Зажупанье. История погоста

Sep 28, 2018 11:49




Исторические сведения об упраздненной

Михайло-Архангельской церкви,

находившейся на южном берегу

озера Долгого

Когда впервые появился на указанном в заголовке месте храм во имя св. Архистратига Михаила? Документальных свидетельств по этому вопросу не сохранилось. Правда, первое известие о церкви в погосте Чехлове, на Долгом озере, мы встречаем в памятнике первой половины XVII века[1] но то обстоятельство, что Чехлово с церковью св. Михаила Архангела было погостом, неопровержимо доказывает, что церковь здесь существовала с древних времен. По исследованиям ученых (наприм. К.А. Неволина см. его труд «О пятинах и погостах Новгородских», в «Записках Императорск. Русск. Географическ. Общества», кн. VIII), погосты в Новгородской области возникли еще в первые века христианства на Руси. В документах XVI - XVII вв. уже определенно различаются странные погостские церкви (т.е. храмы существующие или существовавшие исстари) и церкви в селах и выставках, появившиеся, сравнительно с погостским храмом, недавно.

Итак, наименование Чехлова погостом ручается за древность существования здесь св. храма.

Вот документальное известие о погосте Чехлове, которое мы нашли в рукописной Сотной, данной крестьянам Сумерской волости с писцовых книг Александра Чоглокова, да дьяка Добрыни Семенова 1622 - 1628 годов. Рукопись эта хранится в Московском Архиве Министерства Юстиции под № 969.



«В Сумерской волости, в Долоской сотне, погост Чехлово по конец Долгово озера, а на погосте церковь Архангела Михаила, древяна, клетцки[2], поставленье и церковное строенье мирское, а в церкве Божия милосердия образов: образ местной архистратига Христова Михаила, древяной, стоячей, на празелени[3]. Образ местной Николы Чудотворца, стоячей, во облаци Спас, да Пречистая Богородица, на празелени, да 30 пядниц[4] на золоте и на краски. Двери царския и сень и столбцы на празелени. Завеса полотняная. Двери северныя, а на них благоразумный разбойник, на празелени. Да в олтаре за престолом образ Пречистыя Богородицы воплощение выносной, на празелени. Да крест выносной запрестольной - на празелени. На престоле покров крашенинной лазорев, индитья полотняная. На престоле ж евангелие тетр письменное, на бумаге, в десть, оболочено сатынью, а на евангелии распятье Христово и евангелисты выбиваны на меди. На жертвеннике потир и дискос и блюда деревянныя, звезда медяная, лжица деревянная, покровцы полотняные. Стихарь полотняной, оплечье крашенинное, красное; ризы полотняныя, поручи крашенинное, лазоревы. Патрахель (епитрахиль) выбойчата - ветха. Книг: Псалтырь со избранными псалмы, письменная, в полдесть. Апостол печатной, печать московская, в десть. Охтай (Октоих) первого гласу письменной в пол-десть, ветх. Охтай пятого гласу письменной в пол-десть. Минея общая письменная в десть. Книга Трефолой[5] с Сентября месяца по Март месяц. Службы нарочитым святым. Книга Часословец письменной в четверть. В церкви ж паникадило медяное о шести шалданех, кадило и кумган[6] медяные. На колокольнице колокол медяной, а на нем подпись: «лета 7107 (1599 года), февраля в 8 день. При державстве Государя Царя и Великого Князя Бориса Феодоровича всея Руси самодержца в первое лето государства его слит бысть колокол сей к Архангелу Михаилу в Сумерской погост, при епископе Псковском и Изборском Геннадии, повелением Луки Дементьева сына Ворлыгина». У церкви ж клепало железное.

Да на церковной земле двор попа Афонасья, а в нем живет бобыль Терешка Максимов; дв. дьячок Гаврилка Пантелеев. Пашни церковные паханые две четверти с третником в поле, а в дву потомуж: да отхожие лешие (лесной) пашни паханые три четверти с осьминою, да лесом поросло семь четвертей; сена под погостом 30 копен» (Указанной рукописи листы: 60 - 63).

Чрез 25 лет после 1622 года, когда была составлена приведенная опись Чехловской церкви, именно, в 1647 году - храма в Чехлове уже не значится.

В одной рукописи Московского архива Министерства Юстиции: «Переписные книги Сумерской волости Степана Моисеевича Глебова 1647 года», читаем: «погост Чехлово по конец Долгово озера, а на погосте на церковной земле крестьяне: двор крестьянин Сенька Васильев с детьми: с Данилком, да с Минкою, а пришел-де он, Сенька, на тот погост Чехлово в прошлом во 150 году (1642 году) из Новгородского уезда, из Ляцкого погосту (ныне село Ляды - гдовского уезда), а отец-де его, Сенькин, бывал служилой казак; двор крестьянин Ивашко Максимов, сын попов (Указанной рукописи л. 36).

Таким образом, церковь в Чехлове к 1647 году куда-то исчезла. Остается предположить, что она сгорела, так как никаких вражеских нашествий и войн между 1622 - 1647 гг. не было[7].

Михайловский храм в Чехлове (погосте), очевидно, стоял близ сохранившегося доныне Филевского кладбища, на северной стороне его, по направлению к теперешней деревне Чехлову.

Постройка святого храма на этом месте, где издревле славилось имя Божие конечно, в высшей степени желательна... Но есть и другое побуждение, которое заставляет мечтать о создании здесь церкви - это то, что с построением церкви приосенятся, так сказать, крестом нового храма четыре церковно-приходские школы: Столбовская, Перегребская, Зажупанская и Каменецкая. Св. церковь займет как раз центральное место среди названных школ. Глубокою правдою проникнуты мысли приснопамятного С.А. Рачинского[8], что наш русский народ особенно дорожит материальною близостью школы к храму Божию, с его службами, что удаление церковной школы от церкви - одна из причин, тормозящих возникновение школ полноправных и многолюдных и что близко то время, когда школьное дело станет чахнуть, если размножение сельских школ не будет поддержано соответствующим умножением сельских церквей, что те призрачные церкви и школы, которые невольно рисует нам неугомонное воображение, - они в действительности украсят оголенные вершины холмов, осенят и просветят сиротеющие поселки, если только сосредоточить наши мысли, наше хотение на существенном и главном, к чему приложилось бы все прочее - на размножение церквей!

1902 г.

Августа 30» [9].

[1] В рукописи Софийской библиотеки (С.-Петербургской Духовной Академии) № 1548: «Приходные книги Софийской казны - 1577 года», упоминается Михайловская церковь на Долгом озере но, быть может, под сею церковью нужно разуметь храм в погосте Долоцком, так как и в Чехлове и в Долоцком церкви существовали одновременно. Примеч. автора.

Чрезвычайно тонкая историческая нюансировка, понятная лишь тому, кто хорошо знает географию и историю погостов на Долгом озере. Озадачиваться этой проблемой мог только профессиональный историк, связанный кровными узами с этим местом. Этим требованиям удовлетворял только П.Я. Яновский. Именно он, обучаясь в С.-Петербургской Духовной академии, приступил к изучению архивного массива Софийской библиотеки, которая хранилась в учебном заведении.

[2] «Клетцки» - это постройка из нескольких срубов, приставленных друг к другу. Примеч. автора.

[3] «Празелень» - краска темно-зеленого цвета, употреблявшаяся при изготовлении икон недорогой стоимости. Примеч. автора.

[4] «Пядница» - икона небольшого размера (в пядь) - 9х8 вершков. Примеч. автора.

[5] Трефолой - Трефологий - избранная Минея месячная. Примеч. автора.

[6] Кумган - сосуд «в чем воду святую держат». Примеч. автора.

[7] От прежде бывшей Чехловской церкви до настоящего времени сохранились: стихарь синей крашенины и половинка царских врат (из ольхи). Эти вещи ныне находятся в часовне деревни Филево. Примеч. автора.

[8] Сергей Александрович Рачинский (1836 - 1902) - русский ученый и педагог. Родился в селе Татеве Смоленской губернии в дворянской семье. Сторонник церковно-приходских школ, педагог религиозно-нравственного направления. С научными и образовательными целями выезжал за границу. Богато одаренный и талантливый ученый, С.А. Рачинский защитил в Московском университете магистерскую и докторскую диссертации и был профессором кафедры физиологии растений. Среди многих других переведенных им на русский язык сочинений западноевропейских ученых - «Происхождение видов» Ч. Дарвина (1865).

В годы профессорства в Московском университете С.А. Рачинский являлся активным членом всевозможных научных, литературных, музыкальных и других обществ. Поддерживал дружеские отношения с И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым, К.С. Аксаковым и П.И. Чайковским, а также со многими другими выдающимися деятелями русской и зарубежной науки и культуры.

В конце 60-х гг. С.А. Рачинский оставляет профессорскую кафедру, для того чтобы стать сельским учителем, обучать крестьянских детей. С начала 70-х гг. в течение более четверти века он занимался в родном селе Татеве, а затем в других регионах Смоленской губернии учительской и просветительской деятельностью. Об этом опыте и своих выводах С.А. Рачинский рассказал в книге «Сельская школа». http://az.lib.ru/r/rachinskij_s_a/text_1881_selskaya_shkola.shtml

[9] Исторические сведения об упраздненной Мийхайло-Архангельской церкви, находившейся на южном берегу озера Долгого (между нынешними деревнями Чехлово и Филево, Доложского прихода, Гдовского уезда). Издание крестьянина деревни Перегреба Егора Андреевича Оборотистова. С.-Петербург. Типография А.П. Лопухина, Тележная ул. д. № 5. 1902.

Предполагается, что Е.А. Оборотистов имел отношение к строительству храма во имя Архангела Михаила в с. Зажупанье. В д. Филево еще недавно жила женщина, имевшая отношение к крестьянской фамилии Оборотистовых.

П.Я. Яновский, словене, Долгое озеро, Ефим Андреев, озера, варяги, Гдовский уезд

Previous post Next post
Up