Манкала, игры берберов: Бубут, Бугруру, Язгаг, Урар.

Jul 18, 2015 22:44




Сегодня будет любопытный рассказ о манкалах Северной Африки, но речь в этот раз пойдёт не об арабах. Не удержусь и приведу фрагмент исторического романа Ивана Ефремова «На краю Ойкумены», где главный герой попадает в рабство к египтянам: «Группу пленников теперь окружали воины с более светлым цветом кожи, чем у тех, которые привели их сюда. Они все были высокого роста, с гибким и хорошо развитым телом, многие с синими глазами и рыжеватыми волосами. Пандион не видел раньше такого народа, равно как и чистокровных жителей Айгюптоса, и не знал, что это были ливийцы».

Да, как это ни удивительно, коренные жители Северной Африки - не арабы, а берберы, а это совершенно другая раса, индоевропейская или переходная (этнографы пока не имеют по этому вопросу единого мнения). О них и пойдёт разговор.


Берберы населяют Север Африки от побережья Атлантики до оазиса Сива в Египте, от Средиземноморья до реки Нигер. Больше всего их проживает в так называемых странах Магриба (по-арабски - «Там, где закат»): Марокко (там живут шильхи, амазихи и рифы - ок. 9,5 млн. человек), Алжире (кабилы, шауйя, туареги - около 4,3 млн.), Тунисе и Ливии (нафуси - 210 тыс.). Также берберы проживают в Мали (600 тыс.), Нигере (400 тыс.), во Франции (1,2 млн. чел.), ну и в некоторых других странах Европы.

Иван Антонович прекрасно знал историю. Предки берберов, ливийцы, жившие к западу от Египта, действительно упоминаются в древнеегипетских надписях и изображены на мозаиках римских вилл в Марокко, Ливии и Тунисе. Но как племена этих светлокожих, худощавых высоких мужчин и изящных женщин появились в Африке, до сих пор не известно. Точно известно, что это произошло ещё до прихода в эти земли финикийцев (а Карфаген, напомню, находился на территории современного Туниса). Разные одиозные учёные считают их предками или сородичами славян, потомками атлантов, гарамантов или амазонок и даже пришельцами (кроме шуток: совершенно инопланетная архитектура берберских поселений послужила основой для декораций планеты Татуин: именно в Тунисе, в старинном берберском поселении, Меденине, Джордж Лукас снимал свои «Звёздные войны»).


Американский антрополог Карлтон Стивен Кун полагает, что амазихи проживают на территории Северной Африки по крайней мере 15 тысяч лет.


В строках гимна «К Аполлону» древнегреческого поэта Каллимаха из Кирены III века до н.э. есть такой фрагмент:

Фебово сердце смеялось, когдa приспели впервые
Сроки кaрнейских торжеств и в кругу белокурых ливиек
Нaчaли пляс, доспехи нaдев, брaноносные мужи

Амазихи долгое время были рабами - сперва у соседей нубийцев, потом у египтян, финикийцев, затем, после какого-то периода жизни под римским владычеством, - у византийцев и различных арабских племён Сахары, от которых уходили всё дальше в пустынную местность (даже сегодня на исторической родине большинство берберов живёт в Атласских горах, в деревнях и редких городах, вроде Таурирта). Во времена пунических войн амазихи охотно помогали римлянам громить карфагенян (и это притом, что Ганнибал тоже был наполовину бербером), а потом жили в новой римской провинции Африка.



Берберами были писатель и философ Апулей и римский император Септимий Север (последний до конца жизни говорил по-латыни с африканским акцентом). Раннехристианский богослов Августин Аврелий также был бербером. И сегодня более двух миллионов этнических берберов проживает в Европе. Певица Эдит Пиаф, актёр Сами Насери (если кто забыл, это тот самый безбашенный таксист из фильмов Люка Бессона), актриса Изабель Аджани, победительница Евровидения 2012 Лорина, футболист Зинедин Зидан и мэр Роттердама Ахмед Абуталеб - все они берберы и потомки берберов.









Несмотря на сотни лет притеснений, постепенную ассимиляцию соседними народами и тотальную исламизацию, африканским берберам удалось сохранить свой язык (в том числе и письменность - тифинаг), менталитет, культуру и образ жизни. Возможно, это случилось потому, что берберы как-то умудрились сочетать ислам со своими исконными культами.

Изначально берберы - мистики. Большинство берберов сегодня исповедуют ислам, однако за свою долгую историю они сменили немало вер - от язычества до иудаизма. Они почитали египетского Сета, Осириса и Исиду, а египетяне в свою очередь переняли у них культ Нейт - богини охоты и войны. Учёные до сих пор спорят, чей же всё-таки изначально бог солнца Амон - египетский или берберский, настолько важную роль он играл в обоих пантеонах.


Финикийский Баал в пантеоне ливийцев слился с Амоном и стал Баал-Хаммоном. Дочь Зевса Афина, по словам Геродота, была ливийского происхождения, как и его брат Посейдон. Ливийскими оказались Ламия, Медуза, Горгоны и Тритон. Нимфы Геспериды, охраняющие золотые яблоки бессмертия, тоже проживали в Ливии. Ну и, наконец, мифический Антей обитал в Ливии, а стало быть, тоже был бербером.

Берберское искусство и культура носят следы многочисленных заимствований. В качестве крайнего примера можно привести племена бедуинов и туарегов, которые многие вообще не различают; между тем, несмотря на идентичные быт и образ жизни, они представляют собой два разных народа, первые - смуглые низкорослые арабы, вторые - высокие светлокожие голубоглазые берберы.





Мужчины у берберов носят традиционные восточные просторные халаты - джеллабы, но женская национальная одежда странным образом напоминает южнорусскую: рубашки, передники и юбки-понёвы. Берберки шьют одежду из ярких тканей, украшая её архаичным орнаментом, похожим на древнеславянский. Ношение золота у берберов не в чести, даже считается вредным.





Их серебряные украшения, весом с верблюжью упряжь, и сложные татуировки (харкуз) украшены крестами, спиралями и другими символами, в которых отчётливо видны славянские руны - солнечный крест, громовник, коловрат, секира Перуна, рожаница, орепей…




Их короткие импровизационные песенки похожи на русские частушки. Посмотрите на фото внизу. Это не кубанский хор, не болгарские крестьянки и не Бурановские бабушки, а кабильские артистки из Алжира.



История берберов - сплошные белые пятна. Сегодняшние власти мусульманского толка препятствуют любым раскопкам в местах проживания берберов, а сами они не имеют письменных летописей и не интересуются своим происхождением, предпочитая мирный труд вдалеке от больших городов. Это умелые земледельцы и скотоводы, ремесленники, ювелиры, скорняки и красильщики. Большинство товаров, которыми торгуют арабы на тунисских и алжирских рынках, - берберского происхождения. Кто-то сказал, что, не считая масаев, берберы - самый загадочный народ из всех живущих на Земле. Пожалуй, для такого утверждения есть все основания.




После всего вышесказанного нет ничего удивительного в том, что и игры берберов также представляют собой причудливую смесь различных игровых систем, собранных «с бору по сосенке». Скажем, местные боевые гонки сиг и таб сохранили элементы исчезнувших древнеегипетских сенета и шена («собак и шакалов»). Манкала берберов такая же, она не всегда гармонична и довольно запутана, однако в основе её правил лежит всё та же оваре.

ЛЕБ БУБУТ ААБОЧЕН - манкала с юго-востока Марокко, из деревень и местечек Загора, Тагжбалт и Саус-Масса-Драйапур, где проживают племена амазихов. Пугающе головоломное название (Leb Bbut Ahbochen) означает на языке амазиков всего лишь: «Игра на ямках».




Доски для игры применяются различные - [2х3], [2х6], [2х8], [2х10]. Вообще, вариативность полей в берберских играх чрезвычайно широка - когда путешественники и этнографы описывали игры сиг и таб, едва ли не в каждой деревне бытовал свой вариант игры.

В каждую лунку в начале игры кладут 4 камня. Посев проходит против часовой стрелки, от лунки, соседней со стартовой, а вот что касается его цикличности, то здесь надо сделать  необходимое примечание. Дело в том, что он, если можно так выразиться, ограниченно цикличный: он разовый, но если в последней лунке посева на стороне противника станет 6 камней, их сразу сеют новым посевом, со следующей лунки, на чём ход заканчивается. Амбары не нужны, при круговом посеве в стартовую лунку тоже кладётся камень.

Взятие происходит на стороне противника - если в последней лунке посева становится 2 или 4 камня, они сразу захватываются. При этом серийного взятия в игре нет.

Полный захват запрещён (то есть, сам такой ход возможен, но взятия после него не происходит). В случае «бесконечного посева» (ситуации, когда последний камень посева всякий раз падает в лунку, где становится 6 камней, и посев замыкается сам на себя) партия считается несыгранной.

БУГРУРУ (Bugruru) - манкала туарегов из города Абалесса, что в провинции Таманрассете, на юге Алжира. Была впервые описана Полом Беллином в 1963 году.


Доска 2х4, для игры используется 48 камней (24 на игрока). В начале игры в каждую лунку кладётся 6 камней. Посев однократный, от лунки, соседней со стартовой, но весьма необычен: он, если можно так сказать, «контроверсивный», поскольку может идти как против, так и по часовой стрелке. Однако общее направление посева в каждом раунде зависит от первого хода: если один игрок сделал первый посев по часовой стрелке, его противник должен вести его в обратном направлении, и наоборот. Это, выбранное однажды направление сохраняется на протяжении всего раунда.

Взятие происходит на любой стороне. Если последний камень посева падает в лунку и в ней становится 2, 4, 6 или 8 камней, они захватываются. Серийное взятие происходит так же, как в оваре: если при захвате в предыдущих лунках тоже становится 2, 4, 6 или 8 камней, они также захватываются; такой захват прерывают только пустая лунка, лунка с иным количеством «семян» и край доски. Полный захват разрешён.

Игра заканчивается, когда на доске не остаётся камней.

Игра проходит в несколько раундов. Игроки распределяют захваченные камни в лунках своего ряда, по 6 семян в каждую, начиная с той, откуда начинался посев в предыдущем раунде (это крайняя правая, если посев шёл по часовой стрелке, или крайняя левая, если посев шёл против неё). Каждую следующую лунку можно начать заполнять, только заполнив предыдущую. Если игрок не может заполнить все лунки шестью камнями, он кладёт 6 камней во все, куда сможет, а все оставшиеся (2 или 4) кладёт в следующую по ходу лунку. Неполная лунка может находиться в ряду где угодно.

Если в конце раунда у игрока две неполные лунки (без «семян»), считается, что игрок даёт «осла» противнику (1 балл). Если у игрока все лунки пусты, он даёт двух «ослов» (2 балла) - и проигрывает. То же самое происходит, если он дважды подряд проигрывает одного «осла».

«Подкармливать» противника не обязательно: если на каком-либо этапе у игрока кончаются камни, он пропускает ход и не может ходить, пока противник не подбросит ему «семян».

ТИУЛЕЛИН ТИЙН ЯЗГАГ (Tihulelin Ti-n Äzgag, также Äzgag, Izgagàn) - эту игру туарегов, проживающих в Нигере, в регионе Агадез, впервые описал М. Доминик Касажюс в «Африканском журнале» в 1988 году. В эту манкалу играют дети (преимущественно девочки), когда пасут коз. Лунка, выкопанная в земле, называется «ану» (мн. «унан»), пустая лунка зовётся «эан» (мн. «инан») - это слово также означает палатку, рот или отверстие. Игровой процесс именуется tawàdàk (мн. tiwadakiri), слово, которое означает также дробление зерна или иного сыпучего материала. Игровые юниты, которыми обычно служит помёт верблюдов или коз, зовутся àzgag (мн. izgagàn - это слово также является вторым названием игры). Проигравший символически получает ejad (осла) или tehulelt (слово, означающее жеребца женского рода); победитель получает aläm (верблюда).


Доска [2х4] или [2х6]; для игры требуется 48 камней в варианте 2х4 или 72 - в варианте 2х6. В каждую лунку кладётся 6 камней. Посев однократный, контроверсивный, от лунки, соседней со стартовой, может идти как против, так и по часовой стрелке. Однако общее направление посева в каждом раунде зависит от первого хода: если один игрок сделал первый посев по часовой стрелке, его противник должен вести его в обратном направлении, и наоборот. Это, выбранное однажды направление сохраняется на протяжении всего раунда.

Взятие происходит на любой стороне. Если последний камень посева падает в лунку и в ней становится 2, 4 или 6 камней, они захватываются. Серийное взятие происходит так же, как в оваре: если при захвате в предыдущих лунках тоже становится 2, 4 или 6 камней, они также захватываются; такой захват прерывают только пустая лунка и лунка с иным количеством «семян». Полный захват разрешён. Игра заканчивается, когда на доске не остаётся камней.

Игра проходит в несколько раундов. Игроки распределяют захваченные камни в лунках своего ряда, по 6 семян в каждую, начиная с той, откуда начинался посев в предыдущем раунде (это крайняя правая, если посев шёл по часовой стрелке, или крайняя левая, если посев шёл против неё). Каждую следующую лунку можно начать заполнять, только заполнив предыдущую. Если игрок не может заполнить все лунки шестью камнями, он кладёт 6 камней во все, куда сможет, а все оставшиеся (2 или 4) кладёт в следующую по ходу лунку. Владелец этой неполной лунки может превратить её в лунку под названием tszori («гиена») или в лунку под названием tamaghsoyt («мертвец»). Лунки, оставшиеся незаполненными, помечаются отдельно и не используются в новом раунде.

Если игрок решает, что его неполная лунка станет «гиеной», та блокируется: на протяжении всего раунда нельзя ни вбрасывать в неё камни, ни захватывать те, что уже в ней лежат. Если игрок по ошибке вбросит в неё камень, он уплачивает «штраф» в размере 8 «семян». Камни, накопленные «гиеной», в конце раунда прибавляются к камням, захваченным её владельцем. При этом владелец «гиены» в любой момент может посеять камни из неё, а его противник - нет, хотя «гиена» всё равно остаётся заблокированной лункой.




На случай, если игрок решит, что его неполная лунка станет «мертвецом», известно, по крайней мере, три варианта правил для данной ситуации:

1). «Мертвецом» может стать только последняя лунка в ряду (исходя из направления предыдущего посева). Следующий раунд начинает противник. В этом случае «мертвец» участвует в следующем раунде, но если количество семян в нём увеличится на два, камни сразу захватывает её владелец.

2). Аналогичен варианту «1», за исключением того, что владелец захватывает накопленные «мертвецом» камни, когда их количество увеличится на три.

3). «Мертвецом» становится любая лунка в ряду. Её владелец начинает новый раунд. Лунка «мертвец» участвует в нём, но если количество камней в ней увеличится на два, их захватывает её владелец.

«Подкармливать» противника не обязательно: если на каком-либо этапе у игрока кончаются камни, он пропускает ход и не может ходить, пока противник не подбросит ему «семян».




В заключение стоит рассказать об играх из уже упомянутого выше города Таурирт. Таурирт
был основан в XII веке, в годы правления Маринидов, и до 1950-х годов был небольшим городом. Он расположен в Атласских горах, хотя и невысоко (384 м. над уровнем моря), но в довольно изолированной местности. 90% местного населения - берберы, земледельцы, которые редко выбираются за рубеж. Они живут в домах, где нет электричества и водопровода, а регулярное сообщение с другими городами отсутствует, как следствие, туризм в этом регионе не развит.



Игры из этого региона, долгое время существовавшие в изоляции, отличаются от прочих манкал. Так, три упомянутые ниже игры стали известны европейским исследователям в марте 2013 года, со слов испанского студента из Марокко по имени Биель Пубилль, который родился и вырос в Таурирте, а во время своей учёбы в Каталонии рассказал о правилах коллекционеру игр Хорди Клименту в личной беседе. Все эти игры берберы называют «урар», что в переводе значит «игра».

Некогда я задался вопросом, какая манкала самая маленькая в мире, и пришёл к выводу, что меньше, чем по три лунки в два ряда, доску делать не имеет смысла (однорядная чука рума не в счёт - это пасьянс). Так вот, я ошибался. Путём некоторого изменения правил взятия (оно происходит только на своей стороне - ни в одной другой манкале такого нет) оказалось возможным сделать игру на доске с двумя лунками в каждом ряду.

УРАР Н’КЮЗ ИМРУЙЕН - игра берберов из города Таурирт на северо-востоке Марокко, вероятно, представляет собой уменьшенную вариацию игры сдис имруйен (см. ниже). Кюз имруйен, возможно, самая маленькая известная (на сегодняшний день) манкала - все остальные играются на досках большего размера. Название Urar n kkuz imrujen на берберском означает «игра на четырёх лунках».



Их действительно четыре. Доска [2х2], для игры используется 28 камней. В каждую лунку в начале игры кладётся 7 камней. Посев однократный, против часовой стрелки, от стартовой лунки. Из лунки с одним камнем ходить нельзя.

В игре действует «Правило голода»: если у одного игрока кончились камни, противник должен следующим ходом «подкормить» его: вбросить на его половину доски хотя бы один камень.
Взятие происходит на своей стороне. Если последний камень посева падает в лунку, и в ней становится 2, 4 или 6 камней, они захватываются.

Серийное взятие: если в предыдущей лунке (при захвате) также становится 2, 4 или 6 камней, они также захватываются. Полный захват запрещён.

Не разрешается захватывать камни из лунки соперника, пока соперник не походил из неё.

Игра заканчивается, когда у одного из игроков остаются только пустые лунки или лунки с одним камнем, а противник не может «подкормить» его.

Игра проходит в несколько раундов. Игрок, который захватывает больше камней, убирает их в свой «амбар», а остальные, которые были захвачены вторым игроком, плюс «семена», оставшиеся на доске, равномерно распределяют в четыре лунки, и с этим набором проходит следующий раунд.

УРАР Н’СДИС ИМРУЙЕН - ещё одна игра берберов, тоже из города Таурирт, но уже крупнее: доска у неё в два ряда с тремя лунками в каждом. Название Urar n sdis imrujen означает «игра на шести лунках».
Доска [2х3], для игры используется 42 камня. В каждую лунку в начале игры кладётся 7 камней. Посев в игре однократный, от стартовой лунки, производится против часовой стрелки. Из лунки с одним камнем ходить нельзя.

В игре действует «Правило голода»: если у одного игрока кончились камни, противник должен следующим ходом «подкормить» его: вбросить на его половину доски хотя бы один камень.
Взятие происходит только на своей стороне. Если последний камень посева падает в лунку в собственном ряду игрока, и в ней становится 2, 4, 6 или 8 камней, они захватываются. Серийное взятие: если в предыдущей лунке (при захвате) также становится 2, 4, 6 или 8 камней, они также захватываются. Полный захват запрещён. Не разрешается захватывать камни из лунки соперника, пока соперник не походил из неё.
Игра заканчивается, когда у одного из игроков остаются только пустые лунки или лунки с одним камнем, а противник не может «подкормить» его.

Игра проходит в несколько раундов. Игрок, который захватывает больше камней, убирает их в свой «амбар», а остальные, захваченные вторым игроком плюс «семена», оставшиеся на доске, равномерно распределяют в шести лунках, и с этим набором проходит следующий раунд.

Наконец, упомяну игру УРАР Н’МРАВ ИМРУЙЕН с востока Марокко, но не из города Таурирт, а из окрестностей прибрежного города Надор. Название Urar n mraw imrujen переводится «игра на десяти лунках».



Доска [2х5], для игры используется 40 камней. В каждую лунку в начале игры кладётся 4 камня. Посев в игре разовый, от стартовой лунки, производится против или по часовой стрелке, аналогично игре туарегов язгаг (изгаген). Общее направление посева в каждом раунде зависит от первого хода: если один игрок сделал первый посев по часовой стрелке, его противник должен вести его в обратном направлении, и наоборот. Это, выбранное однажды направление сохраняется на протяжении всего раунда.

Из лунки с одним камнем ходить нельзя.

В игре действует «Правило голода»: если у одного игрока кончились камни, противник должен следующим ходом «подкормить» его: вбросить на его половину доски хотя бы один камень.

Взятие происходит только на своей стороне. Если последний камень посева падает в лунку в собственном ряду игрока, и в ней становится 2 или 4 камня, они захватываются.

Серийное взятие: если в предыдущей лунке (при захвате) также становится 2 или 4 камня, они также захватываются. Полный захват запрещён.

Игра заканчивается, когда у одного из игроков остаются только пустые лунки или лунки с одним камнем, а противник не может «подкормить» его.

Игра проходит в несколько раундов. Игрок, который захватывает больше камней, убирает их в свой «амбар», а остальные, захваченные вторым игроком плюс «семена», оставшиеся на доске, равномерно распределяют в лунки (но так, чтобы в каждой было чётное количество) и с этим набором проходит следующий раунд.




Увы, но мне так и не удалось найти в Сети фото играющих в манкалу берберов... Даже фото досок, которые я здесь привёл, относятся совершенно к другим играм. Это действительно таинственный народ.

*
© Дмитрий Скирюк

манкала, board games, Настольные игры

Previous post Next post
Up