Нагинщина. Жеребцовы, Сычевские, Шишковы и Мусины-Пушкины

Aug 15, 2019 15:16





Сижно. Храмовый погост. Представитель Сланцевского ГК КПСС и редактор городской газеты «Знамя труда» В.В. Иванов осматривают поруганный храм и историческое кладбище. На переднем плане могила инженер-прапорщика Александра Сычевского.

Применительно к Сижно представляют интерес и помещики имения Нагинщина, которое в некоторых источниках упоминается как Сижно.

По факту это когда-то было имение Большое Сижно, в противоположность имению Малое Сижно, т.е. Сижну Архангело-Михайловскому, тому, в котором сегодня находится каменный храм во имя Св. Архангела Михаила.

Известно, что до Сычевских имением Большое Сижно владели помещики Жеребцовы[1], о которых известно совсем немного. Несколько больше известно о местных Сычевских,

По источнику 1838 года полковник Александр Сычевский самолично владел сельцом Большое Сижно и проч. деревнями. Кроме Большого Сижно во владении Сычевского находились дд.: Куклина Гора, Юдино, Пустынька, Песвицы, Дворище и Савиновщина. Всего у Сычевского было 378 человек крепостных, а в поместном сельце в 1838 году насчитывалось 24 человека.

Александр Мартынович Сычевский оказывал благодеяния храму. - Он в частности пожертвовал серебряную ризу на храмовый образ Св. Архангела Михаила, и это его пожертвование в свое время стоило немалых денег:

«В числе священных предметов [в храме пог. Сижно] замечательны: два Евангелия, в лист (Москва, 1796 и 1688 гг.); иконы: Архангела Михаила, за левым клиросом, Спасителя и Святого Николая - в Никольском приделе. На образах - серебряные ризы, с вызолоченными венцами. Риза на образ Михаила пожертвована полковником Александром Мартыновичем Сычевским…»[2].

А.М. Сычевский был в 1830 - 1831 гг. Гдовским уездным предводителем дворянства. По этой части в ЦГИА сохранилось дело, повествующее вкратце о его жизни и деятельности, представляющее для историков определенный интерес. - Биография Сычевского при этом отпечатана на машинке; сверху дана печать с датой «11 сен. 1908 г.», а по листу редактором набросаны правки и дополения, и в самом тексте - есть зачеркивания и добавления инициалов «А.М.»:

«Сычевский Александр Мартынович.

Предводитель дворянства Гдовского уезда 1830 - 1831 гг. Полковник артиллерии. 11 декабря 1790 г. А.М., находясь в рядах 3-го батальона Екатеринославского егерского корпуса, в чине поручика, отличился на батареях при взятии приступом города и крепости Измаила и «истреблении там многочисленной турецкой армии».

О подвигах А.М., храбрости его и искусстве донесено было Императрице Екатерине. По Высочайшему повелению, ему выдан был в 1792 г. особый лист, за подписью генерал-аншефа графа Суворова-Рымникского, свидетельствующий о ревностной и усердной службе и подвигах, которыми А.М. «приобрел себе особенное уважение».

В 1799 г. в чине майора, А.М. получил благодарность от инспектора артиллерии генерал-лейтенанта барона Аракчеева: «за усердие к службе и совершенное исправление во всех частях порученной ему роты».

В 1799 г. произведен в подполковники. В 1807 г. оставил военную службу в чине полковника.

В 1830 г. избран предводителем дворянства Гдовского уезда; но оставался в этой должности только до 1831 г.»[3]

Далее на этом же листе - редакционная правка, пометы и записи чернилами и карандашом, которые в текст биографической справки о Сычевском не вошли.

Кстати, из этого дела мы узнаем «русскую» фамилию его жены - «Андреева», в то время, как фактически она звучала по-немецки - «фон Вессель». А звали супругу Александра Мартыновича, опять-таки, по-немецки - Доротея Каролина Христиановна Сычевская:

«Как пострадавшему от ран ему назначена пенсия в размере половины получаемого жалованья».

Женат был на Е. … Андреевой.

Род [его] внесен в III … Д. Р. К.

I 7 cтр. 373; II 27 стр. 450;  II 169 стр. 181. М. 1830 - 1831 гг.»[4]

В Адрес-календаре за 1831 г., фактически в издании «Месяцеслов и общий штат Российской Империи на 1831. Часть вторая», есть краткая запись о А.М. Сычевском:

«В [Гдовской] дворянской опеке:

Предвод. Дворян., полк. Александр Марты[н]. Сычевский. - Депутат для составления дворянской родословной книги и для раскладки сумм по смете земск. повинностей…»[5].

О местонахождении могилы и памятника А.М. Сычевского упоминает краевед Б.Б. Павлов (†; Пуговицыно[6] - Химки), написавший несколько книг по истории родной деревни и обращавшийся к патриарху Алексию II по вопросу восстановления храма в пог. Сижно. Он же предлагал на погосте поставить памятную часовню в память тех, чьи памятники, кресты и могилы были снесены здесь в годы атеистических поветрий, по сути - в ходе массовой варваризации страны. Не секрет уже, что русская революция, начиная с 1917 г., носила характер религиозной войны:

«…исчезли [в пог. Сижно у храма] могила и надгробие Н.Д. Мусиной-Пушкиной, исчез и белый мраморный памятник, на котором, как я помню, было написано: «Жене и другу Мусиной-Пушкиной Надежде Дмитриевне (урожденной Шишковой)», ей были посвящены стихи[7]. Она умерла в 24 года. Исчез памятник и Александру Сычевскому[8] - полковнику и владельцу села Большое Сижно, оказавшему большую материальную помощь Сиженской церкви. Его захоронение находилось слева от входа в церковь»[9].

На храмовом кладбище в пог. Сижно известную загадку представляет верхняя часть могильной плиты инженер-прапорщика Александра Сычевского, отлитая из чугуна. Нижняя часть плиты сегодня куда-то исчезла, а верхний фрагмент по счастливой случайности сохранился. На нем можно еще прочитать часть надписи, вторую же часть можно прочесть на одной из старых фотографий, которые когда-то прошли через мои руки. Таким образом, надпись на плите изначально читалась:

«Прах

инженер-прапорщика

Александра Сычевского

Скончавшегося

на 18 году

августа 9

1826 года».

Очевидно, что это был сын полковника Александра Мартыновича Сычевского, о котором в сетевых родоводах сведений нет.

Между тем, родственные связи Сычевских и Шишковых иллюстрируются в некотором смысле сведениями сетевых родоводов, а потому есть смысл привести их здесь:

«Александр Мартынович Сычевский

Дата рождения:

предположительно между 1759 и 1819

Смерть:

Место погребения:

Sizhno, Slantsevsky District, Leningrad Oblast,  Russia

Ближайшие родственники:

Муж Доротеи Каролины Христиановны Сычевской Вессель, фон

Отец Дарьи Александровны Шишковой»[10].

«Доротея Каролина Христиановна Сычевская (фон Вессель)

Доротея Каролина Христиановна Вессель, фон

Дата рождения:

1789

Смерть:

Ближайшие родственники:

Дочь Христиана Вессель, фон

и Анны Елизаветы Ивановны Вессель, фон

Жена Александра Мартыновича Сычевского

Мать Дарьи Александровны Шишковой

Сестра Кристины Элизабет Христиановны Роткирх;

Егора Христиановича Вессель, фон;

Христиана Христианаовича Вессель, фон;

Ивана Христиановича Вессель, фон

И Елизаветы Христиановны Кнорринг, фон»[11].

Единственная дочь полковника Сычевского Дарья Александровна Сычевская вышла замуж за Дмитрия Аардалионовича Шишкова (†1840) и какое-то время имение стало принадлежать уже фамилии Шишковых.

В каком году умерла Дарья Александровна, не известно, но в статистических материалах 1856 г. она еще поминается:

«По Алфавитному списку селений по уездам и станам С.-Петербургской губернии за 1856 г., деревни Куклина Гора (4 двора, 60 душ), Пустынка (5 дворов, 25 душ), Юдина (3 двора, 17 душ) принадлежат г-же Шишковой, т.е. Дарье Александровне. Также по указанному документу, г-же Шишковой принадлежит совестно с Мармылевой, деревня Вербитово (11 дворов, 44 души)»[12].

Сетевые Родоводы сообщают о чете Шишковых следующее:

«Дарья Александровна Шишкова (Сычевская)

Дата рождения:

предположительно между 1794 и 1854

Смерть:

Ближайшие родственники:

Дочь Александра Мартыновича Сычевского

и Доротеи Каролины Христиановны Сычевской

Жена Дмитрия Ардалионовича Шишкова

Мать Ардалиона Дмитриевича Шишкова

и Надежды Дмитриевны Мусиной-Пушкиной»[13].

«Дмитрий Ардалионович Шишков

Дата рождения:

предположительно между 1784 и 1822

Смерть:

1840

Ближайшие родственники:

Сын Ардалиона Семеновича Шишкова

и Софьи Александровны Шишковой

Муж Дарьи Александровны Шишковой

Отец Ардалиона Дмитриевича Шишкова

и Надежды Дмитриевны Мусиной-Пушкиной

Брат Александра Ардалионовича Шишкова;

Семена Ардалионовича Шишкова

и Владимира Ардалионовича Шишкова»[14].

После смерти Дарьи Александровны Шишковой имением стали владеть уже Мусины-Пушкины, муж, Леонид Павлович, и сын ее дочери, Надежды Дмитриевны. - Имя сына ее, к сожалению, пока не известно.

Надежда Дмитриевна умерла 25.02.1855 г., и мать на какое-то время пережила ее. Муж же пережил ее ровно на 10 лет.

Какой-то частью имения владел еще сын Дарьи Александровны и Дмитрия Аардалионовича, брат Надежды Дмитриевны, - Ардалион Дмитриевич Шишков. Он служил офицером на Кавказе, вдали от отчего дома, и, видимо, в Нагинщине уже больше не появлялся. В РГИА есть дело 1882 г. о выкупе крестьянами конкретно его д. Вербитово[15].

Так же в ЦГИА есть дело 1870 - 1872 гг., в котором поминается помещица А.А. Мусина-Пушкина[16], о родстве которой с членами семьи можно предполагать. Это, несомненно, какая-то родственница Леонида Павловича Мусина-Пушкина, но при этом надо учитывать, что он овдовел в 1855 г. достаточно молодым человеком, и вполне мог жениться во второй раз. Мог так же жениться и его сын, о котором поминалось выше.

Исследователь же из С.-Петербурга Вадим Назаров сообщает о нагинщинской семье Мусиных-Пушкиных следующее:

«Согласно «Путеводителю 60 000 адресов из Санкт-Петербурга, Царского Села, Петергофа, Гатчины и прочие» за 1854 г., титулярный советник Леонид Иванович Мусин-Пушкин проживал с супругой Надеждой Дмитриевной в С.-Петербурге, Свечной пер., 2.



В Материалах Главного выкупного учреждения Министерства Финансов 1862 - 1897 гг. упоминается Л.Л. Мусин-Пушкин, владелец дд. Куклина Гора и Пустынька, очевидно, сын Л.И. и Н.Д. Мусиных-Пушкиных.



Из материалов Главного выкупного учреждения МФ за 1862 - 1897 гг., следует, что владельцем деревень Куклина гора и Пустынька в 1875 г., являлся Л.Л. Мусин-Пушкин (РГИА. Ф. 577. О. 35. Д. 5700), т.е. сын Л.И. и Н.Д. Мусиных-Пушкиных.



Л.И. Мусин-Пушкин, коллежский советник, скончался 18.01.1865 г. и был похоронен в С.-Петербурге, на Митрофаньевском кладбище (Петербургский некрополь, составитель В.И. Саитов. СПБ. 1912 - 1913. С. 188)»[17].

По источнику 1891  г. мызой Б. Сижно (Нагинщина, 264 десятин земли) владел уже некий В.Е. Линденблум, житель г. Нарвы[18], а в 1899 г. уже Р.А. Буре, бюргер из той же Нарвы. От них, очевидно, и пошло заселение деревни эстонскими эмигрантами. В довоенную пору она уже считалась эстонским поселением и здесь был организован эстонский колхоз «Нацмен», мужское население которого в предвоенную пору было полностью расстреляно.

Сегодня в Нагинщине от былого имения ничего практически не осталось, за исключением нескольких старых деревьев. Имеется заросший пруд. В советский период сюда в 1950-е гг. перенесли хозяйственное строение из Архангельского Сижно, но и оно уже сегодня не существует.

[1] РГИА. Ф. 1343. О. 51. Д. 453. Л. 261. Родословная книга дворян С.-Петурбургской губернии (1805 - 1815).

[2] Церковь Архангела Михаила в погосте Сижно // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии Выпуск Х. СПБ. 1885. Сс. 205 - 209.

[3] ЦГИА. Ф. 536. О. 26. Д. 322. (Сы)чевский Александр Мартынович. Гдовский предводитель. 1830 - 1831.  Л. 1.

[4] Там же.

[5] Адрес-календарь. 2. СПБ. 1831. С. 12.

[6] Бывш. д. Пуговицыно - часть совр. д. Заборожка.

[7] Непосредственно на стеле стихов не было.

[8] После передачи в 1987 г. храма в пог. Сижно вновь образованной церковной общине, которая тоже сопровождалась противостоянием уже большепольской и сиженской церковных общин, в Сижно старое церковное кладбище подверглось тотальному сносу старых оград и крестов, которые были в плохом состоянии и не отвечали ценностному пониманию священника и вновь образованного сообщества верующих.

[9] Павлов Б.А. Сиженская церковь - памятник архитектуры и нашей истории // Когда мы были мальчишками. 1998.

[10] https://www.geni.com/people/

[11] https://www.geni.com/people/

[12] Усадьба Мусиной-Пушкиной. http://www.gdovuezd.ru/usadba-musinoj-pushkinoj.html

[13] https://www.geni.com/people/

[14] https://www.geni.com/people/

[15] РГИА. Ф. 577. О. 35. Д. 297. Главное выкупное учреждение МФ. Дело о выкупе временнообязанными крестьянами земельных наделов у Шишкова А.Д. селения Вербитово (С.-Петербургская губерния). 26.03.1882 - 22.12.1882.

[16] ЦГИА. Ф. 190. О. 3. Д. 584. По прошению помещицы А.А. Мусиной-Пушкиной о взыскании с крестьян деревни Куклина Гора оброчной недоимки. 07.11.1870 - 02.11.1872.

[17] РГИА. Ф. 577. О. 35. Д. 184. Главное выкупное учреждение МФ. Дело о выкупе временнообязанными крестьянами земельных наделов у Мусина-Пушкина Л.И. селений Куклина Гора и Пусынька (С.-Петербургская губерния). 20.01.1875 - 10.05.1875. Усадьба Мусиной-Пушкиной. http://www.gdovuezd.ru/usadba-musinoj-pushkinoj.html

[18] Материалы по статистике народного хозяйства в С.-Петербургской губернии. Выпуск ХIV. Частновладетельское хозяйство в Гдовском уезде. Издательство С.-Петербургского губернского земства. СПБ. 1891.

Шишковы, Сижно, Жеребцовы, Мусины-Пушкины, Нагинщина, Харламовы

Previous post Next post
Up