Я, короче, вчера с утра посмотрела полсезона Ходячих мертвецов, а потом с подругой пошли на предпоказ "Привидения" от Стейджа, я очень закономерна и мертвяки рулят))). Если помните, несколько месяцев назад
анонсировала его приезд к нам в Москву, спектакль, поставленный по одноименному фильму с Патриком Суэйзи и Деми Мур.
Много чего имею сказать и не все хорошее о постановке.
Сражу скажу, я фильм очень люблю, и актеров, и как сделано, и помню наизусть, поэтому и за спектакль болела в разу больше, чем обычно. При этом смотрела я все-таки изначально без скепсиса, потому что неоднократно уже бывало, что на сцене делают иначе, но ничуть не хуже.
1: музыка. В Ходячих музыка сильно лучше, извините))) Ей не делают ужасный русский перевод и она красивая и атмосферная. И это, как вы понимаете, ощутимый камень в огород спектакля, потому что с текстами песен тут бедаааа.
Чуть ли не первая же песня звучит очень ломано, тексты неудобоваримые, так что актеры местами их пропевают, местами проговаривают, а местами делают смысловую (наверное) паузу, чтобы зритель понял, где тут новое предложение и нашел смысл. Дальше будет лучше, но первый же трек заставил меня сильно поднапрячься, чтобы уследить за его содержимым.
И вообще с музыкой и песнями тут грустно. Мало того, что ни одну мелодию я не запомнила, это можно списать на вкусовщину. Ансамблевые песни я в большинстве своем вообще не разобрала, какафония звуков. Может сказался дальний ряд, может общая неспетость, сейчас уже сложно судить. Понятно, что это превью и всем надо еще разогнаться, но сама музыка интереснее от этого не станет.
И ладно с общей скучной музыкой, это может быть мое личное. Больше всего меня расстроила "Unchained melody", про которую так громко и долго говорил Стейдж, что это такая великая и знаковая песня, и прозвучит АЖ В ДВУХ ВЕРСИЯХ - русской и английской.
В итоге она звучит на сцене три раза: первый раз Сэм берет гитару и исполняет свое видение на английском (небольшой кусок, прямо скажем), мне не понравилась такая трактовка.
Второй раз Молли слышит полторы строки по радио и заливается безудержными слезами (момент кстати очень сильный, я бы даже сказала, выбивающийся из общей канвы своей эмоциональностью. История в принципе весьма грустная, но грустят герои как-то печально и... сложно подобрать слово, цивильно, театрально, "режиссер сказал тут грустить". А тут у героини происходит наконец выброс и выплеск всего. Получается и внезапно, и очень сильно, и немножко инородно даже.
Третий раз "Unchained melody" звучит уже в финале, Сэм-таки поет ее на русском. Но лучше б не пел, ей-богу, потому что это даже не пение, а какое-то мычание-мямление "Ооо, Молли, тут еще какие-то слова, простите, забыла", но звучит это чудовищно. Ему бы простонать их со всей болью, если уж делать это, а не получилось, получилось, что я лицо рукой чуть не разбила.
Еще был чудовищный "рэп" или что-то вроде него от Янковского, который учил Сэма двигать предметы, переплюнет даже русскую версию Melody. И вялые попытки джаза? блюза? от Портного в больнице.
2: танцы. Скука. Я не знаю, что еще сказать. Разве что ржала, что вот офисные танцы все очень напоминают афиши из "Поймай меня если сможешь" (тоже мюзикл у нас поставлен, если кто не в курсе, и гораздо более дешевой конторой) )))
3: декорации. Я долго не могла понять, что меня коробит, а потом сообразила. Большая часть спектаклей Стейджа всегда очень яркие и красивые, с элегантными решениями декораций, и выглядит это всегда дорого-богато. А если, как в случае с "Мамма Мия" декорации лаконичные, так там и спектакль тогда берет бешеной энергетикой песен и танцев. А тут с энергетикой швах, и камерность постановки очень сильно бросается в лицо.
Знающие друзья говорят, что это потому в том числе, что нам привезли не полноценную изначальную постановку, а ее урезанную часть, гастрольную или что-то типа того. Может поэтому выглядит так просто, хотя виды Нью-Йорка, безусловно, очень красивые. И нет, сказать, что спектакль прям убог нельзя, но визуально ощущается камерность и простота, непривычная для тех, кто ждет от Стейджа визуала в духе "Красавицы и чудовища" или "Призрака оперы".
4: спецэффекты. Спектакль все-таки о привидении, не забываем. Я б сказала, что тут мне все понравилось, потому что с 26 ряда я все равно ничего не видела))) Но не совсем. Опять же, друзья, смотревшие оригинальные версии, говорили, что все это так красиво, эффектно, отвал бошки и сердце замирает. Ну может опять не завезли, не знаю, я толком магии в основе своей просто не увидела. Большая часть издали мне прокатила за счет загадочных говорящих пятен на сцене, но вот ключевые моменты - смерть Вилли под машиной, смерть Карла, вознесение Сэма почему-то в космос и горящую из него лампочку - ну не пробрало. Тут даже не вопрос сравнивания с фильмом, а того, что сделано как-то скудненько. Хотя без выжигания зрителям сетчатки Стейдж и тут не обошелся, у него прям традиция в каждом спектакле всех слепить.
На троечку, короче.
Фокуса с монеткой не было, я в печали)) Не надо мне говорить, что зрители б не увидели, я сама все знаю, но мог бы, не знаю, гитару с дивана взять и на ней побренчать ту же мелодию))) Альтернативное решение не так плохо, но монетку я люблю. И котика не было. Был бы котик, может он бы и спас это все действо)))
5: актеры. Я дико хейтила, когда на роль Оды Мэй взяли белую актрису, Марину Иванову. Но, поверьте, это не самый страшный недостаток. Оно конечно в каждой песне (целых двух, третью, говорят, вырезали) и танцах ВИЖНО И СЛЫШНО, что заточено все под чернокожих, но видно у нас совсем дефицит с кадрами. Но она делает что может и неплохо заводит зал, так что она молодчина и еще соберет своих фанатов. Ну и стоит радоваться, что не Корнелию Манго взяли, как ходили слухи)))
Стас Беляев злодеем тут прям как нигде в кассу. Правда все время напоминал мне Барни из КЯВВМ, с чего я периодически ржала.
Галина Безрук (Молли) хорошенькая, тут вот никаких претензий у меня.
Павел Левкин (Сэм). Когда-то он мне очень нравился. Спектакля так примерно до третьего, пока я не поняла, что он везде абсолютно одинаков, да и поет местами средненько. Не плохо, но есть гораздо более сильные голоса у нас. Зато у него есть харизма, он милаш и его любят девочки, а я просто зажратая привереда, потому что ну одно и тоже везде и всегда, и в любых сценах я уже знаю, какие интонации он сейчас выдаст. Во втором акте есть сцена, когда его герой должен возопить "Это не имеет никакого отношения к делу!", и звучит это настолько ТОЧНО ТАК ЖЕ, как всегда и везде до этого, что я неожиданно для самой себя дико взоржала. Представила, как он приходит домой в 3 часа ночи, жена спрашивает, почему у тебя трусы наизнанку. И он ровно тем же тоном выдает эту фразу)))
Ну, кто знает Левкина, тот поймет))).
С другой стороны, я не знаю, ну вот они альтернативой Бирина ввели, который давно уже лихо заматерел, и будет ли он лучше? Я бы посмотрела однозначно.
6: драматургия. Назовем это так, но отдельные сцены меня покоробили.
Помните же в фильме Молли очень расстривалась, что Сэм никогда не говорит ей "я тебя люблю", у него было особое словечко для этого и Молли это расстраивало. Так вот тут героиню сделали типичную телку-обижульку, когда она сначала требует этих слов, а потом следует сцена в духе "нет-нет, я не обиделась, просто у меня лицо и тон такие, да все нормально". Ну блин. То, что большинству девушек это свойственно, не значит, что надо переносить это на сцену, это не красит))
Мне в паре мест не понравилась излишняя театральщина, но это были такие, мелочи из серии "а вот в кино было не так". Я, впрочем, на это максимально пыталась не обращать внимания, потому что спектакль все-таки отдельная история, да и вообще не все зрители фильм смотрели или помнят. Но вот сцена смерти Карла меня покоробила.
В фильме (извините, я опять) Сэм со слезами смотрит на подступающих с Карлу демонов, они хватают его и утягивают вниз. Сэм с горечью и болью в голосе произносит "О, Карл", и в этом читается все сразу: и ну как же так, и ну зачем же ты, и вообще вся боль за дружбу и за человека. И неотвратимость происходящего, потому что эти силы выше нас всех.
И тут в спектакле Сэм пару раз орет на него "Сукин сын", а когда Карла начинают утягивать черти, он бросается вперед и хватает Карла за руки с воплями "я держу тебя, держись". Черти, преисподняя. А мы играем в Сталлоне и скалолаза. Сэм из СПН может и справился бы, но у нас тут другой Сэм, извините))).
7: история. Блин, ну это мой любимый сюжет все-таки. Я и раньше в кино на нем ревела, а после знакомства с мужем вообще стала сентиментальна, как сучка. Пускаю слезу на любых грустных сценах, даже расставаниях, а тут так вообще с концами помер. Короче, при всех недостатках, раза три слезу я тут точно пустила, потому что и Молли была отличная, и сама история, и вообще это все очень трогательно и переживательно.
Поэтому непривередливым зрителям, или нефанатам кино, или просто всем, кто любит сентиментальщину, я думаю, зайдет на ура. Если не заскучает на танцах с бубнами песнях.