Посмотрела недавно детский фильм "Хранитель времени" о мальчике, который уратил отца и верит, что сможет вернуть его, если починит механического робота.
Я ожидала изначально фантастику, а оказалось, что хоть это и сказка, но вовсе не фантастика, а очень даже приличная драма о глубоко несчастном мальчике-сироте и старике, торгующем игрушками на вокзале по имени Жорж Мельес.
Ожидание фантастики мне все подпортило очень сильно, я настраивалась на приключения, а увидела очень красивую, но и очень спокойную жизненную историю в довольно неспешном темпе. В итоге фильм практически все время воспринимался довольно нейтрально пока я не дошла до по-настоящему сильной и трогательной концовки. Потом я поставила оценку по большей части "за заслуги" и успокоилась...
А на самом деле нет (с)
Жорж Мельес, которого в мультфильме блистательно сыграл Бен Кингсли, родился в Париже в 1861 году. Будущий великий творец обучался в Лицее Людовика Великого, где показал себя как творческая натура, а после окончания учебы в 1880 году присоединился к своим братьям в семейном обувном бизнесе и научился шитью. После трех лет обязательной военной службы отец направил Мельеса работать клерком в Лондон, где юный Жорж, побывав на ряде представлений знаменитого британского иллюзиониста Джона Невила Маскелайна, на всю жизнь увлекся искусством иллюзии.
В Париж Мельес вернулся в 1885 году с новым желанием - получить художественное образование и всерьез заняться карьерой иллюзиониста. Но, встретив сопротивление со стороны отца в этом начинании, Жоржу пришлось отложить свои мечты еще на три года. В 1888 году, продав свою долю в обувном бизнесе братьям, Мельес купил театр "Робер-Уден", в котором и выступал в качестве иллюзиониста последующие 9 лет, а также познакомился со своей второй женой, актрисой
Жанной д'Альси.
В 1895 году Мельес присутствовал на легендарном первом публичном кинопоказе фильмов братьев Люмьер в Гран-кафе. Сразу же после показа он предложил братьям 10000 франков за одну из их кинокамер, но, так как Люмьеры были уверены, что ажиотаж вокруг кинематографа продлится не слишком долго, предложение было отвергнуто. Мельес отправился в Лондон, где и приобрел несколько фильмов и кинопроектор у изобретателя
Роберта У. Поля.
Снимать свои первые фильмы Мельес начал в мае 1896-го, а первые кинопоказы прошли в августе. К концу года вместе со своим кинооператором Мельес основал студию Star Film, а также оборудовал под съемки свое имение неподалеку от Парижа. С 1896 по 1913 годы студия выпустила свыше 500 фильмов длительностью от одной до сорока минут. Уже в 1896 году Мельес нашёл способ создания первых спецэффектов, основанных на стоп-кадре, покадровой съёмке, двойной и многократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяжке плёнки, кашировании и других приёмах. Большинство ранних фильмов режиссера представляли собой либо ремейки короткометражек братьев Люмьер, либо являлись экспериментальными фильмами, в которых Мельес опробовал (или же изобрел) множество разных специальных эффектов.
С началом XX века к режиссеру пришел успех. Его фильмы пользовались бешеным успехом во Франции и по всему миру. С каждым годом его популярность росла, проекты становились все более амбициозными и дорогими.
Путешествие на луну стоило Мельесу 10000 франков и стало самой длинной его картиной (продолжительность - 14 минут). Фильм снискал просто таки огромную популярность в США, где такие кинопродюсеры как
Зигмунд Любин,
Карл Леммле и
Томас Эдисон, заполучив пиратские копии фильма, заработали внушительную сумму на их
нелегальном прокате. Чтобы воспрепятствовать пиратству, Жоржу пришлось открыть в Нью Йорке филиал студии Star Film, а управляющим назначить своего брата Гастона Мельеса, который потерпел неудачу в обувном бизнесе и с радостью согласился помочь в этом деле.
В 1908 году Эдисон создал свою "Компанию кинопатентов", которая объединила под своим началом 9 крупнейших киностудий, каждая из которых должна была выпускать определенное количество фильмов в год, а также платить Эдисону за право пользования его технологиями. Многих, в том числе и Мельеса, не устраивала, созданная Эдисоном монополия, и в результате первого собрания независимых кинопроизводителей в Париже, где он был председателем, было вынесено решение прекратить продажу фильмов, а вместо этого начать заключать контракты на аренду пленок, длинной в 4 месяца.
Осенью 1910 года Мельес заключил соглашение с
Шарлем Пате, чья компания в обмен на финансирование проектов режиссера, получала право на окончательный монтаж картин. В конечном счете эта сделка полностью разрушила карьеру Мельеса. Фильмы, выпущенные в последние годы карьеры режиссера не пользовались успехом у публики, а повсеместное вмешательство студии в процесс съемки и монтажа картин не добавляло шансов на исправление этой ситуации. В то же время, Гастон Мельес потратил около 50000$ на путешествия по Тихому Океану и Азии, а отснятый там материал, в большинстве своем оказался поврежденным или непригодным для создания фильмов, и Гастону пришлось продать американское отделение Star Film.
Расторгнув контракт с Пате в 1913 году, Мельес оказался банкротом и не смог продолжать снимать фильмы. В этом же году умерла его жена. В 1917 году французская армия превратила студию Мельеса в госпиталь, а также конфисковала около 400 кинофильмов и переплавила их, чтобы выделить из пленок нужные им целлулоид и серебро. В 1923 году Пате получил все права на продукцию студии Star Film, а театр Мельеса Робер-Уден, сравняли с землей, чтобы перестроить Бульвар Осман. В ярости Мельес собственноручно сжег все негативы фильмов, находившиеся в его студии, а также большинство декораций и костюмов. Как результат, из всех фильмов режиссера, сохранилось лишь около двухсот.
После своего банкротства Мельес исчез из общественной жизни и в 20-ые годы работал продавцом игрушек на вокзале Монпарнас. В 1925 году он женился на Жанне д'Альси, своей давней подруге и коллеге. В конце 20-ых несколько журналистов начали исследовать Мельеса и его работу, а вокруг персоны режиссера разгорелся ажиотаж. С его творчеством начало заново знакомиться множество людей, а в декабре 1929 в Плейеле прошла торжественная ретроспектива работ творца. Позднее, Мельес опишет это событие, как "один из самых прекрасных моментов в его жизни".
В 1931 году Жорж Мельес был награжден Орденом Почетного Легиона, который вручил ему Луи Люмьер. Сам Люмьер сказал, что Мельес является "создателем кинематографичного зрелища". Так или иначе, всеобщее признание и море похвал так и не помогли режиссеру справиться с бедностью и не дали ему средств к существованию. В 1932 году Мельесу выделили место в доме престарелых в Орли, чему Жорж был несказанно рад. У него появилась возможность поработать с молодыми режиссерами над сценариями фильмов, которые, к сожалению, так и не были выпущены. Но тем не менее, до самого конца жизни Мельес не переставал писать и рисовать, а также давал советы поклонникам его театрального и кинотворчества.
В конце 1937 Мельес очень ослаб и его друг,
Анри Ланглуа, посодействовал его переезду в парижский госпиталь Леопольда Беллана. Жорж Мельес умер от рака 21 января 1938 года и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Может, конечно, все об этом знают, а я оказалась "невкурсее" всех. Возможно это даже указывалось в титрах. В общем, можно со смаком и удовольствием кидать в меня тапками, я сама готова посыпать голову пеплом, но только сейчас я узнала о том, что действительно был такой режиссер, снявший не меньше 555 фильмов, судя по списку на Кинопоиске.
А фильм "Хранитель времени" и его история в свете этого знания оценивается и воспринимается совсем по другому, гораздо сильнее и интереснее. И знай я это до просмотра, то изначально отнеслась бы к нему иначе - гораздо серьезнее и вдумчивее. В результате чего сейчас пошла и перепоставила ему оценку на КП.
Информация взята с
http://forum.kinopoisk.ru//showthread.php?t=138193