Италия и велосипеды: прощальные гастроли в Ломбардии

Sep 25, 2013 20:17

Многим любителям велоспорта озеро Комо знакомо по самой последней классике в году - Giro di Lombardia, которая в народе известна, как гонка опавших листьев. К изюминке этого соревнования можно отнести подъем к капелле Madonna del Ghisallo - покровительнице всех велосипедистов, и выворачивающую душу стенку - Muro di Sormano, где средний градиент обещает мучительные 15%.  К слову, ждать Тура Ломбардии осталось совсем не долго - в этом году гонка пройдет 6 октября.

К берегам озера так же регулярно наведывается и Giro d'Italia. Этот гранд тур приезжает сюда не за спринтерскими этапами, так как богатая коллекция подъемов высшей категории - Passo di Valcava, Pian dei Resinelli, Passo san Marco, могут заставить поволноваться многих серьезных горовосходителей в профессиональном пелетоне.



Мы приехали к озеру Комо, чтобы громко хлопнуть дверью и красиво, по-спортивному, закрыть уходящий велосипедный сезон. Состав у нас следующий (слева направо): Руд, Я, Роберто, Десмонд, Герард и Хенни.

Уровень подготовки у всех разный: Роберто и Герард могут и 450 Ватт несколько минут выдавать, остальные же попроще - скромно вкручивают 200 Ватт (цифры из расчетов стравы, так как поверметры на сегодняшний день стоят дороже, чем мой велосипед).

За четыре дня в седле мы проехали 510 километров, набрали 8470 вертикальных метров и сожгли 13200 килокалорий. И самое главное - получили массу удовольствия!





Тур вокруг озера Комо

Единственный легкий маршрут в этом регионе - это поездка по берегу озера Комо. За 115 километров мы набрали всего 800 метров подъемов, да и то, самым длинным из них оказался подъезд к нашему дому.



.

Вокруг озера тянется двухполосная дорога с ограничением скорости - 60 км/час. Водители тут привычны к велосипедистам и со спокойствием удава тянуться за колесом там, где для обгона места нет.



.

На первый взгляд может показаться, что основным источником дохода тут является туризм, но это верно только отчасти - если крупного производства тут не найти, то небольшие фабрички нам попадались на каждом шагу. Производят тут, в основном, текстиль и обувь.

Тем не менее, в каждом городке на побережье имеется променад, пристань для яхт и цепочка ресторанов со стандартным туристическим меню: пицца, паста, стейк.

Названия нескольких городов, что расположены на берегу озера, будут у каждого на слуху. Ресторан или пиццерию Беллано можно встретить во всех странах мира, а Белладжио - это одно из самых крупных казино в Лас Вегасе.

Физикам может быть знаком городок Варенна, где находится бывшая летняя резиденция нобелевского лауреата Энрико Ферми. Сейчас на территории виллы, каждый год, проводится замечательная летняя школа. Темы курсов каждый год меняются, так что следите за обновлениями. У них даже есть стипендии для тех, кому школа не по карману.



.

Достопримечательности нас не особо интересовали. Мы вытянулись в струну и мечтали лишь о том, чтобы Герард и Роберто больше не разгоняли. Когда эти орлы увлекались, то скорость поднималась до 40 км/час, открывался просвет, а о том, как сложно его будет закрыть я узнал еще ранней весной.



.

Хуже всего приходилось в тоннелях, где Роберто паниковал и гнал на все деньги. Мои ноги особенно запомнили 3-х километровую трубу между Белладжио и Лекко.

Кстати, перед поездкой в этот регион стоит озаботиться велосипедными фонарями. У нас были не у всех и приходилось хитро группироваться, чтобы всегда был свет спереди и в хвосте колонны.



.

Нечастые подъемы тут носят характер силовых - коротко и круто. На них можно продавить педаль даже не переключая передачу. На одной из таких стенок удалось разогнать пульс до 180, что я посчитал хорошим признаком того, что организм в порядке. Для сравнения, мой лактатный порог около 175.





.

Общая длинна побережья озера Комо составляет 160 км, но нагружать ноги в первый день не очень хотелось и мы переправились в Балладжио на пароме. Стоимость переправы - 6 евро. Ходят паромы на так часто, как хотелось бы - в среднем, раз в час.



.

На этой фотографии многие велолюбители видят только велосипед, который некоторый считают лучшим велосипедом в мире. Я к таким не отношусь, хотя и признаю, что жаба давит.



Результаты первого дня, которым я остался очень доволен, можно найти на страве. Единственная неприятность - спать в тот день ушел с тревожной сухостью в горле.

Выматывающий подъем высшей категории с сюрпризом - Passo di Valcava

На второй день пленных уже не брали и наметили 115 километров с набором высоты 2700 метров. Единственная напасть - проснулся я с до боли знакомыми симптомами вируса гриппа: сухость в горле, заложенный нос, повышенная температура. Зная, что при подобных симптомах будет колбасить несколько дней, а это почти весь наш отпуск, я стиснул зубы и сел на велосипед. Лечиться буду уже дома.





.

На отметке 10 км ждал небольшой холмик. На нем я хорошенько пропотел, продышался и неожиданный прилив энергии даже позволил сделать несколько фотографий товарищей.

К подножию Passo di Valcava, что на отметке 20 км, я подъехал совсем в отличном расположении духа и, по-фраерски, зарядил на пороговом пульсе в 6-8% подъем.

Фотографий с Valcava не много, так как назвать дорогу живописной не получиться, да и ехал я весь подъем в гордом одиночестве - Герард с Роберто, как и ожидалось, удрали вперед, а вот другие товарищи безнадежно отстали и это, нужно признать, тешило мое самолюбие.





.

Я бы так и заехал на Passo di Valcava на высоких оборотах, если бы не сюрприз, который ждет на последних километрах - дорога резко задирается вверх и предупреждающий знак показывает заоблачный градиент - 18%. Отсюда и до самой вершины ниже 10% уже не будет.

В английском языке есть отличное выражение - pedalling squares. Вот так и я, выкручивая квадраты, порою с каденсом 40 оборотов оборотов в минуту, метр за метром, приближался к заветной цели. Проклял все на свете, кроме своей кассеты, на которой есть спасительная звезда с 30 зубьями, которая для таких случаев и покупалась. У бедных Хенни и Десмонда были традиционные компакты с кассетой 11-28, а вот Руд, как самый хитрый, приехал с триплом.



.

Перед спуском заложили по газете за пазуху, чтобы не задувало. На вершине температура на 10 градусов ниже, чем у озера, поэтому есть смысл захватить с собой ветровку или виндстоппер.

Виды с южной стороны Passo di Valcava значительно лучше, чем те, что наблюдались при подъеме, но даже это не спасает эту дорогу.

После этого подъема остались очень смешанные чувства: 18% - это явный перебор и отсутствие хороших панорам тоже заносим в минус. Приехали, посмотрели на гараж с надписью VALCAVA и спустились обратно в долину.





.

После Passo di Valcava нас ждали еще два подъема второй категории. Оба протяженностью 10 км, но первый - Barbenno (по дороге S117), представляет из себя монотонный тягун со средним градиентом 4.1%, второй же - Culmine da Olda, начинается трехкилометровым участком с градиентом под 10%.

Первый подъем я проскакал и не заметил, а вот когда началось покруче, то меня так накрыло, что еле ногами передвигал. Пульс начал катастрофически падать и к тому времени, как я добрался к вершине, выше 150 ударов в минуту просто не поднимался - страва не даст соврать.

То ли это мой грипп победил, то ли это были последствия отказа от энергетического батончика у подножия и следственно гликогеновое истощение, но до финиша я добрался с огромным трудом. Последний километр, там где нужно ехать в горку, я просто слез с велосипеда и пошел пешком.

Дома меня откормили макаронами с соусом болоньезе, отпоили итальянским вином, загрузили парацетамолом и отправили спать - утро вечера мудренее.









За благословением к Мадонне дель Гизалло

Невзирая на отвратительное самочувствие ничто не могло остановить меня от паломничества к святая святых велосипедного спорта - церкви Мадонна дель Гизалло.

В этот день мы запланировали 100 километров и два подъема: Passo del Ghisallo - протяженность 10.6 км, градиент 5.2%, максимальный - 14%, и Colma di Sormano - подъем, который, с объездом стены Muro di Sormano, превращается в 12 километровый серпантин с градиентом 6-7%.



.

Подъем на Гизалло начинается уже с 20-го километра и сразу же упирается в 14% стенку. Не считая короткого выполаживания у самой вершины градиент ниже 9% тут не падает. В дополнительный плюс к этой дороге заношу тот факт, что с некоторых поворотов серпантина открывается отличный вид на озеро Комо.

На самом верху ждет небольшая церковь мимо которой каждый год проезжает пелетон тура Ломбардии. Покровительница всех велосипедистов - Мадонна дель Гизалло, приветствует проезжающих звоном колоколов. Перед церковью стоят статуи великих итальянских велосипедистов прошлого: Джино Бартоли, Фаусто Коппи и Альфредо Бинда. Статую получил и Папа Римский, который дал согласие на использование велосипедных трофеев в оформлении церкви. Среди огромной колекции велосипедной атрибутики можно найти и розовую майку Дениса Меньшова.











.

В кафе, что рядом с церковью не умеют готовить ни макароны, ни лазанью, ни каннелони, но велосипедисты все равно там останавливаются. Заказывают, в основном, из длинного списка панини (бутерброды), где фигурируют такие названия, как: Коппи, Бартали, Пантани, Армстронг. Панини Нибали или Фрум в списке пока нет.

Пообедав отправляемся к следующему подъему из маршрутной книги Тура Ломбардии - Sormano. В официальной версии, после деревни Sormano, нужно свернуть на Muro di Sormano - 3-х километровый подъем со средним градиентом 15% и максимальным 25%, но мы продолжаем в объезд - по дороге SP44. На Muro вернемся в следующий раз - когда подкачаем силушку в ногах.

Если честно, то это был мой самый худший день. Страва утверждает, что максимальный пульс за день - 169, но по ощущениям, все, что выше 160 - это было чудо. Ехал через не могу и всю дорогу вспоминал мемуары Ярослава Поповича. Сам же, закусив язык, отсасывал как Бобик.

















Велосипедный марафон через прекрасный путь Сан Марко

Меня спас запланированный день отдыха, потому что нашей завершающей вылазкой оказался маршрут протяженностью 180 километров, которым придавали остроты более 3000 метров подъемов. На фоне первого подъема дня - Passo san Marco, с набором высоты почти 2000 метров, второй подъем, который фигурировал и двумя днями раньше - Culmine da Olda, можно просто считать карликом.

Рассудив, что день и так будет сложным, мы решили заехать на Пассо сан Марко со стороны озера, из города Morbegno. Тут градиент не очень крутой - 6.5%. С противоположной стороны, поднимаясь из Olmo al Brembo, градиент был бы 7.9% и я видел на спуске протяженные участки по 15%.



.

До Морбеньо нужно махнуть 65 километров по берегу озера. В определенный момент открывается отличный вид на ущелье, по которому проложена дорога Passo san Marco.



.

В этот день нас было только четверо, так как Десмонд и Хенни не смогли найти в себе силы воли для такого испытания и должен сказать, что они очень много потеряли, Passo san Marco - прекрасен.

Сначала петляющая дорога проходит через лес.



.

А когда лес заканчивается, то начинается подъем по великолепному серпантину с шикарными видами.



.

Мы с Рудом поехали в экономном режиме, потому что подъем длинный - 26 километров. По дороге обязательно следили за тем, чтобы регулярно что-то есть. Любимый голландский доппинг - вафли с карамелью stroopwafel.





.

Короткое выполаживание на 15-м километре заводит в горное ущелье.



.

На высоте две тысячи метров практически нет никакой растительности - одна лишь трава и камни. Конец подъема уже отлично просматривается и кажется, что все - финиш близок, но в действительности прийдется подниматься еще 400 метров.











.

Куда же без фотографий на память? Даже мотоциклисты нас фотографируют - будут рассказывать товарищам об отчаянных чудаках, что выбрались сюда на велосипедах.





.

Спуск в Olmo al Brembo крутой и сложный. Отбойники или ограждения тут явно не помешали бы. Последний раз Джиро приезжало на Passo san Marco в 2007 году. Думаю, что с современными требованиями к безопасности, к следующему визиту, все необходимое достроят.





.

Меня как-то в комментариях спрашивали не меняемся ли мы велосипедами, дескать, чтобы на себе испытать новые рамы, геометрии … Данная фотография должна послужить ответом почему не меняемся - итальянец рядом с голландцем. Мой рост ближе к итальянской части спектра.



.

Последний день я проехал нормально, хотя высокого пульса так и не увидел. Максимум за этот день был 172 - во время нашего последнего подъема наперегонки. Я проиграл Руду на последних метрах, поэтому майка короля гор досталась ему, тем более это был день его рождения.

Прибытие и проживание

Из нашего Маскантья в Бергамо летают регулярные рейсы, а там и до Комо уже рукой подать. Но возиться с упаковкой велосипедов не очень хотелось, поэтому мы решили, что веселей будет поехать на автомобиле. Сначала думали найти вместительный автобус и загрузить туда 6 человек с велосипедами, но таких мы не нашли и пришлось ехать двумя машинами, а велосипеды загрузить в прицеп. Дорога из Эйндховена в Лекко занимает 8 часов и, ловко увильнув от смен за рулем, я всю дорогу провалялся на заднем сидении с книжкой.

С проживанием мы особо не мудрили и арендовали дом в Лекко через сервис rentalia.com (еще один вариант - airnnb.com). За 150 евро в сутки мы получили огромные хоромы с 4 спальнями, двумя душевыми, кухней со всем необходимым, огромной гостиной, садом и великолепным видом на город, так как дом находился на 200 метров выше, чем уровень озера.





.

Каждое утро начиналось спуском по крутому серпантину к озеру, а день мы заканчивали подъемом с максимальным градиентом 8.6%. На страве можно даже найти последние 500 метров этого подъема с прозаическим названием to the appartment.



.

С проживанием вдалеке от центра города связаны определенный трудности. В частности неудобно добираться до ресторанов, но проблема решается или при помощи автомобиля или мотивационного слогана - бешеной собаке и сто верст не крюк.

На обед останавливались в кафе у дороги. Заказывали стандартный набор велосипедиста: панини, кола, кофе.



.

В принципе рестораны в Лекко и окрестностях оставили желать лучшего. Если нормальную пиццу еще более менее готовят, то получить отвратительную пасту на ужин - это в порядке вещей. Нам на столько это надоело, что мы даже один день сами дома готовили.

Лучше покажу Trek Domane рядом c Pinarello Dogma. Итальянцы подходили рассматривали … в основном Pinarello.



.

А к берегам Комо нужно будет обязательно вернуться. Тут осталось еще много непокоренных подъемов и красивых дорог. Многие велосипедисты на зря выбрали этот регион в качестве своего дома. Кадел Эванс, например, живет в городе Комо, и тренируется на подъеме Besbino, а печально известный голландский велосипедист Томас Деккер проживает в Лекко. Говорят, что и Армстронг тут жил в начале своей карьеры, но перебрался во Францию из-за суровых и непредсказуемых зим.

И еще раз напоминаю, 6 октября - Тур Ломбардии. Там будет тоже самое, что у меня, но с видео и профессиональным пелетоном.



Карта популярных велосипедных маршрутов в окрестностях озера Комо:



Италия и велосипеды

Previous post Next post
Up