Сижно. Священник Федор Филимонов

Sep 09, 2019 09:25





Ефим Андреев дал в своих Записках биографию священника, который, судя по хронологии, крестил его в 1830 г.:



«У входа в ограду церковную, с правой стороны, под тенистым кленом, покоится, уважаемый доныне, священник и кавалер Владимира 4-й ст. Феодор Филимонович, скончавшийся 23 августа 1836 г. Он почти из развалин восстановил настоящую, до него недостроенную, церковь. Феодор Филимонович в Павлове погосте (Гдовского уезда) провел детство свое в крайней бедности, и в ближней деревне пас свиней по берегу Чудского озера. Горька была участь малютки Феодора, и, к горю его, безграмотный отец не мог и его приучить к грамоте; и уже проходили годы детства его в неведении, но он жаждал научиться грамоте. С горькими слезами мать проводила его к дяде своему, в Елеазаровскую пустынь, за 100 верст от Павлова. Феодор, имея один медный пятак, данный матерью в благословение, прошел страшную пустыню Сорокового бора, питаясь сухариками, и наконец достиг до деда своего, иеромонаха той пустыни, но много вытерпел от жестокого старца, дотоле, пока не научился книжной мудрости - читать псалтирь, чего ж еще более? Тогда не много знали и священники сельских мест, а Феодор об этой должности и мечтать не мог. Но вот беда! Отца его исключили из духовного звания, и Феодора записали в кантонисты. Мать не могла выдержать такого горя и пошла пешком, с котомкою, в столицу, упала в ноги архипастырю и слезно умоляла его возвратить ей сына. Тронутый до глубины души добродетельнейший архипастырь слезами матери, взялся исходатайствовать Феодору возвращение в духовное сословие, но послал и самую мать с просьбою к военному генерал-губернатору. С большим трудом нашла она доступ к губернатору и, пав на колена, подала ему просьбу, заливаясь слезами. Просьбы ее услышаны, Феодор возвращен ей и определен пономарем к Андреевскому собору, на Васильевский Остров. Такова судьба о. Феодора в его детстве!»[1]

Описывая пог. Поля, Андреев приводит краткие свидетельства бунта, бывшего здесь в 1826 г. Священник пог. Сижно о. Федор (Филимонов) занял в этом случае позицию миротворца и старался успокоить прихожан пог. Сижно. И тут бунташные настроения будоражили умы.

На тему крестьянского бунта 1826 г. в Гдовском и Лужском уездах есть исчерпывающая информация А.Д. Лукашова:

««По получении священнического сана, в декабре 1798 года, о. Федора Филимонова определили в погост Сижно.



И так, ко времени описываемых нами событий при Сиженском храме состояли: священник Федор Филимонов, в этом году ему исполнилось пятьдесят лет, и его жена - Федосья Иванова сорока восьми лет. Одна из их дочерей тридцатилетняя Елена была к этому времени вдовою[2], а двадцатишестилетняя Ольга состояла в замужестве за диаконом Гдовского Димитриевского собора Михаилом Евтихиевым[3].

Так же при храме состоял диакон Гавриил Иакимов, к своим тридцати пяти годам он, с женою - Еленою Федоровой обзавелся тремя сыновьями. Дьячок Никита Леонтьев[4] в свои двадцать пять лет был холост, так же как и двадцатилетний пономарь, Иван Матвеев. В должности просвирни состояла дьяческая вдова Катерина Петрова с двенадцатилетней дочерью Евдокией Ивановой. В таком составе и встретил причт Архангеломихайловской церкви тревожные майские события 1826 года.

Мечта о свободе и земле никогда не оставляла подневольного крепостного. И в те дни когда крестьянские волнения охватили значительную часть Гдовского уезда Сиженские прихожане, убежденные в том что их владельцы и местное начальство скрывают от них настоящий манифест с дарованной свободой, так же вознамерились добиться справедливости.

Высочайший манифест от 12-го мая был зачитываем в церкви, туда они и отправились в надежде увидеть «настоящий» а «неподдельный» манифест. Но коса нашла на камень! Строгий пастырь [о. Федор (Филимонов)] неприветливо встретил своих заблудших овец. В документах это событие отмечено скупо и неэмоционально: «Пасторским увещанием и даже духовным взысканием более строптивых его паствы, способствовал водворению спокойствия порядка и послушания Крестьян их Помещикам». «…своими увещаниями крестьян, отложившихся от исправления повинностей и мечтавших о мнимой свободе, вразумил в их заблуждении и обратил к повиновению сколько твердостью принятого настояния, столько и силою пастырских внушений».

Таким образом благодаря Федору Филимонову в деревнях Сиженского прихода крестьянские волнения закончились не успев начаться. А в Польском приходе дело приняло иной оборот.



Иная судьба ожидала законопослушного пастыря из Сижно. Проявив благоразумие и оставшись верным пастырскому долгу, он уберег своих прихожан от опрометчивых поступков и таким образом спас их от неминуемого жестокого наказания.

Петербургский генерал-губернатор П.В. Голенищев-Кутузов по долгу своей службы был обязан составлять донесения на высочайшее имя о положении во вверенной ему губернии. Порадовать царя было нечем, крестьяне бунтовали во всех уездах губернии. Особенно, в этом отношении, «отличились» Лужский и Гдовский уезды. Почти ежедневно из них приходили самые неутешительные известия. Но вот, как то раз, изыскания Павла Васильевича привели к нужному результату, им был «обнаружен в Гдовском у. похвальный поступок погоста Сижна священника Федора Филиппова … О таковом поступке я имел счастье доводить до сведения Государя Императора»[5].

Этот долгожданный, но редкий и необычный на общем фоне поступок было решено использовать в пропагандистских целях. Ознакомившись с отрадным донесением, император Николай I для начала приказал наградить Сиженского священника. Так появился на свет следующий указ:

«Указ Капитулу Российских орденов.

Священника погоста Сижна Гдовского уезда Федора Филимонова, в воздаяние собственного его усердия, оказанного при обращении крестьян к должному повиновению их помещикам пасторскими своими увещаниями, Всемилостивейше повелеваем сопричислить к Ордену Св. равноапостольного Князя Владимира - четвертой степени.

Капитул имеет доставить ему знаки сего ордена и Грамоту на оный.

На подлинном подписано Собственною

ЕГО ИМЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА

рукою:

НИКОЛАЙ

С.Петербург

17 Июня 1826-го

Верно: Н. Муравьев»[6].

Не прошло и нескольких дней после выхода этого указа в свет, как статс-секретарю собственной ЕИВ канцелярии Николаю Муравьеву, от Канцлера Российских Орденов, были доставлены знаки ордена Св. Владимира 4-й степени и грамота на оный. Муравьев отправил награду церковному начальству, сопроводив ее письмом: «Синодальному Обер-Прокурору и Кавалеру Князю Петру Сергеевичу Мещерскому … Покорно прошу Вас, Милостивейший Государь мой о получении оных знаков меня уведомить, и сделать зависящие от Вас распоряжения, об истребовании от помянутого Священника Филимонова и доставлении в Капитул Российских Орденов по пожалованному ему ордену - единовременных денег тридцати рублей»[7].

А пока помянутый в письме Филимонов собирал деньги на свой орден, в свет появился еще один высочайший указ:

«Указ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССИЙСКОГО.

Из Святейшего Правительствующего Синода, Синодальному Члену Его Императорского Величества Духовнику, Московского Благовещенского Собора Протопресвитеру Павлу Криницкому[8].

По Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора и Кавалера Князя Петра Сергеевича Мещерского, коим в следствие Всочайшего ЕГО ИМПРЕАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Повеления, доводит до сведения Святейшего Синода, что ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ныне получив донесение о похвальном поступке Священника Гдовского уезда Погоста Сижна, Федора Филимонова, которой своим Пасторским увещанием, и даже Духовным взысканием с более строптивых его Паствы, способствовал водворению спокойствия, порядка и послушания крестьян их помещикам, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ соизволил пожаловать ему Федору Филимонову, Орден Св. равноапостольного Князя Владимира 4-й степени, и что ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО Соизволяет, дабы Святейший Синод сей похвальный поступок Священника Филимонова и сию Монаршую ему награду поставил в пример всем прочим Священникам. Приказали: Во исполнение означенного Высочайшего ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА соизволения в Московскую и Грузинско-Имеретинскую Святейшего Синода Канторы, к Синодальным Членам и прочим Преосвященным Епархиальным Архиереям, равно в Ставропигальные Лавры и Монастыри, Главного Штаба ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА К Обер-Священнику и в Типографскую Кантору послать Указы, с тем, чтобы каждый объявя по своему ведомству всем Священно-Служителям похвальный поступок Священника Филимонова, и оказанную от ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ему награду, подтвердили, что бы они при случае неповиновения крестьян их помещикам поставляя в пример его Филимонова, старались по долгу звания своего Пастырскими увещаниями и даже Духовными взысканиями с более строптивых, способствовали водворению спокойствия, порядка и послушания крестьян их помещикам, избегая чрез то положенного Законами за противное тому строгого наказания.

Июня 28 дня 1826 года»[9].



Отпечатанный типографским способом и большим тиражом указ, был предназначен для рассылки во все губернии Российского государства. Для ознакомления и в пример всем священнослужителям его отослали в: Белосток, Витебск, Киев, Ревель, Ригу, Оренбург, Варшаву, Херсон, Астрахань, на Кавказ, в Сибирь … А так же «Полевому Обер Священнику 2-й Армии Протоиерею и Кавалеру Иоанну Яновицкому. В местечке Тульчин Подольской губ.»[10] и «Господину Полевому Обер Священнику 1-й Армии Протоиерею и Кавалеру Павлу Моджунскому. В г. Могилеве Белоруссия»[11]. И отовсюду курьеры примчали обратно в Петербург расписки в получении, прочтении…



Так Сиженский священник Федор Филимонов, совершив похвальный поступок, в одночасье стал знаменит на всю Российскую империю.

Кстати, это была не единственная награда верного престолу и Отечеству пастыря. Еще в феврале 1818 года он удостоился награждения бронзовым наперсным крестом «В память войны 1812 года» на Владимирской ленте. Этой награды удостаивались все священники призывавшие в своих приходах народ к защите Отечества.

До конца своих дней он пребывал священником Архангело-Михайловского храма, скончался 23 августа 1836 года и похоронен под высоким кленом справа от церковных ворот. Огромный пень этого дерева сохранился до наших дней. По воспоминаниям Выскатского крестьянина Ефима Андреева уважение и память о своем пастыре местные крестьяне сохраняли в течение многих лет.

До 1856 года все российские награды по смерти награжденного надлежало возвращать в Капитул орденов. Исключение было сделано лишь для наперсного креста и медали «В память Отечественной войны 1812 года». Поэтому орден после смерти о. Федора был возвращен, а крест хранился в семье Филимоновых еще долгие годы. Спустя сто лет, в юбилейном 1912 году, прямым потомкам награжденных было предоставлено право ношения этих наград»[12].

Сегодня могила о. Федора осияна каменным крестом и украшена мозаикой, на которой изображен орден Св. Владимира IV степени, которым был награжден священник. Поле возле креста выложено специальной плиткой и к нему проложены дорожки.

[1] Андреев Е.А. Сижно. Указ. соч. Сс. 160 - 161.

[2] Муж Елены Филимоновой - дьякон Гавриил Иоакимов. Клировые Ведомости за 1820 год сообщают, что ему 30 лет. «Из великороссиян сын священнический. Обучался Алесандроневской семинарии с 1801-го года по 1808 год до класса поэзии в русском классе. В 1809 году определен к Сиженской церкви пономарем, в 1811 переведен к Троицкой церкви в Черновской погост в пономари, а 1813-го года ноября 1-го дня произведен к Сиженской церкви во диакона ... Таинства и обязательства знает читает поучения не худо. У него жена Елена Федорова 24 года, сын их Константин 4 года находится при отце».

[3] Так же как и его тесть Михаил Евтихиев был уроженцем Павловского погоста. Священнический сын. Обучался в Ямбургском уездном училище. 4 ноября 1817 года был определен в Павловский погост пономарем и в стихарь посвящен. В 1819 году 27 ноября посвящен во диаконы к Димитриевскому собору. В 1828 году за нетрезвость, в качестве наказания, был отправлен на четыре месяца в монастырь.

[4] В клировых ведомостях за 1828 год о Никите Леонтьеве сказано следующее: «Из великороссиян сын пономарский. Обучался в Петропавловском училище до 1-го уездного отделения. В 1818 году марта 21 дня поступил в Ришельевскую лицею, к Александро-Невской церкви дьячком, что в Кигиеневской епархии городе Адессе; 1824 года поступил к сей церкви дьячком, и в стихарь посвящен, на что и грамоту имеет. Упрямого и грубого поведения находится под следствием за причиненные им обиды того погоста священнику Федору Филимонову. Катехизис помнит по ноте поет и читает изрядно».

[5] РГИА. Ф. 1286. О. 4. Д. 353. Дело по отношению статского секретаря Муравьева с препровождением 33 всеподданнейших просб крестьян разных губерний и помещиков, жалующихся на жестокое обращение владельцев их и управляющих вотчинами на отягощение поборами и господскими работами, в том числе помещика отставного полковника Томилова.

[6] РГИА. Ф. 797. О. 3. Д. 10544. О сопричислении к ордену Св. Владимира 4 степени священника Феодора Филимонова за усмирение крестьян погоста Сижна, Гдовского уезда.

[7] Там же.

[8] Павел Васильевич Криницкий (1752 - 1835). Из дворян Черниговской губернии, образование получил в Черниговской гимназии и Киевской духовной академии. В 1783 г. его отправили священником в Париж, где он пробыл до 1791 г. и стал свидетелем начала французской революции. В декабре 1803 г. его причислили к придворной церкви, 27 января 1806 г. назначили старшим над придворным духовенством. 3 апреля 1808 г. назначили духовником царским и членом Священного Синода. До 1825 г. Криницкий оставался духовником Александра I, императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны. Оставался духовником вдовствующей императрицы вплоть до ее смерти в 1828 г.

[9] РГИА. Ф. 806. О. 2. Д. 5140. О подтверждении всем священнослужителям дабы они по примеру св-ка Филимона [так в источнике] старались способствовать к послушанию крестьян помещикам и о проч. 13.03.1826.

[10] РГИА. Ф. 806. О. 2. Д. 5176. Сведения о похвальном поступке св-ка Гдовского уезда погоста Сижна Федора Филиппова [так в источнике].

[11] РГИА. Ф. 806. О. 2. Д. 5119. О похвальном поступке св-ка Гдовского уез. Погоста Сижна, Феодора Филимонова за водворение спокойствия между его прихожанами, и о награждении его крестом Св. Владимира. 1.03.1826.

[12] Лукашов А.Д. Польские декабристы // Формы сохранения культурного, исторического и природного наследия Гдовской земли. IX Региональные Чудские чтения. Сборник материалов. Самолва - Москва. 2016. Сс. 168 - 213.

Сижно, 1826, Россия

Previous post Next post
Up