Паломничество Ефима Андреева 1852 года
Путешествие его в погост Озера и монастыри
Пскова, Новгорода и Тихвина
Из Записок Ефима Андреева известно, что он в 1840-е - 1850-е гг. совершал далекие и близкие паломничества, в ходе которых испрошал в церквях возможности поработать.
География его путешествий непосредственно в Гдовском уезде может быть приблизительно составлена непосредственно из его Записок. - В них перечислены порядка 20 церквей уезда, многие из которых он, видимо, посещал и в которых непосредственно молился.
Известно из его сообщения, что в 1849 г. он работал в Пятницкой церкви уездного Гдова. Несомненно, в это самое время он бывал в других церквях города, включая собор. Соответственно, у него есть гдовские главки, которые в его Записках называются:
Гдов. Соборная церковь,
Николаевская церковь,
Церковь св. Афанасия Александрийского,
Пятницкая церковь,
Церковь св. Марии Магдалины.
Описание гдовских церквей отличаются при этом большой обстоятельстью и редкой фактологией. Видимо, он при этом пользовался непосредственно имевшимися уже тогда материалами о Гдове, разного рода брошюрами и книгами.
Об уездных же храмах он дал большие и малые описания по следующему списку:
Черный,
Сижно,
Поля,
Рудный,
Вейно,
Наровский погост,
Скамья,
Доможирск,
Сороковой бор и погост Озера,
Ремда,
Кобылье городище,
Бельская Засада (ныне погост Бельский),
Лядской погост,
Лосицы,
Заянье,
Прибуж,
Щепец,
Округ Сомро,
Осмино,
Песье,
Ложголово,
Погост Доложский.
Описание пог. Озера весьма похоже у Андреева на пересказ брошюры о Преп. Иларионе, которую он мог купить в местной лавке. Оно состоит как бы из трех рассказов. Первый повествует о «пустыне Сорокового Бора» и о местных разбойниках, а второй - о легендах, связанных с жизнью и деятельностью Преподобного Илариона.
Третья часть главки его из Записок посвящена непосредственно рассказу о путешествии самого Андреева в Озера к гробу Преподобного, во время которого он заболел. Этот рассказ носит у него явно биографический характер.
В рассказе он так же упоминает о путешествии в псковские и новгородские монастыри, а так же о посещении им монастыря в Тихвине.
Все путешествие это длилось с июля 1852 г., в конце которого он посетил Озера, и до «половины» ноября того же года, когда он «возвратился домой», т.е. в Выскатку.
Сегодня по карте и с помощью калькулятора можно приблизительно рассчитать маршрут хождения его в километрах:
Выскатка - Псков 163 км,
Псков - Новгород 216 км,
Новгород - Тихвин 207 км,
Тихвин - Выскатка 406 км.
Итого 992 км.
В подсчеты следует добавить заход из селения Ям непосредственно в Озера, ок. 20 км, и хождения его по монастырям и храмам Пскова и Новгорода.
Паломничества подобного рода были в то время обычным делом, и потому Андреев поминает о ежегодном хождении земляков его в Псково-Печерский монастырь через Сороковой Бор:
«В 1852 г., в конце июля, один молодой путешественник ко св. местам от изнурения сил получил горячку и 1-го августа, в болезненном состоянии, пришел ко гробу преподобного. Он молился, сколько мог, просил преподобного, чтобы дарована была ему возможность продолжать путь свой. Предав себя заступлению угодника Божия, он скромно приютился на ограде, при стене церковной, у того места, где стоит гробница преподобного. Угодник Божий даровал скорое исцеление молодому человеку. На утро горячка оставила его, и он, к удивлению своему, со свежими силами, до восхода солнца, собрался в путь свой, оглашая пустыню Сорокового Бора благодарным гласом похвал преподобному своему исцелителю. «Может быть это дело случая, скажут иные, отдохнул и оправился». Было бы так, если бы путешественник, побывав в монастырях Псковских и в Новгороде, на пути к Тихвину не встретил вновь возвратившуюся к нему горячку. Там он совершил свое обещание и там его ожидала покойная градская больница, из которой, уже в половине ноября, он возвратился домой здоровым. Благодарность свою к исцелителю, исцеленный - автор этой статьи [*) Т.е. сам Ефим Андреев.] засвидетельствовал пожертвованием 90 штук иконок преподобного
[1].
[1] Андреев Е.А. Сороковой бор и погост Озера // Указ. соч. Сс. 150 - 178.