Игра на андроиде: Тогыз кумалак (часть вторая).

Jun 27, 2015 21:15





Не так уж давно, каких-нибудь
полтора года назад, я писал пост об игре тогыз кумалак (точнее, об андроидных программах для этой игры) и сетовал, что оных всего две и обе далеки совершенства. Прошло сколько-то времени, и вот на днях я стал смотреть обновления на гугль-маркете, и вуаля - таких программ уже пять! Естественно, я сразу скачал три недостающие и приступил к тестированию, о результатах которого сейчас вам доложу.

Итак, сегодня у нас на рабочем столе три программы для игры в тогыз кумалак на телефонах и планшетах с операционной системой на базе Android. Это:
* - «Алгебра кочевников» от Salt KG (выложена 18 ноября 2014 года);
* - «TogyzKumalak» от Талгата Аманбаева (выложена 12 января 2015 года);
* - «Nine Stones» от Анарбека Искалиева (выложена 5 мая 2015 г.).
Чтобы никому не было обидно, рассмотрим их все в порядке очерёдности их появления на рынке.



I. «Алгебра кочевников» от разработчика с ником Salt KG.

Прежде всего, хочется отметить необычное оформление и вообще неплохую дизайнерскую фантазию создателей игры. Вокруг брендов «тогыз кумалак» и «тогуз коргоол» сейчас разгорелась нешуточная ссора на национальной почве (достаточно вспомнить, как в википедии неизвестные уничтожили отличную, информативную казахскую статью по тогыз кумалаку, с грамотно изложенными правилами и списком чемпионов, и заменили её отсылкой на кривую, косую и безграмотную пустышку по киргизскому тогуз коргоолу, на основании того, что, де, киргизская версия «старше»).




Помимо нейтрального (ни казахского, ни киргизского) названия, разработчики «Алгебры кочевников» и оформление выбрали ему под стать: доска для игры выглядит как … астероид, камень, парящий в космосе. На этом камне и происходит игра. Однако это первое, хорошее впечатление оказывается смазано ненужными эффектами: 3D-анимацией в стиле «Звёздных Войн» перед каждой новой партией. Поверхность «камня» гранитно-серая - это не напрягает глаза, но при этом и совершенно не цепляет: взгляду буквально не на чем задержаться, кроме белых шариков.




И вот тут всплывает главный недостаток программы: неподобающе малые размеры лунок и шариков. «Доска» киргизского типа (казаны расположены рядом, а не друг напротив друга), лунки мелкие, овальные, и, хотя они занимают почти всё визуальное пространство, выглядят непрезентабельно. Вдобавок, чтобы как-то обосновать расположение шариков в два ровных ряда, дизайнеры втиснули в каждую лунку три продольных направляющих палочки, которые не только смотрятся здесь чужеродными элементами, но и ещё сильнее уменьшают размеры лунок. Из-за этого шарики сделаны крохотными, и даже мне, который до сих пор на зрение не жалуется, смотреть на них напряжно, а считать затруднительно. Цифры над каждой лункой положения не спасают: они мелкие, серенькие и помещаются в маленьких окошечках, которые тоже погоды не делают.

Туздык обозначается в виде анимированной бумажки или тряпочного лоскутка, который «укладывается» в лунку при возникновении оного. Палочки при этом им закрываются, однако это нисколько не мешает раскладу. Тогда вопрос: зачем нужны эти направляющие?

Расклад анимирован неплохо (шарики разлетаются достаточно медленно, посеву предшествует момент виртуального извлечения их из лунки), однако глаз он не радует. В целом как будто всё удачно, но поскольку в дело замешана 3D-графика, анимация отнимает неподобающе много ресурсов процессора. Пока в деле 5-10 шариков, всё тип-топ, но при посеве 15-20 или сбросе выигранной кучки шариков в казан планшет начинает ощутимо подтормаживать, что не есть гут.

Звуки расклада забавные, очень громкие, словно стеклянные шарики падают в каменную чашку. Верю, верю, что чашка настоящая, однако можно было сделать не так гротескно.

У программы четыре уровня сложности (на высоких уровнях она даже секунд на 10 задумывается перед каждым ходом), однако даже на самом сложном, четвёртом, я у неё с лёгкостью выигрываю, хотя каждый раз ругаюсь, когда в глазах рябит от мелких белых шариков.

Итак, что мы имеем с гуся.

Достоинства:
1). Неплохой интерфейс с 3D-графикой, нейтральное космополитичное оформление с претензией на международный уровень, красивые текстуры, хорошая анимация.
2). Четыре уровня сложности игры по выбору.
3). Возможность игры по Интернету.

Недостатки:
1). Неудачное дизайнерское решение игрового поля: мелкие лунки и ещё более мелкие шарики, делающие совершенно невозможной игру на смартфоне, мелкие циферки, наличие ненужных элементов (направляющих палочек, окошечек, анимированного листика для туздыка);
2). Не отлаженное программное обеспечение, из-за которого игра серьёзно тормозит;
3). Довольно слабый искусственный интеллект - даже на четвёртом, самом высоком уровне программа играет средне. Для счётной игры это неподобающе: компьютер просчитывает дальше и легко побивает человека.



II. «TogyzKumalak» от Талгата Аманбаева (Talgat Amanbayev);

Интерфейс игры, который, в принципе, красив, на поверку оказывается сделанным тяп-ляп: каждый пункт меню требует двойного клика: выбора и последующего подтверждения. Зачем это сделано, совершенно непонятно.

«Доска» казахского стандарта (казаны расположены поперёк). Что приятно: в игре четыре варианта оформления игрового поля: два деревянных (тёплые, полированные ореховые тона с инкрустацией, и светлые однотонные), земляное (чернозём с прожилками и бараньими катышками), и алебастровое (блёклая оранжевая поверхность, испещрённая непонятными значками-иероглифами, с полупрозрачными оранжевыми шариками).

Земляная доска смотрится ненужным излишеством, данью национальной аутентичности, алебастровая - бессмысленным стилистическим упражнением.







А вот деревянные «доски» выглядят приятно, вполне себе аутентично, однако сразу возникает впечатление, что большинство элементов дизайна автор позаимствовал у программы Ернара Шамбаева для игры на PC, а общее расположение лунок и счётного табло - из программы Толегенова. Немного отличается цвет, однако, например, туздык выделяется точно таким же национальным орнаментом, как у Шамбаева. Не знаю, было ли это согласовано с ним, но возможно, разработчик просто хотел, чтобы игроки, привыкшие к программе Шамбаева, не чувствовали дискомфорта при переходе на андроид.







Анимация посева не такая ужасающе быстрая, как в программах Шамбаева или Улицкого - шарики быстро разлетаются, также быстренько выстраиваются в столбик при захвате и строем укладываются в казаны, что производит несколько комический эффект - не хватает только песен и транспарантов. Однако хоть всё происходит быстро, но всё-таки не слишком быстро, и играть вполне терпимо.

После нескольких тестовых прогонов выяснились и другие слабые места программы. Во-первых, искусственный интеллект слабоват, и даже на самом высоком, четвёртом уровне мне проигрывает. Однако это полбеды. Хуже то, что создатели игры плохо знают правила: в ситуации, которая по-казахски называется «атсыз калу», а по-киргизски - «ат сыроо» (и то, и другое означает «остаться без коня»), когда у одного из партнёров заканчиваются шарики, противнику, который может ходить, засчитывается выигрыш. Здесь же в аналогичной ситуации игра считается НЕСЫГРАННОЙ. Налицо грубейшее нарушение правил, за которое программа сразу подлежит выбраковке. Увы, но факт есть факт, и ничего тут не поделать: пока разработчики не исправят этот досадный глюк, программу Аманбаева вообще нельзя рассматривать всерьёз.

Всякий раз, когда программу сворачиваешь, чтобы выполнить другую операцию (ответить на сообщение, посмотреть время, просто отойти), программа автоматически выходит в главное меню, а возобновление занимает неподобающе много времени.

Однако самое ужасное в этой программе -  не графика, не корявый интерфейс и даже не незнание правил, а невозможность отключить фоновую музыку, заунывное бренчание домбры, которое ужасно достаёт на протяжении всей игры. Хоть немного надо думать, когда создаёшь логическую настолку.

Вердикт:

Достоинства:
1). Неплохой дизайн, удачный этнический стиль графики, четыре варианта оформления доски, крупные юниты, не самая лучшая, но всё-таки неплохая анимация.
2). Возможность игры по Интернету.

Недостатки:
1). Неудачный интерфейс, в котором все пункты меню надо выбирать дважды, причём, первое касание ни к чему не приводит, только темнеет надпись. Запуск и перезапуск неподобающе долгий, программа при сворачивании самопроизвольно выходит в главное меню;
2). Несмотря на то, что интерфейс русифицирован (и «англицирован»), счётное табло всё равно в любом варианте остаётся на казахском языке;
3). Не самый сильный искусственный интеллект;
4). Неудачное распределение шариков в лунках (по 6 штук в ряд, притом несимметрично);
5). Грубое несоблюдение правил игры - в программу не вписаны выигрыш и проигрыш при потере камней одним соперником; в этой ситуации игра просто объявляется несыгранной;
6). В игре никак нельзя отключить фоновую музыку; игру можно даже поставить на паузу, однако музыка в это время не прекратит звучать;
7). В интерфейсе программы вписана опция «отмена хода», однако она не работает.


III. «Nine Stones» от Анарбека Искалиева (Anarbek Iskaliyev).

О-ох... Этот артефакт вызвал у меня самые однозначные, резкие и непротиворечивые чувства. Я ругался на одну программу, катил бочку на другую, ворчал на третью, но всё познаётся в сравнении. Я же не знал, не мог знать, какое АДИЩЕ меня ожидает под маской прогаммы Искалиева!

Но начнём по порядку.

Интерфейс у программы ОТСУТСТВУЕТ. То есть, абсолютно. Ни настроек сложности, ни выбора цветов, ни выбора языка, ничего этого НЕТ.




Графика… как бы это выразиться и никого при этом не обидеть… О! (повторю удачную фразу из прошлого обзора :) Графика у нас ЕСТЬ! Это отрадно, а то могли ведь и текстом ограничиться… А если серьёзно, мы имеем экран, разграфлённый по линейке на 18 прямоугольных ячеек бледно-голубого цвета, в которых по 4 штуки в ряд горизонтально (!) возлежат зелёные кругляшки. Вся «анимация» заключатся в залповом распределении оных кругляшек по лункам, после чего походившие юниты становятся жёлтыми (впрочем, на самое короткое время - как только противник сделает ответный ход, желтеют уже его «шарики»).




Взятие никак не отображается, взятые юниты просто исчезают из «лунки» в момент совершения хода. Казанов на игровом «поле» НЕТ. То есть вообще. Вместо него справа располагается крохотное табло с надписью: «счёт 10 - 10», причём, какая половина этого счёта твоя, а какая - противника, выяснить невозможно.

Туздык выделяется окрашиванием всей лунки в омерзительный оранжевый цвет.




Каждый ход и ответный ход сопровождаются индустриальным блямканьем, напоминающим звон стакана, бьющегося под ударом кувалды.

Иногда программа на пустом месте подвисает и выводит на экран сообщение: «Для нормальной работы программы требуется подключение к Интернету» (это при том, что игра идёт с компьютером, и планшет к Интернету, вообще-то, подключен), после чего игра прекращается без возможности возобновления.

Искусственный интеллект так себе, единственный доступный в программе уровень силы не смог оказать мне достойного сопротивления.

После всего вышесказанного возникает мысль, что разработчик программы - некий любитель-одиночка, который создал программу на коленке ради спортивного интереса, не удосужившись хоть мало-мальски оформить своё детище и придать ему товарный вид.

Приговор:

Достоинства: отсутствуют.

Недостатки:
1). Полное отсутствие какого-либо интерфейса и настроек, всего один доступный уровень силы;
2). Отсутствие графики, убогая анимация;
3). Отсутствие на «доске» накопительных лунок, непонятная визуализация игрового счёта;
4). Ужасающие (и при том - не отключаемые!) звуковые эффекты;
5). Невозможность игры вдвоём, невозможность игры по Сети, и вообще - невозможность игры.

Что ещё сказать напоследок… Две из трёх рассмотренных сегодня программ не дотягивают до среднего уровня по разным причинам. Таким образом, программа Нуржана Толегенова полуторагодичной давности при всех её недостатках всё равно остаётся лидером нашего обозрения. Что же касается последней программы («Nine Stones»), то, простите, в приличном обществе за такое художество можно схлопотать канделябром по башке.

С вами был
Дмитрий СКИРЮК
*

манкала, board games, Настольные игры, android

Previous post Next post
Up