.
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/03/01/vera_i_znanie_br_nauka_i_tehnika_na_rubezhe_stoletij/ ВЕРА И ЗНАНИЕ: Наука и техника на рубеже столетий
Предисловие:
Такова была тема соборных слушаний, проходивших в Свято-Даниловом монастыре 18-20 марта 1998 года под эгидой Всемирного Русского Народного Собора с участием иерархов и священников Русской Православной Церкви, видных ученых, представителей Правительства России.
До сих пор материалы слушаний не увидели света. Между тем они сегодня даже актуальнее, чем два года назад. Были рассмотрены наиболее общие, краеугольные вопросы взаимоотношений веры и знания, религии и науки и заложена основа для уже конкретной, детальной работы в будущем. Так, с 7 по 10 марта 2000 года Российский Ядерный центр ВНИИЭФ, находящийся на святой Дивеевской земле, и Всемирный Русский Народный Собор планируют провести научно-практическую конференцию "Проблемы взаимодействия Русской Православной Церкви и ведущих научных центров России" - с целью "содействовать взаимопониманию научно-технической интеллигенции и церкви, их сотрудничеству на благо России".
Сегодня мы впервые публикуем - с незначительными сокращениями и с минимальной редакторской правкой - выступления некоторых участников слушаний.
Ю. С. ОСИПОВ, академик, президент Российской Академии наук
Обсуждая вопросы веры и знания в совокупности, нельзя не обсудить соотношения между наукой и религией. Говоря об этом, я прежде всего отмечу два очень важных момента.
Во-первых, это соотношение всегда формируется в конкретном историческом, культурном и социальном контексте. Поэтому в истории человечества можно найти периоды разных взаимоотношений между наукой и религией - от плодотворного сотрудничества, например, во времена средневековья, до резкого противостояния, например, в эпоху Просвещения и в XIX веке.
Во-вторых, необходимо отличать науку как рациональную познавательную деятельность от так называемого научного мировоззрения, которое на самом деле наукой не является, но использует науку, а также опирается на некоторые философские системы; самый яркий пример - это материализм. Проанализировав историю по крайней мере трех с половиной столетий, сегодня мы можем признать: такое эксцентрическое мировоззрение, претендующее на универсальность и заменяющее религию, конечно, не состоялось, чего нельзя сказать о науке....
Если до научной революции, начавшейся на рубеже XIX-XX веков, жестко детерминистическая модель мира по существу не оставляла религиозному сознанию иных возможностей, кроме деизма, то в XX веке, после изменения фундаментальных представлений о пространстве, времени, причинности, после появления в квантовой механике соотношений неопределенности и принципа дополнительности, мир уже больше не представляется абсолютно детерминированной машиной, в которой Богу просто не было места....
Таким образом, сама научная космология сегодня ставит проблемы, соотносящиеся с обсуждаемыми в традиционной теологии вопросами происхождения Вселенной. Как говорится, круг замкнулся и замкнулся очень сильно. Не случайно многие естествоиспытатели и математики, начав свои изыскания людьми неверующими, каждый своим путем, по-разному, но приходили в конце концов к вере, ибо создание любой стройной научной системы неизбежно приводит к мысли о существовании, как говорят в нашей среде, Абсолютного Бытия...
Возможно, что новый союз науки и христианства, а в нашей России - Православия, поможет преодолеть трудный период экологического и нравственно-этического кризиса, в котором оказалась современная цивилизация.
В. Е. ФОРТОВ, министр Российской Федерации по науке и технологиям
Между тем, факты, которые накопили в последнее время разные научные дисциплины, ставят под сомнение, казалось бы, незыблемые теории прошлого, такие как дарвинизм, теория самозарождения жизни на Земле, общепринятое исчисление геологических эпох. В то же время гипотеза "большого взрыва" и разбегания галактик, последние данные палеонтологии и антропологии обнаруживают поразительно много общего с основными положениями Библии. Углубленный же научный поиск имеет известные черты сходства с религиозным Откровением...
Наша Церковь на протяжении веков сохраняла нам нашу историю. Она сохранила понятие Отечества, идею и образ Родины. Думается, что Церковь, всегда составлявшая надежную опору патриотизма в России, сегодня может и должна влиять на общество, формируя уважение к созидательной деятельности ученых и инженеров. <…> Со своей стороны, для науки и ученых важно бережно, с уважением и пониманием относиться к деятельности Церкви, сотрудничать с ней в нравственном воспитании граждан новой России, особенно подрастающего поколения.
Сейчас мы отчетливо видим, что самой страшной бедой России за последние годы были не столько экономические и социальные потери. Мы вплотную приблизились к черте, за которой следует потеря духовности, цели и смысла жизни. Здесь мы связываем надежду с нашей религией....
Обзор подготовил некто А.Н.Пыресьев.
Вот и все. Пусть Фортов подает в суд на Пыресьева.
Ибо слова Фортова и Осипова - это просто катастрофа. И, одновременно, как я уже писал, - сам факт православизации страны подразумевает ликвидацию России, как исторической сущности.
Вот теперь, окончательный
АМИНЬ.