"Собибор" 2018

May 12, 2018 18:06


Так, ну хорошо, "Собибор" в режиссуре Хабенского и с ним же в главной роли. История единственного удавшегося восстания из нацистского концлагеря в Польше благодаря Александру Печерскому.

Мне в целом понравился, хотя и не без огрехов в плане целостности. Тут есть достаточно внятная история и понимание, что хотели сказать, красивая картинка (если слово "красиво" применимо к антуражу концлагеря), есть вполне ощущаемый накал зрителя, которого первую часть фильма планомерно подводят к непосредственно попытке побега, и есть вполне конкретная драма. Не говоря о том, что имеем перед собой современный российский продукт на заданную тему, которую в целом можно и нужно показывать подрастающим поколениям. Да, конечно, есть неустаревающие "Список Шиндлера", "Жизнь прекрасна", "Пианист" и многие другие фильмы на слуху, во всех подробностях знакомящие с нацизмом во второй мировой. Книг с чудовищными подробностями так и еще больше. Теперь вот история лагеря Собибор экранизирована (не первый раз, но теперь современный). Я так вообще считаю, что про эту тему нужно узнавать как можно больше, а не прятать голову в песок по причине нежной и трепетной натуры. Поэтому да, читаю и смотрю, с мурашами по всему телу, с волосами дыбом и прогрессирущей мизантропией ощущением полного ужаса как вообще такое могло случиться и как люди до такого дошли.
Ладно, о фильме. Огрехи тоже есть, чего скрывать. Первая половина фильма довольно неспешно и потихоньку подходит к сути дела. Кому-то было скучно, возможно мне при пересмотре тоже покажется затянуто, но на первый просмотр меня лично не напрягло. Было понятно, что это из тех историй, которые медленно, но верно подводят к выстреливающему финалу, так что с самого начала мы наблюдаем вполне себе четкую картину, как люди изо дня в день готовятся к чему-то, а точнее даже, дозревают до понимания, что вообще-то надо действовать. Поэтому когда, собственно, началась сама тема побега, у меня например нервы уже были взвинчены до предела и я нервно стучала по полу ногой в надежде, что дело выгорит. Причем вопрос даже был не в принципе пройдет ли все гладко по плану, а вот в чем: несмотря на всю чудовищность нацистов и ежедневного насилия, сможет ли конкретный заговорщик, обычный человек, сделать необходимый решительный шаг и убить человека ради спасения себя и других - или это окажется невыполнимым и сорвется вся операция.
Ну и прямо скажем: уже одна только открывающая сцена с прибывающими евреями купила меня с потрохами своей красотой. Выходящие надменные красотки, лощеные мужчины, которым золото в чемоданах якобы гарантирует защищенность, полное  незнание грядущего и ожидание просто новой жизни - и будничное столкновение с реальностью лагеря без объявления войны. Для кого-то это уже конец, для кого-то - только начало ада.
Я книгу не читала, но с деталями в фильме, говорят, не очень по очевидным причинам. Очевидцев осталось мало, показания расходятся, поэтому фильм - скорее вариация на тему, как мог происходить побег и отдельные события. Да, был побег, был человек, организовавший это все, но с конкретикой есть ощутимые пробелы, поэтому имеем то, что имеем. Не так плохо, на самом деле, вполне достойно.
Понравилась музыка с хорошими акцентами. Греет душу, что нет чернухи и депрессивно-беспросветного мрачняка, а в наших фильмах, да еще и на тему заключенных когда, ждешь обычно самой жести, отвращающей от принятия.
Очень порадовали актерские работы и подбор незамыленных актеров. Единственное выбивается Кристофер Ламберт (Горец и лорд Рэйден из "Смертельной битвы), не в плане актерской игры, а некрасивого старения. Так обычно делали плохой грим стариков на молодых - а теперь он так и выглядит, ближе к мумии, чем к красавчику, которого я когда-то полюбила. Ну и его персонаж, если честно, остался не очень проработан, но зато утрирован. Другое дело что это можно сказать тут о всех - здесь мелькают скорее фрагменты жизни в конкретный отрезок времени, а не цельные личности. Но к главному антагонисту все-таки требования чуть выше, потому что он вроде где-то начал раскрываться, и тут же обрыв связи без дальнейшего развития. Такой, злодей и злодей.
Хотя например по персонажу любовному есть вопросы, что это было: здешняя реальность, прошлые глюки, голос совести? Не очень очевидно, есть куда применить фантазию. Финал тоже не самый понятный в плане выживших, но и опять же, тут нет ощущения, что показывались реальные исторические лица, скорее просто люди, фантазии на тему.
Но вот что поразительно. Часть сбежавших заключенных потом обратно немцы выдали немцам. То есть вот приходят к тебе люди за помощью, или просто на глаза попадаются, голодные-отощавшие, рассказывают как их пытали, убивали и травили газом... А человек такой: да, но ты все равно еврей, поэтому сдам я тебя обратно. В голове не укладывается. А потом рассказывают, что никто ничего не знал.

В общем, в целом я довольна. Да, здесь я не рыдала в три ручья как на "Жизнь прекрасна" например, пробить меня до слез тут не получилось. Но пробить на интерес за развитием истории (потому даже зная вот это вот про "единственное успешное" всегда стоит вопрос какой ценой) - это в общем-то тоже дорого стоит.
Ну и поскольку мой вердикт, что не фонтан, но хорошо и имеет смысл смотреть, оценка 7/10.

PS. И да, традиционна благодарность во-первых
golubchikav, во-вторых tanechka_s, которая в день показа нашла для меня место на показе. Как и всегда благодаря им, провела время не зря :).

кино, отзывы, блогерский показ

Previous post Next post
Up