.
Есть вещи в США совершенно замечательные.
На первом месте для меня - климат и вообще природа. Даже зимой, даже не на самом юге здесь солнца достаточною чтобы по нему не слишком скучать. Замечательна и природа - на очень небольшом расстоянии есть на восточном побережье горы, типа уральских, и очень красивый туристический маршрут “Skyline drive”.
Дорога проложена почти по гребням хребта специально для удовольствия туристов. Разумеется, те кто спешит, едут по "нормальной" скоростной дороге, проходящей чуть западнее.
Вообще, конечно, климат - это очень много. Природа сама по себе тоже хороша. Во-первых, она безусловно чище экологически, чем "в среднем" по России. Этот факт заметен очень просто: по обилию живности, с которой сталкиваешься каждый день. Это не только бесконечные жертвы автомобилей - белки, еноты, сурки, лисы, олени. Всех этих животных встречаешь практически где угодно, рядом с домом.
Не далее как вчера, дочка около бассейна обнаружила здоровую черепаху, почти с полметра длиной, которая куда-то весьма деловито направлялась. Но не без проблем. Множество диких животных оборачивается обилием клещей. Такого количества я не встречал и в Судзухинском заповеднике. И клещи эти весьма опасны. Про энцефалит не слышал, но болезнь Лайма и лихорадка Скалистых гор - это как бы норма.
Тем не менее, хочу сразу заметить: Паршев, говоря о климате. как о факторе, определяющем относительный успех США безусловно не прав, однако. Летнее кондиционирование просто по физике требует не меньше энергии, чем зимний обогрев. Ибо от холода можно утеплиться.А от жары спрятаться нельзя: в данном случае изоляция привете в внутреннему разогреву до температуры не ниже внешней.
Гораздо важнее безусловно то, что США - это фактически остров, крепость окруженная тысячами километров водного пространства, не имеющая врагов даже близко способных нарушить их границы.
Когда дурачье сравнивает Россию и США они забывают. что на территорию США в последний раз вторжение иностранцев было в 1812 году силами одной бригады.
Вот это действительно колоссальное стратегическое преимущество, то же самое, что позволило Англии существовать без минимального риска внешних вторжений сотни лет.
Вот реальный фактор.
Второе место - это, тоже разумеется, - дороги. Они не идаельны, как немецкие автобаны, но адекватно хороши. Движение со скоростью 140-160 км в час (если не попадешься полицейскому или в пробку) никаких затруднений в норме не вызывает. Дороги как правило окружены зеленью, встречные полосы крупным дорог обычно далеко разнесены друг от друга, широкие полосы отчуждения аккуратно подстрижены и чаще всего идеально чисты. Можно проехать десятки километров и не встретить ни одной брошенной бумажки, не то, что ржавой техники или банок.
Только не надо особых иллюзий: американцы в массе грязнули будь здоров. Но все очищается регулярно. Не знаю, как организована служба очистки, но ближнюю ко мне дорогу чистят, как я понимаю, не самые опасные зеки. Похоже, "пятнадцатисуточники". Хотя я в этом совершенно не уверен. Думаю так, потому что видел, что их сопровождают обычно странные машины, до чрезвычайности похожие на "охранные".
Образование. Вот тут начинаются заморочки
Прежде всего, американская система образования настроена вовсе не на развитие личности ребенка, что для нас казалось бы естественным. Она устроена качественно иначе. Прежде всего, есть некий базовый уровень. совершенно не ориентированный на получение сколько-нибудь солидных знаний. Скорее - это дрессировка "социального человека" - то есть человека, который просто должен жить как трава и не выпендриваться. Зато дальше - интересно: теоретические, возможности получения ЛЮБОГО образования колоссальны. Множество познавательной литературы, летние школы, даже кружки... все есть. НО! - Есть очень большое но: все это НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ, во-первых, скорее - наоборот, все то демонстративно нейтрально как минимум. Сам должен прорываться, никто помогать не будет, скорее наоборот.
Во-вторых, все стоит диких денег, которые даже с шестизначным годовом доходом напряжешься платить. И это почти абсолютный барьер для низкообеспеченных. Но опять - ПОЧТИ. Если человек, несмотря на бедность, активен и готов выдерживать конкурсы в несколько тысяч человек, то он получается некоторую финансовую поддержку. И даже в состоятельных семьях дети в норме начинают подрабатывать с 14 лет - легального возраста для работы.
Медицина. Вот что меня повергло в шок. Ее НЕТ. То есть она есть, конечно, но с нормальной, советской, точки зрения ее нет. Более безумную, неэффективную и бесполезную организацию медицины придумать на мой взгляд теоретически невозможно.
Достаточно сказать, что запись к рядовому специалисту, скажем, к кардлиологу, приходится делать за НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ. Вы понимаете, у вас заболело сердце, а вас записывают дней через 60... Очень вам это поможет. Обращайтесь в "типа скорую".
Вызвать врача на дом, если у вас или ребенка температура? - Да вы что! - Только если состояние на уровне "Мы его теряем..." И при этом, каждого врача обслуживает взвод теток: две-три приемщицы заказов, бухгалтер, медсестра... Нормальная советская поликлиника по сравнению - верх эффективности с точки зрения организации труда.
Наука. Главная особенность, я считаю, в принципе, позитивная, состоит в том, что вопрос "Почему?" - который всегда был в фокусе советских ученых, здесь стоить только постольку, поскольку это способствует ответу на вопрос "Как?". Отсюда вытекает и еще одна особенность - "демонстративное поведение" американских ученых. Я имею в виду, что из "презентации" - с точки зрения советской школы тупо бессмысленны. Поскольку понять верны ли результаты никаким образом не возможно. В отличие от каких-нибудь семинаров Гинзбурга, никто даже и попытки не делает объяснить всерьез откуда что берется. Все на уровне "Верьте мне люди". Читать формулы с доски американская аудитория не способна, как я понимаю, в принципе. Только картинки. Желательно мультяшки. Стандартный подход в 99% случаев - "у меня есть (куплен) сфотвэр".
... Однажды в СССР еще мне пришлось присутствовать на защите одной диссертации ... и я сказал по итогам: "Все знают, что в вычислительной математике очень распространены методы случайных чисел. Диссертант сделал великое обобщение: он разработал метод случайных формул". так вот в США сделан следующий шаг - главный метод - это МСС - "метод случайного софта".
Рецензии. Никогда в советских журналах мне не приходилось сталкиваться со столь идиотическими рецензиями на свои статьи. Компетентность рецензентов, зачастую просто ниже плинтуса. Плюс - это уже сами американцы говорят, - борьба кланов. Вместе - ощущение гадливости в целом. То же и грантами. Разговоры (которые я сам издалека вел) о , якобы, эффективности американской системы распределения грантов мягко скажем, сильно преувеличены. Первое - опять, часто низкая компетентность рецензентов. Плюс клановость, плюс те, кто отвественнен за распределение грантов КАК ПРАВИЛО знают заранее, кому деньги предназначены и кому пойдут. Конкуренция да, есть. но то вовсе не научная конкуренция. Это конкуренция научных бюрократов между собой и утряска каких-то внутренних политических интересов. То есть ровно то же. что в любом советском министерстве... только более завуалировано тысячами ник чему не обязывающих слов.
Тем не менее, наука движется страшно активно, гораздо активнее, чем в СССР. И это поистине академия Лапуты - из миллионов комбинаций и экспериментов - а это возможно благодаря колоссальным средствам, - находится что-то полезное. Если все бегут не знаю куда и неизвестно зачем, кто-то непременно найдет что-то.
Вообще тут деньги очень важны. Поскольку у меня такое впечатление, что очень часто ситуация устроена так: выдаются деньги под абсолютно бессмысленную на 99% с точки зрения здравого смысла работу и только тот, кто за работу платит, знает о том, какой 1% работы ему нужен и важен и зачем затеяны все эти 100%. Это грубо говоря, может быть разработка телеги из-супер-пупер мета-материал с супер-пупер двигателем.. ради того чтобы поучить информацию о поведении ОДНОГО ГВОЗДЯ, который будет использован не в телеге, а летающем роботе. Плюс по дороге может случайно появиться и что-то еще интересное. но что это - вы и не узнаете.
Вот так - на первый раз.