В мае 2014 года, Путин подписал закон направленный против реабилитации нацизма в России. Как обычно, при принятии закона Госдума ссылалась на западный опыт, где якобы существуют подобные законы. Но как обычно, при более пристальном рассмотреннии оказывается что у российского закона очень мало общего с его западнами тезками.
Законопроект был впервые внесен в Государственную Думу в начале мая 2009 года, накануне Дня победы, - главного праздника России, который также является и днем памяти всех погибших в войне против нацизма. Среди авторов законопроекта были Ирина Яровая и Владимир Мединский (последний сегодня является министром культуры и одним из идеологов «исторической политики» России). Неделей позже тогдашний российский президент Дмитрий Медведев создал президентскую комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. В результате необходимость в законе отпала, и влиятельные депутаты, такие как Олег Морозов, Павел Крашенинников и Владимир Плигин отозвали свои подписи. Сама идея государственного вмешательства в область исторических интерпретаций была, казалось, отброшена в результате протестов зимы 2011-2012 гг.; комиссия была распущена президентским указом в феврале 2012 года. После того, как сами протесты стали историей, вновь избранная Дума вернулась к законопроекту. В июле 2013 года почти сорок депутатов добавили свои подписи к списку его авторов. Еще полгода ничего не происходило, но в феврале 2014 года сорок пять депутатов вынесли на рассмотрение новую редакцию законопроекта. Он был одобрен в апреле и подписан Путиным в начале мая.
Новый закон добавил в Уголовный кодекс Российской Федерации статью 354.1, делающую уголовно наказуемым«Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны».
Закон также признает отягчающим обстоятельством «искусственное создание доказательств обвинения» (что бы это ни значило) и считает преступлением
«Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично».
Одним из аргументов, используемых авторами закона, является то, что Германия, Австрия, Франция и другие европейские государства имеют похожие «мемориальные законы». Они запрещают отрицание Холокоста; во Франции законы также запрещают отрицание преступлений, совершенных французской колониальной администрацией. Эти законы, однако, имеют своей целью сохранение памяти угнетенных групп и памяти о преступлениях собственного государства. Российский вариант, наоборот, пытается создать и защитить героический национальный нарратив и законом запретить любое сомнение в исторической правоте собственного государства. Также, российский вариант закона вводит в оборот такое понятие как "распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР," что не имеет аналогов в западных законах. Непонятно кто должен определять ложность сведений, когда даже среди историков нет однозначых интерпретаций и оценок исторических событий.
Закон также использует очень неконкретный язык. Запрет осквернения «символов воинской славы России» представляется довольно далеким от «реабилитации нацизма». Приравнивание хулиганства к оправданию нацизма размывает смысл последнего как уникального Зла. Кроме того, дополнение о распространении «выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества» просто трудно понять. Как сведения могут «выражать явное неуважение к обществу»?
Основанно на материале
ПОНАРС Евразия