Ну вот. Закончил делать доску для Бао (и даже всласть наигрался в него со Славой и Надей). Получилась вот такая штуковина.
Материал: сосна, морилка, алкидный лак, шкатулочные петли, шурупы. Размеры: каждая половинка 550х170х20, размеры каждой лунки 60х15. Для игры, как показала практика, больше и не надо.
В семье манкалы существует несколько игр на четырёхрядной доске. Сходство в правилах и тот факт, что в четырёхрядную манкалу не играет ни одно племя, которое тесно контактировало с арабами, позволяет предположить, что эту игру изобрели в Восточной Африке (по сравнению с другими - двухрядной и трёхрядной). Возможно, этот вид был придуман группой племён, говорящих на суахили, причём, сравнительно недавно.
Все эти игры принято играть в жёстком, очень быстром темпе, от чего игроки находятся в постоянном напряжении. Если в прошлом допускались длительные размышления, сегодня на раздумье перед каждым ходом даётся не больше трёх секунд: в официальных турнирах судья даже считает вслух: «ому, эбири…» («раз… два…») - и если игрок не делает хода, очередь может перейти к противнику, а в некоторых играх (например, омвесо) игроку может быть даже засчитано поражение.
Такая доска подходит сразу для нескольких игр, из которых самая интересная - Бао Суахили (или Бао Ки-Суахили). О ней
я уже рассказывал, но есть ещё несколько игр, в которые на ней тоже очень интересно играть: простое Бао, Омвесо, а также Игисоро. Бао называют "Королём манкалы", это самая сложная игра и, наверное, одна из самых интересных. Но сложная - не значит запутанная. Омвесо и Игисоро, пожалуй, покруче будут.
И вообще, давненько я не рассказывал о манкале.
БАО (простое)
Как ни странно, обычное бао (в противовес сложнейшему бао суахили) - самая простая четырёхрядная манкала. Бао (также «мбао») распространено в Занзибаре, Танзании, на побережье Кении, а также на Коморских островах.
Предшественницу современного бао - фифангу (fifangha), впервые описал француз Флакур в 1658 году, который увидел её у народа сакалва на северо-западе Мадагаскара. Некоторые доски дожили до XIX века (на снимке другая игра - мефуýа, но фифанга выглядела похоже).
Старейшая из сохранившихся досок для бао датируется 1896 годом, она была сделана в Малави и сегодня хранится в Британском музее в Лондоне. В Малави игру называют «баво» («bawo») - это название также является архаичным. На суахили «бао» означает просто «доска».
В простом бао нет никакого вброса, все камни изначально, сразу находятся на доске, поэтому нет и фазы «намуа». Для игры используется всё та же доска в 32 лунки, расположенные в 4 ряда по 8 лунок в каждом, и 64 камня. «Дом» отсутствует (во всяком случае, эта лунка может совершенно не отличаться от остальных). Перед началом игры в каждую лунку кладётся по 2 камня. Первый ход определяется жребием.
Игрок берёт все «семена» из любой лунки на своей стороне и раскладывает их по часовой стрелке или против, по одному в каждую лунку, не пропуская ни одной. При этом может быть задействован как верхний, так и нижний ряд лунок. Движение идёт по кругу, однажды выбранное направление посева за ход не меняется. Второй игрок ходит так же. Ход можно сделать из любой лунки, при условии, что в ней больше 1 камня. Каждый игрок производит «посев» только на своей стороне доски, не заходя на сторону противника.
Если последний камень при очередном посеве упал в непустую лунку, игрок берёт все камни из этой лунки (включая последний упавший) - и продолжает посев со следующей лунки в том же направлении до тех пор, пока последний камень не упадёт в пустую лунку, на чём ход заканчивается.
Если последний камень при посеве упал в непустую лунку во внутреннем ряду, и лунка напротив в таком же внутреннем ряду соперника оказалась занята, игрок захватывает все семена в этой лунке, прибавляет к ним свой камень, который упал последним и осуществил взятие - и продолжает расклад, начиная со следующей лунки, пока последний камень не упадёт в пустую лунку. Направление посева при этом не меняется.
Игрок, у которого не остаётся камней во внутреннем ряду (или в его лунках лежат только одиночные камни), не может сделать ход и считается проигравшим.
ОМВЕСО
Омвéсо (omweso) или мвéсо (mweso), также известная как «кóро» («coro») - игра из Уганды. Название происходит от слово «мичезо», что на суахили значит просто «игра». На фото игроков из Уганды очень легко отличить - они всегда играют мелкими, идеально круглыми чёрными семенами, которые сами называют «эмпики» - это плоды местного дерева, очень удобные для игры (в соседней Танзании используют семена цизальпинии - они зелёные или сине-зелёные, и размером чуть побольше).
На доске 32 лунки, расположенные в 4 ряда по 8 штук в каждом. Все лунки одинаковы по форме, какого-то особого «дома», как в бао, в омвесо нет. Лунки круглые, только племя Баганда делает доски с квадратными лунками - они выглядят очень сухо и «академично» по сравнению с обычными досками.
Каждому игроку принадлежит 16 лунок на своей стороне доски. Для игры также требуются 64 камешка.
В начале кладётся по 4 камня в каждую из восьми лунок в крайних (ближних к игрокам) рядах. Первый ход определяется жребием. Игрок берёт все «семена» из любой лунки на своей стороне и раскладывает их против часовой стрелки, по одному в каждую лунку, не пропуская ни одной. При этом может быть задействован также и нижний ряд лунок (движение идёт по кругу, направления посева не меняется). Второй игрок ходит так же.
Ход можно сделать из любой лунки, при условии, что в ней больше 1 камня. Каждый игрок производит «посев» только на своей стороне доски, не заходя на сторону противника. Если последний камень при посеве упал в непустую лунку, игрок берёт все камни из этой лунки (включая последний упавший) и продолжает посев до тех пор, пока последний камень не упадёт в пустую лунку.
Если последний камень при посеве упал в непустую лунку во внутреннем ряду, и обе лунки соперника напротив неё оказались заняты, игрок захватывает все семена в этих двух лунках сразу начинает сеять снова, от лунки, соседней с той, где был произведён захват, в любую сторону.
При первом ходе камни не захватываются, игроки просто продолжают посев по кругу, пока последний камень не упадёт в пустую лунку. Более того - первые ходы соперники могут делать практически одновременно, и только второй ход определяет направление игры.
Местных вариаций правил омвесо довольно много. Так Сэндмэн пишет, будто в одной лунке не может быть больше 10 камней, однако другие авторы никогда не упоминают о таких нелепых ограничениях. Пол Смит утверждает, что если в лунке осталось только три камня, и ходить из других нельзя, они (при такой возможности) могут быть посеяны особым образом до точки, где будет сделан первый захват: два камня бросают в соседнюю лунку, и один - в лунку за её пределами. Майкл Б. Нсимби отмечает, что есть несколько дополнительных правил для лунки, где количество камней меньше 16, которые позволяют игроку переместить камни из лунки в заднем ряду в лунку в первом ряду, но не уточнил, как это делается и не привёл конкретных примеров. По словам Ларри Руси, игроки могут класть любое количество камней (вплоть до «ноля») в Маркер (лунку захвата), но должны оставить по крайней мере один камень в пустых лунках на пути посева, и игрок может даже начать с лунки, где есть только один камень, однако такое движение должно закончиться, прежде чем посев сделает полный оборот вокруг доски. Думаю, всеми этими странностями и нестыковками можно пренебречь, ибо в омвесо и так столько непонятного, что наблюдатели вполне могли ошибиться и принять желаемое за действительное.
В омвесо особое значение имеют 4 лунки слева от игрока, в торце, на его половине доски. Обычный («прямой») посев всегда ведётся против часовой стрелки. Но если последний камень при посеве упал в одну из этих лунок, и эта лунка не пустая, игрок может продолжить посев по часовой стрелке, но лишь в том случае, если этот посев приводит к захвату и новому посеву (теперь уже снова прямому), либо, если это невозможно, игрок должен посеять эти захваченные камни против часовой стрелки, начиная от лунки, с которой был сделан первый посев.
Игрок может также выбирать, как сеять захваченные камни - против или по часовой стрелке; нет никакого механизма принуждения, чтобы выбрать прямой посев или обратный, если можно выбирать.
Если такой посев по типу «реле» делает круг в пределах одного ряда и снова заканчивается в одной из четырёх торцевых левых лунок, игрок снова может изменить направление и начать обратный сев, но, опять-таки, только в том случае, если это приведёт к захвату и новому прямому посеву, либо эти камни сеют от начальной лунки, против часовой стрелки. Вкратце говоря, всё сводится к тому, что конечное направление посева (против часовой стрелки) не должно меняться - каждый ход должен заканчиваться прямым, а не обратным посевом.
В омвесо есть несколько способов выиграть игру.
1). «Оква булийо» («Okwa bulijo») или обычная победа - сделать так, чтобы соперник не мог сделать хода. По турнирной системе она приносит 1 очко.
2). «Окутéма» («Okutema») или «Эмитвебéри» («Emitwe-ebiri», букв. «Отсечение головы»): игрок захватывает все семена противника во всех четырёх крайних лунках доски. Окутема приносит 2 очка.
3). «Акавумби» («Akawumbi») - частный случай Эмитвебери: игрок собирает семена из каждой лунки противника, и последние семена забирает из крайней лунки. Эта победа стоит 12 очков (в некоторых турнирах всего шесть пунктов)
4). «Акакьяла» («Akakyala»): игрок захватывает все семена в каждом из двух последовательных ходов, прежде чем противник захватил их первым посевом (?). Такая победа стоит 2 очка.
5). «Окуконеза» («Okukoneeza»): игрок выигрывает, когда у него в одной лунке три семени, в следующей лунке - два, и в следующей одно, и такая комбинация складывается прежде, чем противник захватил его первым семенем.
Игрок должен набрать 12 очков, чтобы выиграть матч.
Частным случаем (практически аналогом ничьи) является «Бесконечный посев», когда ход приводит к бесконечной итерации - повторению последовательности при посеве. В ходе турнира игроку обычно даётся три минуты, чтобы закончить ход - если этого не происходит, результаты игры аннулируются.
Как и многие другие игры семейства манкалы, омвесо в прошлом имело церемониальное значение. Сегодня в неё играют простолюдины, но раньше омвесо была исключительно королевской игрой. Словом «okwesa» в Кинту Като (древнем королевстве на территории современной Уганды) назывался ритуал, часть церемонии коронации на священном холме Буддо, которая включала в себя в том числе и игру в омвесо. Ритуал довольно древний, ибо Кинту Като существовало более 600 лет назад.
Король играл во дворце в омвесо со своими женами, сёстрами и сановниками. Промимо развлечения, сложная игра могла способствовать продвижению последних по служебной лестнице. Люди низкого сословия в омвесо играли редко, а женщины и вовсе не играли никогда - бытовало поверье, что у девочки не вырастет грудь, если она будет играть в «мужскую» игру. Кроме того, запрещалось играть в омвесо после захода солнца.
Когда в 1862 году англичанин Джон Хеннинг Спик достиг этой отдалённой части Африки, королевством правил король Мутеса I, большой любитель омвесо. Принадлежащая ему доска хранилась в гробнице в Касуби, внесённой в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, пока пожар не уничтожил её в 2010 году.
После колонизации Уганды Британией в 1894 году омвесо потеряло прежнее значение и возродилось лишь в 1947 году в ходе реставрации африканских ценностей как часть местного культурного наследия.
ИГИСОРО
Игисóро (igisoro) - родственная омвесо игра из соседних Руанды и Бурунди. Доска и количество камней, необходимых для игры, абсолютно такие же, как для омвесо. Внешне игисоро также нетрудно отличить от других четырёхрядных манкал - местные мастера традиционно делают доски в виде круглого, богато изукрашенного резьбой «столика», в середине которого параллельно вырезаны четыре ряда лунок.
В игисоро, в отличие от омвесо, при начальной расстановке игроки заполняют не крайние, а центральные (внутренние) ряды доски. В каждую лунку также кладётся по 4 камня. Однако расстановка в игисоро, если можно так выразиться, более «свободная», чем в омвесо: любой игрок (или оба игрока) по своему желанию могут расположить «семена» в переднем ряду, или несколько лунок заполнить в переднем, а несколько - в заднем ряду, в виде «мозаичной» расстановки.
Игра состоит из трех этапов:
1). Размещение семян во внутренних лунках по четыре (Kugereka).
2). Дебют (guc úmuvúno), который может состоять из 2-4 ходов. Первый ход называется «kuvuna», второй - «kwivunura». Эти ходы выполняются одновременно (хотя допустимо делать их по очереди). После второй раскладки может сложиться ситуация, когда камни в столбце уже могут быть захвачены любой из сторон. Если до этого не было сыгранных игр, любой игрок может перехватить инициативу, в противном случае это взятие зарезервировано для победителя предыдущей игры - это называется «Gutang inganji» («преимущество своей победы»). Захват (kurása) сразу же начинает третий этап.
3). Игроки ходят поочерёдно (Kubúguza), захват может произойти в любое время. Ход можно делать из любой лунки, при условии, что в ней больше 1 камня. Каждый игрок производит посев только на своей стороне доски, не заходя на сторону противника. Первый посев производится только против часовой стрелки. Если последний камень при посеве упал в непустую лунку, игрок берёт все камни из этой лунки (включая последний упавший) и продолжает посев до тех пор, пока последний камень не упадёт в пустую лунку. На этом ход останавливается.
Если последний камень при посеве упал в непустую лунку во внутреннем ряду, и обе лунки соперника в этом столбце напротив неё оказались заняты, игрок захватывает все семена в этих двух лунках и сразу начинает сеять их снова, от лунки, с которой был начат «посев».
Если игрок предпочитает не захватывать семена противника, он должен сказать: «Я передаю» («Ndahise»). На что оппонент может ответить: «Я отступаю» («Ndakubye»), после чего сразу же убирает семена, которые не были захвачены, забирая их из внутреннего ряда и складируя в соседнюю лунку во внешнем ряду - это делается прямо пока другой игрок все ещё производит посев. Такое отступление не является обязательным.
В игисоро также существует возможность менять направление посева, однако ключевую роль в этом процессе играют не четыре левых торцевых лунки, как в омвесо, а две с каждой стороны доски: предпоследние во внутренних, центральных рядах (nteba), и крайние во внешних рядах (ugutwi) (на рисунке выделены синим цветом). Если последний камень при посеве падает в одну из этих лунок, и происходит взятие, игрок вправе поменять направление посева на обратный - по часовой стрелке (kugarama). Однако если камень упал в любую другую лунку, посев продолжается, как и раньше - против часовой стрелки.
Игрок считается проигравшим, если он не может начать посев. Победитель получает одно очко (igitégo) за каждую выигранную игру.
Вроде всё. Если надо что-то уточнять, учтите, что я и сам не очень понимаю, как там что в деталях :).
Но в бао теперь обещаю научить играть на конвенте всех желающих. Она, хоть и самая сложная, наиболее проста для освоения :)