Книжные и другие источники по Северной Гдовщине

May 27, 2019 17:22





Очевидно, что собрать все старые источники по Северной Гдовщине в одну книгу практически невозможно. Я даже не предполагал, когда взялся за это дело, что объем набора превысит 300 страниц стандартной книги. Между тем, делать нечего, и сегодня по этой теме надо работать и работать, и приводить в удобочитаемый порядок то, что разбросано на компьютере моем и на выносных устройствах.

Найти что-либо у себя в «запасах» непросто даже мне, смею заверить читателя, тем не менее, надо завершать «хрестоматию» эту хотя бы для тех, кому это будет интересно.

Историки в принципе знают о том, как хлопотно искать по полкам в библиотеках сочинения прошлого. Сделать это непросто, поскольку старые книги сохранились у нас в самых мизерных количествах, а некоторые вообще - в единственных экземплярах. Например, книга протоиерея А.С. Покровского «Воспоминания торжественного празднества и Крестного хода в селе Доложском», изданная в свое время тиражом в 2100 экз., была найдена мной в Московской исторической библиотеке в 2001 г. - Это было для меня прямо-таки как настоящее чудо, которое надо было прочувствовать.

Она, видимо, нигде больше в России не сохранилась. Нет ее, напр., в собраниях С.-Петербурга, а между тем, она интересна тем, что в ней есть 4 иллюстрации и карта местности Доложска, которые я привожу здесь[1].



Это уникальное по-своему издание, единственное в своем роде. На нем есть даже именная печать, род экслибриса, что не является редкостью на книгах старого времени. Следующие уже книги с иллюстрациями были изданы только во второй половине XX в., фактически - через 100 лет.

Что ж там в Доложске были за «деятели», которые думали об иллюстрациях в незамысловатой по сути книге, писанной Покровским к тому же крайне «тяжелым» языком?

Изо всех лиц, трудившихся на строительстве доложского храма в 1861 г., лишь один человек мог изобразить Крестный ход «с высоты птичьего полета». - Этим человеком, безусловно, был Ефим Андреев, который написал в 1863 г. другую книгу о Доложске, которая так и называлась - «Исторические записки и предания о погосте Доложском». Это как раз издание хорошо известно всем, кто интересуется историей этого места[2].

Язык и материал этой книги был безупречен, а сам Андреев как историк и живописец к тому же хорошо знал Доложск, местность близ погоста.

Глубокое знание места отличает иллюстрацию, которая изображает Св. Пещеру, что находится близ погоста, непосредственно на р. Долгой. Все рисунки из книги 1861  г. являются бесценными документами эпохи.

Пользуясь случаем, приведем здесь сведения о церковной библиотеке в Доложске, которая была в свое время в Гдовском уезде первой общественной библиотеки при храме:

«Его Преосвященству Преосвященнейшему Леонтию Епископу Ревельскому и Викарию Санкт-Петербургской Епархии и Кавалеру.

Благочиннаго Гдовскаго уезда

Священника Церкви села Осьмина

Александра Троицкаго

27мая / 28

Покорнейший Репорт

Некоторыи из благомыслящих прихожан Доложской Успенской церкви и других лиц, при проявляющейся, особенно в настоящее время между крестьянами желания учиться грамате, для распространения между ими Слова Божия, и здравых понятий о вере и нравственности, пожелали, чтобы при их Церкви под распоряжением местнаго священника Александра Покровскаго была учреждена Приходская библиотека, состоящая из книг Священнаго писания, преимущественно в русском переводе, и из сочинений духовно-нравственнаго содержания, чему они будут содействовать посильными приношениями денгами и книгами по выбору Священника. Книги этой библиотеки предполагается: а, продавать достаточным по той цене, за какую они куплены; б, раздавать для чтения с возвращением; в, дарить, преимущественно книги Св. Писания, особенно усердным читателям; и г, раздавать в поощрение детям, обучающимся в Приходском училище. С глубочайшею покорностию донося о сем Вашему Преосвященству, осмеливаюсь испрашивать, во первых, Архипастырскаго, Вашего Преосвященства благословения сему первому в нашем краю благому начинанию, и во вторых дозволить Священнику иметь шнурованную книгу, для записывания прихода и расхода денег и книг, и представлять особую отчетность исключительно по сему предмету, не смешивая оной с отчетностию по церкви. Священник Александр Покровский, распоряжению котораго прихожане и другие лица желают вверить это дело, хотя поступил к Доложской Церкви только в августе прошлаго 1860 года, но прекрасным примером доброй нравственности, и усердным проповеданием Слова Божия, заслуживший полное доверие и уважение прихожан и других лиц имевших случай узнать его, изъявили полную готовность принять на себя осуществление сего желания прихожан. Церковный староста крестьянин Сергей Лебедев, будет ему усердный и полезный помощник в собирании средств к умножению библиотеки; впрочем и самая мысль об учреждении оной имиже и внушена прихожанам. В настоящее время они уже имеют довольно значительный выбор книг собразных назначению марта 20го дня 1861 года

Благочинный Священник Александр Троицкий»[3].

Многие славословия можно сказать в адрес Ефима Андреева, который был по сути самой уникальной, и к тому же примечательной личностью в наших местах. Сам о себе он в третьем лице писал:

«В [Выскатке] в должности церковного старосты состоял сперва строитель церкви, Евфимий Андреев; в 1870 году его место занял крестьянин деревни Руи Федор Павлов, но в 1873 году он снова стал цер. старостою и проходит эту должность уже четвертое трехлетие. За усердие к церкви он получил архипастырское благословение, похвальный лист и серебряную медаль. Прежде он был членом общества восстановления христианства на Кавказе[4], членом Кирилло-Мефодиевского братства, Вольно-Экономического общества и сотрудником по Епархиальному стат. комитету. Теперь проходит должность волостного старшины, заведует делом воинской повинности, служит гласным в земстве и членом попечительств Выскатской и соседних церквей. Человек бывалый, посетивший св. места России, Андреев имеет знакомых в разных сословиях, со многими ведет переписку[5], не раз удостаивался милостивого внимания Высочайших особ и высокопреосв. Владыки. Библиотека его состоит из 300 книг и рукописей»[6].

Е.А. Андреев был не только одним из инициаторов строительства в волостном селе храма во имя Рождества Богородицы (1868), но и Училища (1880):

«Так как училище [в Выскатке] постепенно пришло в ветхость, то от Министерства назначено было 2,000 р., на постройку здания, 200 руб. на обзаведение училища мебелью и классными пособиями, 200 р. на устройство при училище книжного склада. На остальные нужды училища крестьяне назначили 500 р. Училище освящено 9 сентября 1880 года. За усердие, какое при этом оказал Ефим Андреев, ему, 20 декабря 1879 года, пожалована была серебряная медаль, для ношения на шее. В школе учится до 100 детей обоего пола»[7].

Многие материалы по Северной Гдовщине по тем, или иным причинам просто не вошли в данную «подборку». Не вошли в нее, напр., «масштабные» материалы Гельмерсена по р. Нарове[8] и многочисленные свидетельства о рыбном промысле на Чудском озере. Трудно так же вычленить для публикации материалы земской статистики, те самые «Отчеты земской управы Гдовского уезда»[9], а так же материалы статистики губернской и епархиальной[10]. Не стал я включать сюда материалы по археологии А.А. Спицына[11] и Л.К. Ивановского[12]. Это очень специальная тема, строго документальная, и опять же - объемная. В этих изданиях есть прекрасные иллюстрации, которые используются и сегодня во всех трудах по археологии.

Таким образом, я привожу здесь лишь некоторые источники, которые могут быть полезны исследователям, а так же всем, кто хоть как-то интересуется историей Северной Гдовщины.

Выпадают из повествования, естественно, источники по смежным городам - Гдову, Ямбургу, Нарве. Между тем, один из «нарвских» авторов, Н.А. Скроботов, внес большой, можно сказать, неоценимый вклад в гдовское краеведение, поскольку работал год-два в издании «Гдовско-Ямбургский листок» В.В. Оболенского. - Он печатался в Листке под псевдонимом «Ругодивцев».

Этот псевдоним как бы отображает «географическую составляющую» его рождения. - Отец Скроботова был настоятелем нарвского собора, а родственники жили в северо-гдовских приходах Доложск и Пенино. Через них он познакомился с волостными старшинами сел Выскатки - Е.А. Андреевым, и Доложска - С.Е. Лебедевым, которые сотрудничали в «Гдовско-Ямбургском листке» на начальном этапе его существования.

Скроботову принадлежат очерки «Гдовско-Ямбургская окраина и ее города», «Рыбный промысел в Гдовском уезде», «Приходы в Гдовском уезде», «Ярмарки в уездах Гдовском и Ямбургском», а так же во многом компилятивная книга о Доложском погосте[13]. Есть у него так же другие очерки, заметки и книги[14].

О Гдовско-Ямбургском листке есть небольшая информация в известном словаре Брокгауза и Ефрона:

«а) Гдовско-Ямбургский листок - еженедельное издание в СПБ, в 1872 - 1873 гг. Издатель кн. Вл. Оболенский, редактор Вл. Тихомиров; б) газета сельская вообще и земская в особенности; в 1873 г. издавалась в СПБ. еженедельно. Изд.-ред. кн. Вл. Оболенский; в) газета земская и сельская, изд. в 1874 - 1875 гг. в СПБ., еженедельно. Изд.-ред. кн. Вл. Оболенский, затем издатель А. Жемчужников, ред. кн. Вл. Оболенский. Переименована, с расширением программы, в «Молву»[15].

«Газета являлась либеральным земским органом. Причину нищеты крестьян «Листок» усматривал в невежестве массы, в ее неумении использовать естественные богатства. «Листок», как впоследствии «Еженедельник», ставил перед собой задачу «пробудить у читателей сознание необходимости для каждого селянина быть разумно-грамотным и отчасти указать к тому средства...» (№ 1. 1872). В газете печатались корреспонденции, посвященные практике ведения сельского хозяйства. Большое место отводилось описанию деятельности земств»[16].

Отдельно следует сказать об издании «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», в Х томе которого помещались сведения о храмах в Ямбургском, Гдовском и Лужском уездах[17].

Сегодня мы впервые после 1885 г., делаем непосредственную «выборку» из материалов издания, которая говорит непосредственно о храмах северо-гдовского микро-региона, очерченного современного границами Сланцевского района Ленинградской области.

В первую очередь в этой «подборке» мной помещен очерк протоиерея И.Г. Покровского «Гдовский уезд»[18], который сегодня является основополагающим в деле изучения Гдовщины как исторической единицы.

Очевидно, Покровский был деятельным членом редакционного совета «Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии», а потому в 1865 г. обратился к знатоку местного края Ефиму Андрееву с предложением составить «Записки» о церквях и приходах Гдовщины, что тот и исполнил. Записки эти, между тем, получившие в научном мире название «Записки Ефима Андреева», пролежали в «редакционном портфеле» без малого 20 лет и увидели свет лишь в заключительном томе Сведений 1885 г.[19]

Среди гдовских храмов «Второго благочиннического округа» в Х томе местное священство представило на суд читателя добротные описания Рудненского, Осьминского, Ольгинского, Ложголовского, Старопольского, Сиженского и Пенинского погостов[20]. Подробные сведения о выскатском храме представил, как ни странно, Ефим Андреев, который многие годы был церковным старостой храма, выстроенного при его непосредственном участии[21]. - О нем даже есть сообщение газеты:

«Выскатка село (Гдовск. у.). Отсюда нам сообщают, что крестьянин Ефим Андреев за ревностное прохождение в должности старосты при рождественской богородицкой церкви села Выскатки и благоустройство означенной церкви получил от святейшего синода благословение»[22]

Следует отметить так же этнографическую ретроспективу «Суеверия и обычаи в приходах Долоцком и Старопольском» [23], которую дал в Гдовско-Ямбургском листке старшина Консантиновской (прежде Доложской) волости С.Е. Лебедев. Он был строителем «нового» каменного храма, который стоит на берегу Долгого озера и сегодня. - По этому делу в архиве ЦГИА СПБ есть многочисленные бумаги[24].

Ретроспектива является единственным в своем роде документом, подобного которому на Гдовщине не печатал до Лебедева никто. Ее можно сравнить, разве что, с докладом Г.Г. Трусмана «Финские элементы в Гдовском уезде», который работал на профессиональной основе[25].

Примечательно, что однофамилец Сергея Лебедева, доложский священник о. Александр (Лебедев), дал так же, и в той же газете небольшой очерк «Суеверные обычаи обитателей Доложского прихода»[26], который не претендовал, впрочем, на полноту освещения вопроса.

На Работе Труссмана следует остановиться отдельно, поскольку исследователь, побывал у нас в нескольких деревнях, где записывал и сравнивал особенности местных говоров и названий. Он так же изучал на Северной Гдовщине «священные» рощи, а так же прочие артефакты, которые сохранились здесь со времен незапамятных.

Труссману принадлежит единственный в своем роде ряд северо-гдовских топонимов, которые он выводит из эстонского и финского языков. При этом не стоит принимать во внимание его «дешифровку» тех названий, которые полностью носят русский характер и смысл: напр., Рудно (красное, кровавое), Лососкино, Муравейно и Осьмино.

Историк-архивист П.Я. Яновский, сын доложского священника о. Якова (Яновского), умер в расцвете лет. Между тем, он успел сделать для нашей региональной истории многое. Он написал несколько корреспонденций по поводу тех или иных событий в Гдовском уезде[27]. Его перу принадлежит важное свидетельство об участии о. Иоанна Кронштадского в освящении величественного храма в пог. Пенино.

Кроме того, он напечатал в издании С.-Петербургский Духовный вестник 3 ретроспективы по истории С.-Петербургской епархии: «Нынешняя С.-Петербургская епархия и состояние духовенства в пределах ее 400 лет назад»[28], «Очерки церковно общественной жизни в пределах нынешней С.-Петербургской епархии в XVI веке»[29] и «Из быта духовенства С.-Петербургской епархии в XVIII веке»[30].

Литературный критик А.В. Дружинин, имевший на Гдовщине свое родовое имение Марьинское, никогда и ничего не писал о местных имениях в открытых «источниках». Тем более, он никогда в своих очерках не упоминал ни одной местной деревни, и никогда не упоминал ни одной фамилии.

Как человек, скептически смотревший на религию, он ничего не писал о храмах Гдовщины, хотя и посещал Успенский праздник в Доложском погогосте, и даже намеревался залучить на него своих друзей - Тургенева и Некрасова.

Он был всего лишь сельский «себарит», который озабочен фельетонами своими и критическими статьями. Как критик и переводчик он был фактически оторван от истории и места, где проводил много времени в детстве и в зрелом возрасте.

Когда же он взялся писать очерки «Из дальнего угла Петербургской губернии»[31], из них было ничего невозможно понять. - Он как бы боялся невзначай «обидеть» гдовских своих соседей, а потому Очерки его, размещенные в разных газетах, практически ничего не дают в плане привязки к конкретным местам. Такой это был человек.

Очерки и Дневник Дружинина для исследователя, по сути, - проблема, поскольку все материалы его требуют фактической «дешифровки» с точки зрения географии и персоналий.

Убийственную характеристику Дружинину и его методу письма дает Авдотья Панаева, которая хорошо знала литературный мир тогдашнего Петербурга, и в особенности - членов редакции журнала «Современник», где писатель работал в описываемое время:

«Дружинин находил, что в журнале не следует печатать повести и рассказы с сюжетами из народной жизни.

- Подписчики у журнала люди образованные, - говорил он. - За что же преподносить им чтение о той среде, которая для них чужда? Ну, интересно ли образованному читателю знать, что Ерема ест мякину, а Матрешка воет над павшей коровой! Право, все, что пишут о русском мужике, преувеличено. Какие это у него потребности могут быть к другой жизни? Он совершенно доволен и счастлив, если ему удастся в праздник опиться до опухоли брагой, или до скотского состояния водкой.

Когда Дружинина упрекали, что он безучастно относится ко всем современным вопросам, то он отвечал:

- Целесообразнее будет, если я стану видеть одни хорошие стороны жизни. К чему мне портить свою кровь разными волнениями! Я лучше буду наслаждаться своей молодостью. От наших разговоров и волнений мужик не перестанет есть мякину, общественный строй не изменится, за что же я сам себе буду отравлять жизнь? Все это происходит у вас от пессимистического взгляда на жизнь, а у меня оптимистический взгляд»[32].

[1] Собственно, эти иллюстрации и составляют сегодня основной фонд старых изображений по Доложску, который представлен сегодня в интернете. Новых изображений дореволюционной поры больше нет, и, видимо, никогда не будет. В тот же год, видимо, я впервые показал эти рисунки на Крестном ходе в Доложске, и передал их ложголовскому священнику о. Игорю (Осташевскому). - Именно он несколько лет водил ход в этих местах.

[2] Ефим Андреев трудился в то время в Деложске в качестве маляра-высотника. Он красил купола и шпиль церкви. Он так же участвовал в создании доложской библиотеки, а в 1872 г. члены Строительной комиссии нового каменного храма обратились к нему с просьбой - написать иконы в иконостас левого придела во имя царей Константина и Елены.

[3] По рапорту благочинного Священника Троицкого об учреждении библиотеки при Доложской Успенской церкви Гдовского уезда. Началось 27 марта 1861 г. Кончено (30 октября 1862 г. 4 марта 1863 года). ЦГИА СПБ. Ф. 19. Оп. 53. Д. 20.  Л. 1.

[4] Упоминание Общества восстановления христианства на Кавказе может свидетельствовать о том, что Ефим Андреев совершил в свое время паломничество на Кавказ. То же самое можно сказать и в отношении Кирилло-Мефодиевского братства, которое существовало в Киеве, начиная с 1846 до 1847 г. 15 месяцев. По сути - оно было закрытой революционной организацией, в которой вначале было 12 человек, а в 1847 г. уже ок. 100. - Как там оказался Андреев, большой вопрос, который надо исследовать.

[5] К сожалению, личный архив Ефима Андреева в вихре времен не сохранился.

[6] Церковь Рождества Богородицы в Выскатке // Историко-статистические сведения… Сс. 214 - 221.

[7] Там же.

[8] Гельмерсен Г.П. Чудское озеро и верховье реки Наровы. Приложение к VII-му тому записок Императорской Академии Наук. № 2. СПБ. 1865.

[9]Напр.: Отчет земской управы Гдовского уезда за 1868 - 1870 гг. СПБ, Нарва. 1871, Отчет земской управы Гдовского уезда за 1872 г. СПБ, Нарва. 1873, Отчет Гдовского уездного земства за 1875 г. СПБ, Нарва. 1875, Отчет Земской Управы Гдовского уезда за время с 1 июля 1878 года по 1 июля 1879 года. СПБ. 1879.

[10] Кроме материалов в издании: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Сс. 150 - 178.

[11] Спицын А.А. Гдовские курганы в раскопках В.Н. Глазова. СПБ. 1903.

Спицын А.А. Заметки о каменных крестах преимущественно новгородских. ЗОРСА. Т. VI. Вып. 1. СПБ. 1903.

[12] Материалы по археологии России. Вестник Императорской Археологической комиссии № 20. Курганы С.-Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского. СПБ. 1896.

[13] Скроботов Н.А. Погост Долоцко в Гдовском уезде, Петербургской губернии. Очерк Ругодивцева. СПБ. 1873.

[14] Напр.: Скроботов Н.А. Город Нарва. Краткий очерк Ругодивцева. СПБ. 1873, Скроботов Н.А. Предания жителей г. Нарвы, собранные г. Ругодивцевым // Гдовско-Ябургский листок. № 14. 1872, Скроботов Н.А. Новейшее описание С.-Петербургской губернии (Памятная Книжка С.-Петербургской губернии А.Ф. Елачича). Гражданин. 1873, Скроботов Н.А. Памятная книжка окончивших курс Санкт-Петербургской духовной семинарии с 1811 г. по 1898 г. СПБ. 1898.

[15] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПБ. 1890 - 1907.

[16] http://feb-web.ru/feb/periodic/pp0-abc/pp1/pp1-5461.htm

[17] Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885.

[18] Покровский И.Г. Общий очерк // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Сс. 113 - 122.

[19] Андреев Е.А. Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева. Приложения III // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Сс. 150 - 178.

[20] Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Сс. 150 - 178.

[21] Церковь Рождества Богородицы в Выскатке // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Сс. 214 - 221.

Авторство данного очерка указывает И.Г. Покровский в особом на то примечании к Запискам Ефима Андреева: «Ефим Андреев, крестьянин села Выскатки, составил эти записки по поручению члена комитета, прот. Ив. Гавр. Покровского, в 1865 г. Ему же принадлежит и описание погоста Выскатка. Записки богаты историческими данными о судьбе гдовских церквей и заметками о быте прихожан. Редакция надеется, что будет интересна статья, написанная человеком, не учившимся в школах. Само собою разумеется, что все исторические показания остаются на ответственности автора Записок. Ред.]»

[22]. Отсюда нам сообщают, что крестьянин Ефим Андреев… // Гдовско-Ямбургский листок. № 28. 1872. СПБ. С. 16.

[23] Лебедев С.Е. Суеверия и обычаи в приходах Долоцком и Старопольском Гдовского уезда. Из записок местного старожила // Гдовско-Ямбургский листок. Еженедельное издание. СПБ. 1873. №№ 14, 15, 16, 18, 19, 21, 22.

[24] Дело о постройке церкви в Доложском погосте Гдовского уезда. Началось 17/24 сентября 1857. Кончено 20 декабря 1862  г. Чч. 1, 2. ЦГИА СПБ. Ф. 19. Оп. 49. Дд. 32, 33.

[25] Финские элементы в Гдовском уезде С.-Петербургской губернии. Сообщение сделанное в заседании Отделения Этнографии 7 декабря 1884 года. Ю.А. Трусмана.

[26] А.Л. Суеверные обычаи обитателей Доложского прихода // Гдовско-Ямбургский листок. № 30. 1872. СПБ. Сс. 18 - 20.

[27] Яновский П.Я. Гдовский Димитровский собор 1585 года // С.-Петербургский Духовный вестник. № 31. Сс. 362 - 363. «П. Яновский».

Яновский П.Я. 15 августа происходила закладка храма во имя Успения Божией Матери, созидаемого в 2-х верстах от погоста Долоцкого, Гдовского уезда близ так называемой «пещеры» // С.-Петербургский Духовный вестник. № 35. С. 410. «П. Долоцкий».

Яновский П.Я. 20 и 21 августа в новоустроенном храме погоста Пенина, Гдовского уезда, состоялось освещение двух боковых приделов во имя Cретения Господня и св. благоверного вел. князя Александра Невского // С.-Петербургский Духовный вестник. № 35. С. 410. «П. Я. Я.»

Яновский П.Я. Новые данные об упраздненной Покровско-Озерской обители Преп. Илариона Гдовского // С.-Петербургский Духовный вестник. № 35. С. 410 - 412. № 37. Сс. 433 - 435. «П. Яновский».

[28] Яновский П.Я. Нынешняя С.-Петербургская епархия и состояние духовенства в пределах ее 400 лет назад // С.-Петербургский Духовный вестник // I. Монастыри и черное духовенство. № 3. Сс. 31 - 33. «Пав. Яновский»; II. Погосты и приходское духовенство. № 5. Сс. 55 - 57. «Пав. Яновский».

[29] Яновский П.Я. Очерки церковно общественной жизни в пределах нынешней С.-Петербургской епархии в XVI веке // С.-Петербургский Духовный вестник // № 15. Сс. 170 - 171. № 16. Сс. 181 - 183. № 18. Сс. 206 - 208. № 19. Сс. 220 - 221. № 22. Сс. 259 - 260. № 23. Сс. 273 - 275. 24. № Сс. 286 - 287. «Пав. Яновский».

[30] Яновский П.Я. Из быта духовенства С.-Петербургской епархии в XVIII веке (По документам архива С.-Петербургской духовной Консистории) // С.-Петербургский Духовный вестник // I. № 46. Сс. 547 - 548. II. № №51 - 52. Сс. 611 - 612. «П. Яновский».

[31] Дружинин А.В. Как облегчить переход к вольному труду для нашего края // Северная пчела. СПБ. 1862. № 129.

Дружинин А.В. Из дальнего угла Петербургской губернии // Северная пчела. СПБ. 1862. №№ 181, 206, 231, 253, 286.

Дружинин А.В. Из дальнего угла Петербургской губернии // Московские ведомости. М. 1863. №№ 134, 143, 158, 169, 199, 220.

[32] Авдотья Панаева (Е.Я. Головачева). Воспоминания. 1824 - 1870. Л. 1927.

«Авдотья Яковлевна Панаева, написавшая эту книгу, была в течение пятнадцати лет гражданской женой Некрасова. Она деятельно помогала поэту в его редакционных и литературных работах, написала вместе с ним два романа «Три страны света» и «Мертвое озеро». В литературную среду ее ввел ее первый муж, известный журналист Ив. Ив. Панаев. И Некрасов, и Панаев были редакторами «Современника»; таким образом Авдотья Яковлевна имела драгоценную возможность почти ежедневно встречаться с замечательными русскими писателями, сотрудниками этого журнала. За ее столом нередкими гостями были Белинский, Герцен, Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Тургенев, Гончаров, Чернышевский, Добролюбов, Писемский, Островский, Григорович.

…она чувствовала расположение далеко не ко всем. … С самым горячим сочувствием изображает она таких людей, как Бакунин, Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Решетников, и не жалеет черных красок для изображения враждебной им «дворянской партии», - Тургенева, Дружинина, Анненкова».

Чуковский К.И. Авдотья Панаева и ее воспоминания // Авдотья Панаева (Е.Я. Головачева). Воспоминания. 1824 - 1870. Л. 1927.

Гдовско-Ямбургский листок, Сланцы, краеведение, Сланцевский район, Гдовский уезд, история, Гдов

Previous post Next post
Up