Марксизм и "Экономикс"

Oct 07, 2020 08:07

Задали вопрос: не противорчит ли  марксизм "экономикс" в широком смысле - то есть современной макро- и микроэкономике ( Read more... )

Leave a comment

maedros78 October 7 2020, 12:18:40 UTC
Под экономикс люди понимают построения на основе теории предельной полезности? Для устранения недопонимания.

Reply

sl_lopatnikov October 7 2020, 12:25:38 UTC
Вы удивитесь, но я в курсе, что такое "экономикс". Теория предельной полезности, во-перых, только часть экономикс. К ней не относится, например, проблема пушки-масло. Во-вторых, сама теория предельной полезности - это подход к оценке объественно-полезного труда и никаким образом трудовой теории ЦЕННОСТИ не противоречит.

Reply

maedros78 October 8 2020, 14:03:01 UTC
это подход к оценке объественно-полезного труда и никаким образом трудовой теории ЦЕННОСТИ не противоречит.

Я сам на эту тему думал ещё в институте, но так до конца и не продумал. Вы не могли бы подробно развернуть, лучше в отдельной статье? Я помнится пришел к тому, что они да, друг другу не противоречат, но проблема для меня была в том, в предельной полезности марксисткая распределительная часть не нужна, потому как там это решается через кривые безразличия и образуют закрытую матмодель, куда просто так ничего не вставишь.

Reply

sl_lopatnikov October 8 2020, 14:22:13 UTC
Теория предельной полезности по факту дает оценку общественной полезности конкретно прошлого труда.

Reply

itsitizen October 10 2020, 11:38:14 UTC
Как бы вы не оценивали, исходя из полезности, ценность, суть ее состоит в том, что она суть результат труда человека, на производство которой человек потратил время своей жизни, невосполнимый и ограниченный ресурс.

Теория предельной полезности определяет лишь пропорции в которых ценности, как формы выражения времени жизни лбдей, обмениваются между собой.

При наполнении рынка продуктами труда они обмениваются по стоимости, которая и имеет по Марксу единицу измерения - время.

Reply

maedros78 October 10 2020, 12:02:37 UTC

На это вам будет возражение, которому 150 лет уже - какова ценность бриллианта во время голода? И какое отношение эта ценность будет иметь к Колву труда, затраченному на его производство?

Reply

itsitizen October 10 2020, 12:11:32 UTC
Чудны дела твои госпади...

Такое впечатление, что понимать прочитанное не способны.

Бриллиант стоит дорого, именно потому, что добыча материала и его подготовка к продаже - дело затратное. Именно столько труда в кольце с бриллиантиком.

Если бриллиантики можно будет выращивать и собирать на поле как пшеницу, бриллиант размером с зерно и будет стоять как зерно пшеницы.

Что же касается потребности общества в бриллиантах, то я опять же написал "при наполнении рынка продуктами труда".

Очевидно, что при голоде зерно будет представлять бОльшую потребность у общества.

Значит и пропорции обмена бриллиантов и зерна будут соответствующими.

Но это совершенно не означает, что при этом уменьшится количество труда, необходимого для производства бриллиантов.

Reply

maedros78 October 10 2020, 13:11:21 UTC

Именно что чудны. Зачем вам мерять колво труда, если пропорция обмена определяется потребностями? Это и есть возражение австрийской школы на трудовую теорию. Какой в этом практический смысл?

Мы впрочем с сл сильно о другом нежели о базовых различиях между трудовой теорией и предельной полезностью.

Reply

sl_lopatnikov October 10 2020, 13:39:03 UTC
Ответ очень просто: это безразлично с точки зрения производства, но абслютно существенно с точки зрения распределения призведенного.
Ибо экономика и марксизм - это не об "отнять и поделить", а о как произвести и как поделить произведенное.

Reply

itsitizen October 11 2020, 20:08:44 UTC
Противоречие между "австрийской" школой и марксизмом не существует.

Как бы не обменивались стоимость, источник ее труд.

А значит обмен стоимостями есть обмен пропорциями труда, выраженного временем.

И в этом процессе есть лишь одна лишняя сущность - капиталист.

Ну а в пределе, как я и написал, при наполнении рынка товарами они обмениваются по стоимостям.

Ваш случай с "голодовкой" - это форс-мажор.

Reply

maedros78 October 11 2020, 20:52:39 UTC

Это вопрос не сущностный, а методологический. Зачем вам мерять кол-во труда, да ещё и общественно значимого, что вопрос ещё возможно ли это вообще, если обмен осуществляется в пропорциях, определяемых предпочтениями в конкретный момент времени?

Через пару итераций мы с вас придём к материализму и эмпириокритицизму, я скажу, что ленин был не прав с точки зрения методологии науки, хотя и прав философски, а вы обидитесь.

Reply

sl_lopatnikov October 11 2020, 20:59:00 UTC
Затем, что иначе не решается вопрос о разделе продукции.

Reply

maedros78 October 11 2020, 21:10:23 UTC

Не решается вопрос, как поделить продукцию честно. То есть мы вносим некий нормативный элемент, который опять же ещё надо придумать, как оценить. А так она поделится так, как поделится, что можно пронаблюдать чисто позитивистски. И пусть это будет тривиально, зато наблюдаемо.

Я заострю - если общественная значимость труда определяется его ценностью для общества, а это находит своё выражение в спросе на него, который определяется предпочтениями, и их можно эмпирически наблюдать в процессе обмена достаточно легко, то зачем возиться с расчётом затрат труда, которые хрен пронаблюдаешь?

Вы фактически говорите, что овчинка стоит выделки, так как таким образом можно получить более справедливое, а значит более стабильное общество. И я согласен. Но чисто с практической точки зрения, если вам надо построить работающую модель экономики в утилитарных прогнозных целях, это просто лишнее.

Reply

sl_lopatnikov October 11 2020, 21:23:37 UTC
Не решается вопрос, как поделить продукцию честно. Да нет. Дело не в честности, в общественной эффективности.

Reply

maedros78 October 11 2020, 21:52:03 UTC
Дело не в честности, в общественной эффективности.

В моей системе координат это одно и то же. Но опять же, совсем огрубляя, вопрос можно сформулировать так - мы строим некую научную систему, которая сложна, но позволяет получить результат лучший, или дающую результат худший, но куда более простую и рабочую. Я наверное ересь скажу, но что-то вроде аналогии между классической механикой и теорией относительности. Релятивистские эффекты ещё заметить надо, а камень на ногу всегда упадёт. Так и тут, Mehrwert ещё как-то надо выделить и посчитать, а если у ворот фабрики очередь из безработных стоит, готовых работать за еду, в колонке общественная значимость труда пишешь соответствующее значение и баста, вставляй её в модель.

Reply

sl_lopatnikov October 11 2020, 21:55:17 UTC
Теорема: распределение по труда обеспечивает максимальную общественную эффективность. Повторяю: это - ТЕОРЕМА. Доказанная в экономике.

И главное сложностей никаких нет вообще. Напротив, социалистическая экономика ни разу не сложнее. Не надо просто путать мобилизационную экономику со своими законами и нормальную социалистическую. Последняя отличается от капиталистической только одним? обобществлением прибыли, что не исключает включения процента от прибыли в зарплатную часть на рыночных условиях.

Reply


Leave a comment

Up