В общем, мои предположения подтвердились - в Голландии главное попасть в госпиталь. Для тех, кто не в курсе - на прием в госпиталь можно попасть только по направлению участкового врача (huisart), а эти товарищи, как я понимаю, очень часто являются дилетантами широкого профиля и как все дураки с инициативой ничего кроме проблем не создают. Должен, правда, сказать, что к своему huisart у меня претензий нет - я от него получил направление как окулисту, так и к ортопеду, но если не ходить далеко, то у дочери моего профессора случился разрыв язвы, только потому, что их доктор долго сомневался нужно ли оперативное вмешательство. У дочери другого профессора была аналогичная ситуация, так что можно говорить о как-то тенденциях.
Возвращаясь к госпиталю, - за два дня до операции они мне позвонили и в деталях рассказали, что от меня требуется. От меня требовалось поститься на кануне и раздобыть костыли. Костыли я раздобыл в организации
http://www.thuiszorggroningen.nl/ , где мне их выдали бесплатно на 13 недель при предъявлении удостоверения личности. Это государственная организация с представительствами во многих городах Голландии. Google по слову thuiszorg и названию города находит нужное представительство.
В самом госпитале, меня как с корабля на бал, переодели, уложили на кровать и повезли в операционное отделение, где накормили парацетамолом, ввели обезболивающее в область позвоночника чуть выше таза, а потом уже сделали анестезию всего, что ниже пояса. Каждое свое действие врачи согласовывали со мной, так что даже самые привередливые будут удовлетворены. Как можно догадаться, в процессе операции я был абсолютно вменяем и из разговоров с мед. персоналом вынес для себя, что даже в операционной "клиент" всегда прав. Даже вплоть до того, что в процессе операция можно остановить операцию, на сколько это правда возможно. В любом случае, врачи имеют право только рекомендовать пациенту и делать что-либо вопреки его воли не могут.
Коль скоро я был в трезвом уме и здравой памяти, то не мог лишить себя удовольствия наблюдать за операцией в живую. Как мне уже писали в комментариях, операции на колене не всегда требуют глубоких разрезов, но в моем случае все-таки резали, нужна была связка для реконструкции поврежденного колена. В само же колено хирурги добираются при помощи зондов (scopes), которые могут выполнять всевозможные функции. Один зонд - это CCD камера, другой - это дрель, третий - это нож, и т.д. Навигация по колену происходит по картинке, которую дает зонд с камерой и знании топологии колена. Короче говоря, кукольный театр сосет, хирурги с зондами решают. Мне показали внутренности моего колена во всех ракурсах и даже продемонстрировали, что происходит с суставом когда колено сгибается - очень захватывающе и интересно. Ну а дальше начали сверлить, рубить, резать. Мне выкрутили старые болты, вырезали старую связку, вкрутили болты новые и прикрепили к ним новую связку. Так же вытащили из колена кусок отвалившейся при загадочных Дублинских обстоятельствах кости, так что уже могу сказать, что операция была успешной - именно эта дрянь блокировала время от времени сустав. Как будет вести себя новая связка пока говорить рано, так что на мою помощь на футбольных газонах пока что рассчитывать не стоит.
Несколько слов о неполной анестезии. Ощущения очень интересные, ты чувствуешь, что у тебя есть ноги, но ничего не можеш с ними делать. Опять же, все вибрации связанные с операцией, особенно сверления, передается всему телу. Очень интересные ощущения, любителям остренького должно понравиться. Единственный недостаток, что при отеках ноги, та боль чувствуется, но обезболивающие ее снимают, и недостатка в них в операционной нет, всегда можно попросить. Мне потребовалась только одна иньекция в самом конце операции и это при том, что операция где-то на пол-часа затянулась, сказалось наверное общение с пациентом, так что за любознательность пришлось заплатить.
После операции уже ничего интересного. Сначала отвозят в послеоперационное отделение, где на протяжении часа следят за пульсом, кровяным давлением, состоянием мочевого пузыря, который на данный момент не контролируем. После отвозят в палату, где предстоит провести ночь. Сразу после операции кормят. Еда паршивая, но по голландским стандартам вполне ничего - что-то сродни IKEA-food. Посещения разрешены и не ограничены во времени. Палаты смешанные.
Когда выписывают, то сначали приходит физиотерапевт, который рассказывает, что и как нужно делать с коленом, учит ходить на костылях - казалось бы ничего сложного, но он обращает внимание на детали, которые важны в терапевтических целях. Мне выдали пакет с лекарствами, среди которых нет антибиотиков, но зато есть иньекции какой то дряни против сворачивания крови. Все иньекции уже запакованы в шприцы, так, что иньекции можно делать самому. Через неделю назначили встречу в реабилитационном отделении.
На этом все, надеюсь будет полезно тем, кого судьба заставляет навестить голландский госпиталь. Лично меня не столько пугала операция, сколько неизвестность их обычаев и нравов.