, что финансирование этих работ должно быть осуществлено за счет средств района и организаций, виновных в вандализме. Я думаю, что и родственники умерших внесут свой посильный вклад.

Всего в приходе было «одиннадцать часовен, из которых одна каменная» (по данным за 1867 год). Одна часовня находилась на перекрестке дорог при въезде в Сижно со стороны Попковой Горы с кривым крестом. Так она простояла около 20 лет. Будучи подростком, я поинтересовался у своего дедушки П.О. Осипова; «А почему у часовни кривой крест? » - «Два брата из Залесья (или Попковой Горы), - сказал он, пытались кувалдой сбить крест, но этого сделать им не удалось - крест устоял», - и добавил - «Антихристы!»

После Великой Отечественной войны часовню ликвидировали. Вблизи некоторых разрушенных часовен были древние захоронения с каменными крестами и надгробиями, в Попковой Горе, Савиновщине. Возможно, что здесь были похоронены воины Шереметевского отряда. Этот вопрос требует дополнительного изучения.



Из прежнего прихода Сиженской церкви остались, как сейчас говорят, «неперспективные деревни», а многие из них вообще исчезли. Для примера можно назвать деревни 1-й и 2-й Березняк, Большое Вербито. В период Великой Отечественной войны эти деревни были оплотом Советской власти. Здесь люди жили по своим законам, вблизи этих селений располагались лесные лагеря Пустошь, Бобровщина, Лома и другие близкие к ним территории. Здесь в лесу скрывались крестьяне, которые активно боролись с оккупантами.

Это, к сожалению, нераскрытая строка нашей истории. Например, наша семья в 1943 - 1944 годах жила на Бобровщине, уполномоченным от партизан в этом лагере был избран Иван Гусев, мой дедушка П.О. Осипов выполнял многие задания партизан с выездом за пределы лесного лагеря. Партизаны по старым церковным тропам ходили на боевые задания, в разведку, за «языком», а иногда заглядывали и к нам на Бобровщину. Я был очевидцем карательной операции фашистов, когда уничтожили Березняк и Вербито. В то время по лесной дороге шли фашистские танки с пехотой в сопровождении самолетов, затем появилось зарево и черные тучи дыма, окутывающие лес - горели Березняк и Вербито. Спустя 50 лет было бы справедливым и правильным не только восстановить эти деревни, но и поставить там памятный знак, как свидетельство героической борьбы сельчан с оккупантами.

В конце моего пространного письма следует сказать, что сейчас есть все основания, чтобы «собирать камни», возвращать к жизни все отнятое и разрушенное, если мы хотим возродить Россию и ее первичную основу - деревни, храмы, памятники, часовни, древние могилы и т.д.»[3]

Б.А. Павлов

Крестный ход в Пуговичино

В книге «Историко-статистические сведения по С.-Петербургской епархии (СПб. 1885. С. 207) мы читаем, что в день рождения Богородицы совершался Крестный ход в деревню Пуговичино. По церковному календарю этот праздник отмечали 21 сентября по новому стилю (по старому - 8 сентября). Естественно, нас заинтересовал вопрос, почему совершали Крестный ход в маленькую деревушку Гдовского уезда. Мы поинтересовались у священника Троице-Сергиевой Лавры, он указал на две возможные причины крестного хода: «Крестный ход проводится, - сказал он, - если в указанной местности был Святой или если в этой местности было зарегистрировано какое-либо Божественное явление (видение)».



Наш дед и прадед П.О. Осипов называл одно из мест, примыкающих к деревням Пуговичино (Пуговицыно), - Вестница (Вешница). Когда-то там было два песчаных холма на берегу речки Заборовка (Заборожка). В этом районе пасли лошадей. Мы, будучи детьми, там играли, искали лисьи норы и прятались.

Мы обратились к Советскому энциклопедическому словарю (Москва. 1986), в котором обнаружили, что слово с корнем «весь» обозначает обитель, селение. Весь - прибалтийское финское племя. Можно предположить, что это местечко так было названо, учитывая, что вблизи этого места было заложено новое поселение - деревня Пуговицыно. На противоположной стороне речки Заборовка (Заборожка) имелся Священный источник, куда население ходило брать воду и лечиться, особенно при заболевании глаз По воспоминаниям старожилов, вблизи деревни Вощенег в урочище располагался монастырь, недалеко от него были захоронены шведы. Местечко это называется курганом.

Мы побывали в тех местах и обнаружили, что в горе действительно был какой-то ход в подземелье, который мальчишки после войны взорвали. На горе много валунов, а внизу глубокий овраг. В литературных источниках найти подтверждения, что здесь был монастырь, нам найти не удалось. Что касается кургана, то, если он здесь и был, то его сравняли с землей. Сегодня имеется лишь незначительное возвышение над уровнем земли. Священный подземный источник почти зарос, слабые струйки воды с трудом прорываются из-под земли. В районе двух холмов появилось два пруда, так как гравий с помощью экскаваторов выбрали и отправили на стройку, а в этих прудах летом купаются люди, вода в них холодная, ключевая. Божественных явлений (видений) нам установить не удалось. В данном случае Крестный ход в деревню Пуговицыно совершали, более вероятно, к источникам и колодцам для их освящения. Источников (ключей) в районе деревень Пуговицыно и Заборожки действительно было очень много[4].

Б.А. Павлов

Из прошлого Сиженской церкви

…В 1936 году наступил новый этап для Сиженской церкви. - Она была закрыта и использовалась как склад, место для проживания заключенных, для приготовления торфо-перегнойных горшочков и т.д. В годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945) церковь крестьянами была восстановлена. Я знаю, что в ее восстановлении активную роль играл мой крестный отец И.П. Аверьянов - житель деревни Вощенег. Тогда все стены отмыли от извести и восстановили церковные Росписи. Восстановлен был и иконостас и многие другие работы по дереву (мой крестный отец был прекрасный плотник). Со всей округи были собраны иконы, переданные крестьянам на временное хранение. Таким образом, восстановление Сиженской церкви в годы войны было своеобразным протестом оккупационному режиму. Как относились к этому немцы, мне не известно.

Службы проводились до 2 июля 1950 года, затем она повторно была закрыта. 2 июля 1950 года священник выполнил обряд крещения детей, затем был проведен Крестный ход и церковь закрыли. Как я слышал от местных жителей, иконостас и некоторые другие ценности церкви были переданы в церковь Ополье Кингисеппского района. Так ли это или нет - требуются уточнения. Известно, что церковь в Ополье ровесница церкви в Сижно, она была построена тоже в 1730 году. Возможно, причиной закрытия Сиженской церкви послужило Постановление ВКПб «О задачах антирелигиозной, атеистической пропаганды в новых условиях», подготовка которого была поручена Михаилу Суслову. В полном соответствии с богоборческой традицией 20 - 30-х годов авторы документа предлагали придать антирелигиозной пропаганде «наступательный», «решительный» характер, - пишет митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн. Сегодня просьбы населения о восстановлении Сиженской церкви увенчались успехом. Церковь восстанавливается. Церковь опять действующая, издали слышен ее колокольный звон.

По воспоминаниям моей сестры А.А. Павловой (после замужества Смирновой) в 1950 году день закрытия Сижненской церкви был насыщен до предела: вначале проходила служба, потом население причащали, подростков крестили. «Мне тогда было 10 - 11 лет, я ходила в 4-й класс», вспоминает Алла Алексеевна. Затем был Крестный ход, который представлен на публикуемой фотографии, любезно предоставленной И.П. Аверьяновым.

Б.А. Павлов

Письмо в газету «Ленинградская правда»

О судьбе церкви в деревне Сижно

Сланцевского района Ленинградской области.

(Размышления после посещения выставки

авторского плаката «Совесть»).

Глубокоуважаемая редакция!

В конце августа мне удалось посетить первую конкурсную выставку авторского плаката «Совесть», которая была организована Ленинградским отделением Советского фонда культуры. Выставка оставила после себя глубокие впечатления своей откровенной постановкой острых актуальных для нашей страны вопросов: борьбы с коррупцией, взяточничеством; сохранения культурного наследия нашего народа, его исторических памятников. Выставка призывает к миру, доброте и милосердию. Мне кажется совершенно правильным, что средства от проведения этой выставки пойдут в фонд помощи воинам, выполнявшим интернациональный долг в Афганистане.

Особо привлек внимание плакат, выполненный художником В.М. Сойту. С моей точки зрения, этот плакат не обратил на себя должного внимания посетителей, и поэтому хотелось бы остановиться на нем более подробно, дать ему соответствующую оценку.

На плакате Виктора Матвеевича Сойту изображена Церковь Михаила Архангела, которая была построена в 1730 году в Сижно - на том самом месте, где «русское воинство стерегло Отчизну от нападения врагов». Плакат художника вопрошает: «Можно ли считать себя культурным человеком, уничтожая культуру?».

По моему мнению, церковь в деревне Сижно имеет большое историческое и нравственное значение. Церковь Михаила Архангела, строительство которой проходило в XVII - XVIII веках, является единственным памятником архитектуры в Сланцевском районе Ленинградской области (бывший Гдовский уезд).



По словам жителей местных деревень, церковь Михаила Архангела поражала своей красотой и внутренним убранством: в ней находились дорогие иконы, живописные панно на стенах, подсвечники-люстры. Куполообразные потолки были покрыты росписями на различные религиозные сюжеты. Особенно впечатляющими были красивые резные «Райские ворота» - вход в алтарь, а также необыкновенно ценный иконостас, который после закрытия церкви был передан в одну из церквей Кингисеппского района Ленинградской области.

Сегодня церковь Михаита Архангела в Сижно, памятник архитектуры и нашей истории, близка к разрушению. Местные жители вспоминают, что в 1936 - 1937 годах церковь была закрыта и многие исторические реликвии утрачены. В годы Великой Отечественной войны в 1941 -1945 годах жителями местных деревень церковь была частично восстановлена и работала до 1 июля 1950 года, затем она была вновь закрыта. Сиженская церковь систематически подвергалась осквернению и разрушению: в ней жили заключенные, она превращалась то в склад для зерна, то в конюшню, то в церкви размещалось производство торфо-перегнойных горшочков. Многие могилы, расположенные у церкви, оказались оскверненными и разрушенными.

Мы с женой и сыном побывали у стен церкви в Сижно, отдали дань уважения светлой памяти близких нам людей и родных, похороненных на кладбище вблизи от Сиженской церкви, беседовали с местными жителями, старожилами о состоянии архитектурного и исторического памятника.

Естественно, возникает ряд вопросов. Во-первых, какие организации в Ленинградской области несут реальную ответственность за сохранность исторических памятников и памятников архитектуры, и что было ими сделано, чтобы спасти Сиженскую церковь? Во-вторых, что можно было бы сделать, чтобы восстановить церковь Михаила Архангела в деревне Сижно?

Может быть, целесообразно перенять опыт соседей - жителей г. Кингисеппа и после восстановления церкви Михаила Архангела организовать там краеведческий музей Сланцевского района Ленинградской области, а возможно, в целях восстановления памятника, целесообразно передать Сиженскую церковь в распоряжение Православной церкви, как это делается в других краях нашей страны.

Символично, что церковь Михаила Архангела находится на территории совхоза «Родина», вблизи от шахты № 3 Сланцевского бассейна.

Вот такие размышления вызвал плакат В.М. Сойту, помещенный на Ленинградской конкурсной выставке авторского плаката «Совесть».

С уважением

доктор медицинских наук Б.А. Павлов.

24.09.1988»

Ответ из газеты «Ленинградская правда» пришел за № 34257. Вот его текст:

«Уважаемый Борис Алексеевич! Благодарим Вас за письмо. Проблемы, которые Вы поднимаете и факты, которые приводите, учтем в своей работе.

С уважением корреспондент отдела культуры Токарева. 9/ХI - 1988».

Какие меры по моему письму были приняты мне точно не известно, но я знаю, что передавался кинофильм по телевидению о Сижненской церкви: видный ученый нашей страны, Депутат Верховного Совета СССР Владимир Андреевич Алмазов обратился тогда к Ленинградскому митрополиту Алексию (ныне Святейший Патриарх Алексий II), который сказал: «Эту церковь я знаю, будем ее восстанавливать».

С тех пор прошло почти десять лет, Сижненская церковь почти полностью восстановлена, регулярно проводит службы, и церковный колокольный звон слышен на всю округу[5].

[1] Н.Д. Мусина-Пушкина (1829 - 1855) - Дочь Д.М. Шишковой (урожд. Сычевской) и Д.А. Шишкова (†1840), жена Л.И. Мусина Пушкина (1819 - 1865). Владельцы имения Б. Сижно (Нагинщина).

[2] Полковник А.М. Сычевский - Владелец имения Б. Сижно (Нагинщина).

[3] Павлов Б.А. Сиженская церковь - памятник архитектуры и нашей истории // Когда мы были мальчишками. 1998.

[4] Павлов Б.А. Крестный ход в Пуговичино // Когда мы были мальчишками. 1998.

[5] Павлов Б.А. Письмо в газету «Ленинградская правда» // Когда мы были мальчишками. 1998.

Сижно

Previous post Next post
Up