Сижно. Храмовый погост

Sep 15, 2019 07:14





Сижно. 1961.

Храмовый погост в Сижно, как ни странно, бывший некогда в основном местом упокоения местных помещиков, членов причта и некоторых из прихожан, полностью сохранил историческую свою планировку.

Он с трех сторон сохранил исторические свои очертания, которые с южной и восточной сторон сегодня оконтурены сельской дорогой, а с северной стороны - усадебным прудом. Его вырыли когда-то местные крестьяне для нужд и услады помещиков Сижно.

Освящение крещенской воды в р. Сиженке, по рассказам местных жителей, проводилось раньше в верховье пруда, у мостка, т.е. выше церковного кладбища.

Традиция же освящения крещенской воды из выстроенного на берегу колодца, видимо, стабильно существовала здесь в 1950-е гг., и она же была возобновлена тут о. Игорем (Тихомировым) уже после передачи храма верующим во второй пол. 1980-х гг.[1]

Если сравнивать планировку территории вокруг храма в том виде, как ее начертал «гражданский инженер» С. Андреев, то сразу же бросается в глаза некоторое несоответствие современной планировки тому, что он предполагал здесь сделать.

Согласно плану Андреева старая сельская дорога огибала храм не с двух, а с трех сторон, а с западной стороны от нее к главному входу в храм по плану вела дорожка, по которой могла проехать бричка, повозка, телега, наконец.

Эта небольшая по протяженности дорожка была ровно такой же по ширине, как и дорожка, которая сегодня ведет к храму от существующих здесь церковных ворот.

С западной стороны к храму теперь примыкает частная усадьба, а на пути предполагаемой дороги вдоль пруда, и от шоссе к храму, стоит теперь еще и двухэтажная постройка с куполком, выстроенная здесь в 2019  г. - Никакого подъезда с этой стороны к храму теперь нет, и старый подъезд, если таковой здесь был, никак не читается на местности.

По плану Андреева с западной, равно с восточной сторон, за дорожкой, обрамлявшей храм со всех сторон, традиционно было место только под 1 - 2 ряда могил.

Встарь хоронили на храмовом погосте больше со стороны ворот, и никакой прирезки кладбища со стороны главного входа в храм никогда не было.

На фотографии храма 1961 г. хорошо видна руинированная ограда из полевых валунов, которая располагалась достаточно близко к храму. Именно это ее местоположение и было приблизительно зафиксировано в чертеже «гражданского инженера» С. Андреева.

Вся прочая территория к сегодняшнему дому священника. сделанному уже в виде часовенки с куполком, была тут прирезана о. Сергием (Кутузовым). До него тут существовало чистое место с забором песка, который кто-то перемещал тут в сторону пруда.

Эта перепланировка впоследствии, видимо, была прекращена, поскольку власти Сланцев всегда понимали, что вести гражданское строительство вблизи исторического объекта в Сижно надо весьма осторожно.





Сегодня прирезанная Кутузовым территория сегодня уже занята декоративными изысками и клумбами. Лет 10 тому назад здесь еще стояли его дом и гараж. - Они были снесены в ходе предполагавшихся в Сижно ландшафтно дизайнерских перемен.

Сегодня в глубине храмовой территории, с запада, высится уже двухэтажная постройка с небольшим куполком, а до нее тут стоял небольшой дом священника, обитый сайдингом, который сгорел в 2018  г.

Сегодня наискосок к храму с юго-запада ведет от шоссе асфальтированная дорога, рядом с которой существует красивая аллея, усаженная столетними дубами и липами. По аллее этой, к сожалению, никто не ходит.

Храмовая территория с юго-запада недавно еще была маркирована старым дубом, который рухнул в нач. 2000-х гг.

Остатки его были зачем-то выпилены и выкорчеваны, что не совсем оправдано в историческом плане. В память об этом историческом дереве, которое было явно старше самого храма, следовало оставить хотя бы высохший ствол, законсервировать его, что придало бы месту, как говорится, бóльше « шарма истории».



На месте погибшего дуба высажено другое дерево, а ведь под ним исстари собиралась местная молодежь, и здесь устраивались сельские праздники.

Еще следует помянуть о существовании в Сижно старой часовни, которая располагалась на выходе из села в сторону д. Нагинщина (бывш. с. Б. Сижно), где, очевидно, когда-то при старом храме в XVII - XVIII вв. существовало кладбище. Сегодня в Нагинщине ни о каком храме, а, тем более, о кладбище никто «слыхом не слыхивал».

Сегодня невозможно практически установить - кто, где и когда был похоронен на храмовом пог. в Сижно, а так же, когда была уничтожена та или иная могила, о которой помнили еще старожилы. - Даже устные свидетельства о памятниках и о местах их нахождения разнятся между собой.

К сожалению, до революции сиженские священники не подали никакой информации в «Русский провинциальный некрополь», издание, которое предпринял Великий князь Н.М. Романов в 1914 г. В этом проекте вышел в свет лишь первый и единственный том. Из гдовских захоронений в нем были представлены единственно храмовые кладбища Щепца и Кярово. И все.

После повторного закрытия храма в Сижно в 1950-м г., население практически самостийно уже изредка хоронило своих родственников на погосте, - где кому заблагорассудится. Видимо, надзор за этим процессом по факту отсутствовал, а потому, на сохранившихся немногочисленных старых фотографиях мы видим хаос оград, выставленных и до1950 г., и после него. - Их стали сносить сразу после передачи храма верующим во 2-й пол. 1980-х гг.

Сегодня на погосте захоронения прекращены вовсе, поскольку кладбище давно переполнено. На месте утраченных могил прошлый священник развел цветник и занимался до недавних пор благоукрашением места. - Возможно, так оно было и нужно.

Часть храмового кладбища с запада была уничтожена здесь еще в 1950-е гг., в то время, когда у храма сделали технологическую площадку, на которой разворачивались машины и на которую выгружали торф.



Немногочисленные исторические ограды, напр., на могиле крестьян Барановых были снесены уже при о. Сергии (Кутузове), в нач. 2000-х гг. Тогда же были спилены на кладбище и многочисленные старые деревья, которые еще видны на снимках этого времени. Они выросли на погосте после 1951 г., но вдоль старой дорожки, ведущей от ворот к храму, всегда существовали столетние липы и прочие сорта деревьев. Сведение их представляло тут целую повесть и историю, и растянулось в Сижно на 20 - 25 лет.

По поводу свода деревьев на храмовой и на прихрамовой территориях существовала целая переписка активных прихожан с епархией. Нередки были в этой переписке и жалобы.

Каждый священник выпиливал тут деревья по своему усмотрению, поскольку они реально мешали практическому захоронению и в принципе грозили упасть на существующие могилы и разрушить в итоге недешевые вообщем-то ограды и памятники.

Настоящая «коммерциализация» храмового кладбища была развернута тут при священнике о. Сергии (Кутузове), и прекратилась только после его ухода на другой приход.

Практика свода кладбищенских деревьев была продолжена и при священнике о. Владимире (Никитине), который настоятельствовал в Сижно ок. 8-ми лет.

Фотофиксации памятников, оград и кладбищенских деревьев не проводил здесь никто и никогда. Исследователи прошлого, к сожалению, никогда не занимались проблемами Сижно, и, тем более, не делали фотосъемок. Между тем, фотография - это действенный инструмент работы исследователя. - Неумение, а сегодня уже и нежелание снимать, снижает качественную сторону исторических работ вообще.

Существуют свидетельства того, что некоторые плиты с кладбища использовал на строительстве один из местных жителей. Дом его лет 10 - 15 назад сгорел.



За алтарем храма похоронен священник о. Игорь (Тихомиров), родившийся 11.05.1933 г. в Ярославской области. В 1948 г. его семья переезжает в Ленинград, где в 1957 г. он поступает в С.-Петербургскую Духовную семинарию.

18.06.1959 г. пресвитер о. Игорь (Тихомиров), будучи студентом Семинарии, назначается на первый приход в ц. Воскресения Христова с. Петрова Горка бл. Череменецкого озера в Лужском р-не Ленинградской обл.

11.1950 г. он назначается настоятелем ц. свв. мчч. Флора и Лавра с. Загородицы Оредежского (позднее Лужского) района, где служит в течение 15 лет.

09.1975 г. протоиерей о. Игорь (Тихомиров) назначается настоятелем ц. во имя Казанской иконы Божьей Матери в с. Б. Поля бл. г. Сланцы, где служит 14 лет.

Ок. 1987 г. приступает к возобновлению храма в с. Сижно.

1.12.1989 г. о. Игорь по личному прошению переводится настоятелем в храм во имя Св. Покрова Божией Матери в с. Козья Гора, Сланцевского р-на.

06.1993 г. он вновь назначается настоятелем ц. во имя Казанской иконы Божьей Матери в с. Б. Поля бл. г. Сланцы, где служит вплоть до своей кончины, последовавшей 21.04.1997 г.

Пользуясь случаем, отметим, что последним местом служения бывшего настоятеля храма в пог. Сижно о. Сергия (Кутузова) с 24.01.2013 г. был храм Рождества Богородицы в пог. Пенино.

Протоиерей о. Сергий (Кутузова), прослуживший в храме с. Сижно с 14.12.1992 г. до октября 2009 г. 17 лет, скончался 22.07.2017 г. и похоронен при алтаре храма в пог. Пенино. Памятник на могиле его матушка Ольга поставила в 2019 г.

[1] На фотографии храма 1961 г. береговой колодец есть, и, видимо, он был тут и в момент закрытия храма в 1951 г.
Previous post Next post
Up