Крестьянское самоуправление в России

Jun 10, 2019 00:10





Вопросы крестьянского самоуправления регламентировались в России на основании Указов, принятых в ходе реформ 1860-х гг.:

«Устройство волостных правлений определялось «Общим Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г.[1] Ст. 42 данного положения определяла порядок образования волостей. Волость образовывалась из нескольких смежных обществ одного уезда. Размер волости определялся в пределах от 300 до 2000 ревизских душ, а расстояние от каждого селения до волостного правления должно было составлять около 12 верст. Кроме того, деление на волости должно было соответствовать приходскому делению. Такое сочетание указывало на внимание правитель­ства к вопросу о религиозном воспитании крестьян.

…Ст. 69 «Общего Положения» определяла состав волостного управления, которое состояло из: волостного схода, волостного старшины с волостным правлением (сельские старосты, помощники старшины, сбор­щики податей) и волостного суда.

…В составе волостного управления действовал принцип разделения властей на судебную (волостной суд), исполнительную - старшина вместе с правлением и распорядительную - сход.

Волостной сход состоял из должностных лиц и крестьян данной волости, избранных на сход по одному человеку от каждых 10 дворов.



Волостной сход имел право принимать решения по следующим вопросам: выборы должностных лиц, хозяйственные и общественные дела, меры по общественному призрению, раскладка податей и повинностей. Для созыва схода волостной старшина, как глава волостного правления, должен был получить разрешение у мирового посредника, а с 1874 г. - у уездного по крестьянским делам присутствия, а с 1889 г. - у земского начальника. В сво­ем запросе, присылаемом в письменном виде, старшина указывал вопросы, которые предстояло рассмотреть волостному сходу.

…Главным лицом волостного правления являлся старшина, выборы которого проходили на альтернативной основе.

…Беспорядки на волостных сходах являлись не редкостью. Причины были разнообразные, но в основном они определялись действиями должностных лиц волостного правления. Чаще всего волостного старшину обвиняли во взяточничестве, неправильном распределении земских ссуд на хлеб, растрате волостных сумм.

…Обвинения по такому вопросу завершались раз­бирательством со стороны должностных лиц, контролирующих крестьянское самоуправление.

…Иногда такие обвинения основывались только в слухах, но унять возмущенных крестьян было трудно, и волостной стар­ина иногда добровольно отказывался от должности.

Немаловажной функцией волостного правления являлась финансовая. Волостной сход регулярно (обычно с периодичностью в год) рассматривал вопрос о приходе и расходе денежных сумм. Такой отчет давался волостным старшиной и состоял из приходной и расходной частей. Главный доход волостное правление получало от мирских сборов. В числе других источников дохода можно отметить следующие: плата за открытие питейных заведений, плата с постоялых дворов, лавок и других промышленно-торговых заведений, действующих на территории волости, процент с сумм, внесенных в бан­ки и ссудо-сберегательные кассы, штрафы, оплата за выдаваемые паспорта.

Расходная часть была разнообразной: окладные государственные и земские сборы, страховые платежи, жалование должностным лицам волостного правления, содержание лошадей для правления, канцелярские нужды, по­купка дров и т.п. Кроме того средства выделялись на ремонт зданий волостного правления и церкви, на оплату ряда церковных нужд (крестный ход, освящение и т.п.), для выписки периодических изданий.

…Поскольку на волостное правление возлагались исполнительные функции, то заседания данного органа проходили чаще, чем волостные сходы. Однако законодательно периодичность заседаний никак не регулировалась. Предусматривалось, что заседания будут проводиться по предписанию начальства, по мере необходимости и желательно в воскресные дни. Коллегиально волостное правление решало только три вопроса: расход волостных сумм, продажа частного крестьянского имущества по искам, определение и увольнение должностных лиц и служащих по найму (прежде всего волостного писаря). Все остальные дела волостной старшина решал единолично.

Рассмотрение всех дел в волостном правлении велось словесно, протоколов не велось, что в настоящее время затрудняет изучение деятельности; данного органа крестьянского самоуправления. Однако волостное правле­ние вело обширную документацию в виде книги приказов, приговоров волостного схода, решений волостного суда, сделок и приговоров и других книг, причем количество таковых могло доходить до 30 штук.

Ведение такого большого количества документации требовало гра­мотного человека, таковым являлся волостной писарь - лицо вольнонаемное. Его не очень-то жаловали крестьяне, на что у них иногда имелись осно­вания, т.к. писарей часто уличали во взяточничестве, неаккуратном ведении документации и пр. Кроме того писари были люди из другой среды, а, следовательно, чужаки.

Поскольку волостное правление фиксировало заключение договоров и сделок крестьянами данной волости, то возможно говорить о нотариальных действиях волостного правления.

…Волостное правление было значительной частью крестьянского самоуправления, и сами крестьяне считали его «...необходимым учреждением, в котором мы решаем все наши дела. Взять паспорт, удостоверение о личности, удостоверение о пропаже лошади, записать условия, договор найма, уплата податей, учет, волостной суд - все требует личной явки в контору и каждому домохозяину быть 10 раз в год не говоря о должностных лицах».

«Согласно общему Положению 19 февраля, волость является низшей административной единицей крестьянского самоуправления (в противоположность сельскому обществу, как хозяйственной единице), образуемой из смежных крестьянских обществ[2]. При определении размера волостей редакционные комиссии исходили из того соображения, что волость не должна быть слишком мала, так как через это увеличилось бы чрезмерно самое число административных единиц, с которыми административные власти должны быть в непосредственных сношениях. Наименьшее число жителей, требуемое для образования волости, было определено цифрой 300, а наибольшее - около двух тысяч ревизских мужского пола душ; отступления от этих предельных норм, в ту и другую сторону, допускались по соображениям удобства, с разрешения начальников губерний. В настоящее время, по сведениям центрального статистического комитета, численный состав населения волостей по большей части значительно превышает установленную законом высшую норму населенности, восходя в отдельных случаях до 19 тысяч наличных душ. Наибольшее расстояние отдаленнейших селений В. от средоточия управления его должно быть около двенадцати верст. При первоначальном образовании волостей было принято в основание разделение на приходы, так что из каждого прихода, если только он соответствовал вышеуказанным требованиям относительно численности населения и протяжения, образована была В. При малочисленности данного прихода, в одну В. соединялись два или более приходов, но с тем, чтобы приходы не раздроблялись; дробление приходов было допущено законом лишь в виде исключения. По своему составу В. была преимущественно сословной крестьянской единицей, во главе которой являлись только одни крестьяне. В состав В. не входят ни помещики, ни другие посторонние лица, не принадлежащие к сословию крестьян. Тем не менее В. не имеет характера вполне замкнутого сословного учреждения, но доступ в нее был открыт лицам всех податных состояний, которым предоставлялось приписываться к волостям сельских обывателей, с согласия волостного схода».

[1] Никитина Н.П. Деятельность волостных правлений Псковской губернии в пореформенный период. Псков. № 2002.

[2] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПБ. 1890 - 1907.

Выскатка, Ефим Андреев, крестьяне, крепостное право

Previous post Next post
Up