Е.А. Андреев в селе Выскатка

Jun 12, 2019 21:42



Е.А. Андреев всегда жил насыщенной жизнью. Вся деятельность его была посвящена общественному благу. Как истово верующий человек, он неразрывно был связан с храмом. Со временем Андреев пришел к мысли о построении в волостном селе своей церкви и образовании в нем самостоятельного прихода. - Задуманное было исполнено. - Впоследствии он практически постоянно за исключением 3-х лет был церковным старостой в Выскатке и одновременно входил в попечительство соседних приходов. В архивных источниках есть свидетельство того, что он даже был членом Строительной комиссии по строительству храма в д. Криуши, далекий пог. на р. Нарове. Источник 1899 г. сообщает о том, что Е.А. Андреев находился на посту церковного старосты с 1870 г.:

«Церковный староста Андреев, Евфимий, крестьянин, в должности с 1870 г. Им[меет] серебр. медаль, для ношения на шее, на Станисл[авской] Ленте» [1].

Приход Выскатки - был небольшой. Он включал в себя 3 деревни: Выскатку, Рую, Борки, население которых к 1917 г. не составило и тысячи человек

В 1865 г. Андреевым была напечатана небольшая книга «Два-три слова к моим собратьям, крестьянам Выскатского общества, при заложении в селении Выскатке Св. храма». Собственно, это была всего лишь речь его, густо пересыпанная славословиями в адрес царственного дома. - Книга, а, точнее, брошюра, в бóльшей мере и была предназначена для власти. - Как умный человек Андреев всегда был лоялен трону и царской фамилии.



В то же время, не чужд ему был тон менторства и морализации. Это было видно из его речи. Впоследствии в газете «Гдовско-Ямбургский листок» он публикует еще 2 речи, - по поводу вступления в должность волостного старшины и избрания волостного суда.

В том же 1865 г. им были написаны «Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда», которые увидели свет лишь через 20 лет в епархиальном издании «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии»[2].

В 10-м томе помпезного издании в ряду неподписанных очерков о храмах Гдовского уезда, был именной очерк Ефима Андреева о храме Выскатки. О дате написания его говорит следующая фраза:

«…в 1873 году он [Е.А. Андреев] снова стал цер[ковным] старостою и проходит эту должность уже четвертое трехлетие» [3].

Путем несложных подсчетов, получается, что материал этот был написан незадолго до 1885 г.

Очерк «Церковь Рождества Богородицы в Выскатке» - основной материал по храму села. В нем кроме краткой истории храма была изложена история Выскатского училища, Крестных ходов, сведения о дд. Руя и Борки, а так же рассказ о старинном обряде братства.

В нем так же много свидетельств биографического характера. Из них мы узнаем о составе церковной и личной библиотеки Е.А. Андреева. Библиотека Выскатского училища, о которой так же говорится в очерке, была сформирована при его посредстве, и не без помощи Доложской библиотеки, о которой упоминалось выше.

После служения о. Гавриила (Белоносова) жителям Выскатки не везло с причтом. - Е.А. Андреев бесстрастно отмечает в очерке еще двух священников, которых за нерадение удалили от службы. Характер повествования больше похож на статистический отчет. - Расходы, доходы, цены на требы, - все указано с точностью.

К сожалению, никаких чертежей выскатского храма в архивах пока не обнаружено. Из описания видно, что это было небольшое сооружение, о чем говорит смета, известная в общих чертах из текста Андреева.

Круг особых интересов Е.А. Андреева всегда касался Выскатки, где он жил, служил, и где был похоронен в 1901 г. К сожалению, могила Е.А. Андреева не сохранилась. Достоверных свидетельств о ее местоположении до сих пор нет[4].

В 2011 г. жители Выскатки отметили крестом место Рождественского храма, который был выстроен тщанием Е.А. Андреева. Храм был посвящен Рождеству Богородицы, равно придел приходского храма в Сижно, который был обращен в сторону Выскатки. Он обозначал путь, на котором по выходе из села стояла часовня. По дороге от Сижно к Выскатке 180 лет ходил Крестный ход[5]. Ефим Андреев ходил и ездил по этой дороге всю жизнь.

Просмотренные клировые ведомости выскатского храма во имя Рождества Богородицы дают некоторые сведения о Ефиме Андрееве. - В 1882  г. перечисляются его заслуги перед церковью, но в 1884 г. запись уже - предельно кратка. В 1906 г. упоминаются суммы причтового капитала, которые он внес на помин и о здравии своего рода. Церковная библиотека, о которой Е.А. Андреев писал в 1885 г. - в Клировых ведомостях за этот год уже отсутствует, а старостой помянут Тимофей Андреев, очевидно, его брат.

Клировые ведомости 1918 г. говорят о том, что церковь, построенная на болотистой почве - ветшает, Выскатское училище - действует, а возле ограды храма стоит столб с иконой Рождества Богородицы. В 1883 г. крестьяне Выскатки подали прошение о строительстве в селе каменной часовни[6]. - Фамилии Е.А. Андреева среди инициативной группы по каким-то причинам не было.

Сегодня руины бывшей церкви в с. Выскатке окружает заброшенный сельский погост без всяких на то намогильных изысков. Место низинное, при дороге, было привлекательным, единственно, своим расположением в створе большой деревенской улицы[7]. - Храм образовал в свое время архитектурную доминанту села, раскинувшегося на перекрестье дорог, но кроме этого его достоинства, других достоинств у храма в с Выскатка, видимо, никогда не было.

В Выскатке нет ни воды, ни горушки, а к югу от нее есть вязь и д. Вязище[8].

[1] Памятная книжка по С.-Петербургской епархии под редакцией Н.М. Кутепова. СПБ. 1899.

[2] Х том сведений на сегодняшний день является основным источником в деле описания церквей Гдовского уезда.

[3] Андреев Е.А. Церковь Рождества Богородицы в Выскатке // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885.

[4] Сланцевский краевед Н.А. Баклагин приводит путанный расказ краеведа Ф.А. Чуркина о могиле Е.А. Андреева.

[5] Если считать от дня закладки храма в 1730 г. до дня революции.

[6] Дело «О разрешении на постройку часовни в с. Выскатка Гдовского уезда». ЦГИА СПБ.

[7] Местники предпочитали чаще хоронить близких на внецерковном кладбище, где не было обильных грунтовых вод

[8] Одно из значений слова «высходь» - перекресток, выход из чего-либо, здесь, видимо, - из вязи. Пытался я ее преодолеть лет 25 тому назад. - Сложное занятие…

Выскатка, Ефим Андреев

Previous post Next post
Up