Голландия или Бельгия? Где двухколесный культ сильней, велосипедистки краше, автомобилисты добрее и погода лучше?
Все зависит от того, как рассуждать. В Голландии, например, лучше инфраструктура и на местную сеть велодорожек равняется весь мир. Зато в Бельгии поставь рядом три велосипеда и приедет спортивное телевидение - тут все поголовно помешаны на велоспорте.
В отличии от Голландии, где
гонки любят организовывать с размахом и музыкой, старт бельгийской любительской велогонки могут давать в сарае, деревенской школе или спортзале. За участие нужно платить не много - от 5 до 10 евро, но, за эти деньги, на дороге будут ждать три пункта питания.
За право накормить и напоить велосипедистов будут бороться decathlon, isostar, powerbar и другие имена вовлеченные в мир спортивного питания. Там же будут ждать палатки Shimano, Mavic или ловкие механики из местного вело-магазина. Эти ребята быстро настраивают расшатавшиеся переключатели передач и подтягивают спицы на, не выдержавших плохих бельгийских дорог, колесах.
Но даже не этот комфорт заставляет приезжать на такие гонки тысячи участников. Голландцы, немцы и бельгийцы со всей страны приезжают сюда, чтобы испытать свои ноги на верблюжем профиле валлонских Арденн, где проводятся такие велосипедные классики, как Флеш Валонь и Льеж-Бастонь-Льеж. Тут есть и затяжные пяти-километровые подъемы с щадящим градиентом - 8% и короткие стены с невероятной крутостью под 17%. Тут каждый может почувствовать себя Жильбером на Мююр д'Уи или на Кот де ла Редутт.
Невзирая на хорошую организацию и массовость мероприятия, гонками такие вело-события называть не очень корректно. Время на маршруте никто не засекает и на финише победителей не будет. По-голландски такие события называются tourfietstocht, в Италии принято название gran fondo, а во Франции - cyclosportive.
Часто количество участников в таких гонках доходит до 10 тысяч, но даже в таких случаях дороги не перекрывают. Проблем это не вызывает, так как многие водители сами являются велосипедистами-любителями и спокойно ждут пока группа велосипедистов проедет аварийно-опасный участок.
В тех случаях, когда попадаются альтернативно одаренные авто-любители, их освистывают и дружно стучат по капоту, крыше, багажнику - по всему до чего удается дотянуться. И попробуй при этом только выйти из машины, и что-то вякнуть - в этой стране король дороги велосипедист и специальные велодорожки ему не нужны.
На сколько корректно назвать такое мероприятие походом (покатушкой) выходного дня? На столько же, на сколько назвать
любительский марафон выходной пробежкой. С таким количеством участников, каждый подъем превращается в микро-дуэль, а когда на горизонте виднеется знак-название населенного пункта, то сразу же возникает промежуточный спринт.
На самом деле, при желании и хорошей фантазии, в подобных гонках можно отрабатывать любые тактические приемы:
высиживать на колесе, перекладываться в отрыв, затевать вертушку.
Многие приезжают целыми велоклубами и к ним всегда очень удобно падать на колесо. Проблема заключается в том, что группы имеют свойство разваливаться на каждом подъеме. Все, кто ехал за компанию - продолжают дальше, а вот участники из клубов останавливаются подождать своих товарищей.
Велосипедные клубы, как в Голландии, так и в Бельгии, очень хорошо финансируются. При этом, большую часть расходов берут не себя спонсоры, которыми могут выступать или местные предприниматели: велосипедный магазин, автомобильный гараж, мясная лавка, или крупные предприятия.
Клуб,
за который я езжу, спонсируется филиалом Rabobank, небольшой фабрикой по производству наклеек и местной строительной компанией. Имена всех спонсоров можно прочитать на нашей вело-форме.
Если же вело-клуб организован на базе крупного предприятия, то спонсор там очевиден. В этом случае лучше всего работать на пивном заводе - тогда тебе весь пелотон завидует.
В случае поломки или прокола никто никуда не торопиться. В принципе, в стоимость гонки входит полная поддержка по маршруту и всегда можно позвонить, чтобы подъехала служба поддержки. Но если нужно просто камеру поменять, то участники в состоянии сделать это и сами. Мы остановились одолжить насос голландскому вело-любителю, к которому бельгийские дороги были неблагосклонны. Последняя статистика, кстати, говорит, что
вероятность получить прокол в Бельгии на 30% выше, чем в соседней Голландии.
Пелотон так же вынужден останавливаться на светофорах. Любителей проскочить на красный засвистят свои же. Обратите внимание на количество спонсоров у этого вело-клуба.
И еще раз к вопросу о спонсорстве - спускается команда производителя пива Bavaria. Велоформа у них не так хороша, как у коллег из Duvel.
Изюминка 145 километрового маршрута - подъем на Cote des Heids. Там всего 800 метров, но средний градиент - 10%, с участкаки по 17%. Такие стенки выворачивают всю душу назнанку и многие даже вынуждены спешиться.
Народ, что ехал 185 километровый маршрут, получил три подъема подобного калибра.
За 10 километров до финиша очередной производитель спортивных напитков раздавал участникам свою продукцию. С таких гонок всегда удается приехать с полными карманами энергетических батончиков и гелей.
Мы с Лан ехали эту гонку так медленно, что нас догнали ребята, которые выбрали дистанцию 185 км. Впереди маячит спина моего
коллеги Роберто, "благодаря" которому я узнал, что тренироваться нужно правильно, а не просто иногда выбираться на покатушки и топить со всей дури.
Я старался из первой пульсовой зоны не вылазить и лишь изредка, на подъемах, проверял свое физической состояние. Остался удовлетворен - засек невиданный до этого пульс 189, но продолжаю пока тренироваться с кардио-нагрузками. Думаю скоро вернуться к групповым тренировкам по средам с нашей группой 36.
Лан проехала 145 километров ровненько и, даже невзирая на общий набор высоты в 1500 метров, приехала к финишу свеженькая. По сравнению с 120 километровой гонкой в Северной Голландии, где мы проехали быстрее, но Лан держалась на пределе, успех равномерного распределения темпа по дистанции, как говорится, на лицо. Для любителей поизучать кривые пульса - все логи я выложил на
Strava.
На финише все дамы получали бесплатный бокал Grimbergen dubbel - замечательное пиво.
А вот для того, чтобы мужики могли присоединиться, нужно выезжать на такие гонки не семейным подрядом, а в компании вело-клуба и с правильным прицепом. Главное, чтобы был в команде непьющий гонщик, но таких в Бельгии и Голландии, боюсь, не много.
Все любительские гонки, которые проходят каждую неделю, организуют при помощи национальных союзов вело-любителей. В Голландии - это
NTFU, а в Бельгии -
VWB. На страничках этих организаций можно проверить расписание всех гонок, но я предпочитают календарь виртуального велосипедного клуба в Голландии, где есть не только расписание самых лучших местных сражений, но и
главные старты Италии, Франции, Швейцарии и Германии.
К сожалению, любительских гонок с массовым стартом в Европе нет. Их очень сложно организовывать, да и участников всегда слишком много, но каждый, в принципе, может купить про-лицензию и учавствовать в гонках под регламентом профессионального союза велосипедистов, который в Голландии называется
KNWU, а в Бельгии -
WBV.
Кроме своих достижений в велоспорте, как профессиональном так и любительском,
Бельгия так же славна своим пивом. Но соседи стараются не отставать. Берлинский корреспондент рапортует, что
Германия переживает бум микро-пивоварен и уже готовит вкусный тур по лучшим кнайпам немецкой столицы.