Друг мой, даже ЭТА игра неизвестно как называлась, а языки, на которых называли её предшественницу, умерли ещё до закладки первого камня великого города Ур. Я полагаю, что в те времена её называли просто "Игра" (в переводе на тогдашнее наречие, естественно). Ну а сейчас-то она как называется?
Замечательный полноценный пост. Дам ссылку на него. ..А ещё, почти сразу обратил внимание на одну деталь. Если принять во внимание, что тогда в одежде не было такого понятия, как карманы (это мои предположения), то, затянув узел веревки на узком месте доски, её очень удобно было носить с собой (в путешествиях), на руке или на плече. И этот факт ставит создание конфигурации поля вообще в очень доисторические времена.
Великолепная мысль! Очень может быть, что так и было. Правда, возникают всякие мелочи в стиле "А где же хранили фишки и кости", но маленький мешочек тоже можно подвесить к поясу, а большую доску действительно в карман не засунешь.
Огромное спасибо за ссылки - очень полезно и нужно. Кстати, Мехен- это никак не Хнефатафл, это абсурдное предположение. Про Хнефатафл я как-нибудь тоже напишу.
Вариантов много, и у многих народов одни и те же игры назывались по разному да и способы "ИГРЫ" могли отличатся. Меня больше занимает их сокральная функция и не редко двойное ( и более)) назначение, как у "Вавилонов" еще одна ссылка ГРАФФИТИ, ВАВИЛОНЫ, КЛЕЙМА….и многое другое в фотоальбоме Левакова И.А http://www.archeologia.ru/modules/gallery/ -не всегда открывается к сожалению....
Да, это очень интересный аспект, но требующий обширных познаний в истории и археологии, чтоб рассмотреть игру в общем контексте культуры. Конкретно сейчас меня больше интересуют сами игры как таковые - их устройство, способы изготовления, правила, эволюция, gameplay, отличительные особенности каждой игры и т.д. Я заглянул в ваш блог - очень познавательно.
Хочется немножко добавить: Ур не являлся сразу же каким-либо религиозным или политическим центром. Древние неолитические крупные поселения не уступали, а то и превосходили Ур. Это: Эреду, Урук, Ниппур, Лагаш, Ларса, Ниневия, Ашшур, Мари, Эшнуна, Аккад, Киш, Джемдет-Наср. Это всё четвёртое тысячелетие до н.э. Возможно, игра возникла в каком-либо другом городе, её всего лишь нашли в Уре. Ур стал гегемоном в Шумере с 2109 г. до в. э. при третьей династии Ура. Возможно, тгда игра перекочевала, вместе с пленниками, в Ур. Ур-Намму, да и не только он, переселял группы людей из одного места в другое, это практиковалось повсеместно. Но третья династия пришла к упадку и эламиты разгромили и разрушили УР. А игра возможно и прекратила своё существование. В каком, интересно, слое её нашли?
Слой не знаю, честно говоря. Могу только повторить, что они были найдены в могилах IIIA периода(около 2600-2500 до н.э.). А вообще, странно, что в других городах их действительно находили мало. В Уре находили, в Шахри-Сухте находили. Ещё интеерсная история с Джирофтом - недавние тамошние находки очень интересны. Надо на эту тему тоже поговорить.
Ух ты. Увлекательно в неё было играть. И реконструировать правила в наши дни - тоже увлекательно. Не думал, что игра древнее сенета может быть явно сложнее его. Заинтересовало, что были доски с той же конфигурацией, но без разметки. Может, конечно, без разметки - это были простые, "базисные" варианты, а на "царские" доски с разметкой добавлялось больше всего. А может, на досках без разметки просто все значения полей запоминались, ибо логично следовали из позиций, а на царских досках поля помечались для более комфортной игры? И ещё - понимаю, конечно, что это очень маловероятно, но всё же - высказывались ли предположения, что на самом деле фишки двигались не по фиксированной траектории, а в полной мере ходили по доске, как по двухмерному полю? Маловероятно, конечно, многое указывает на фиксированную изогнутую траекторию - и вероятное родство с сенетом и тьяу, и расположение розеток на каждом четвёртом поле при определённых логичных траекториях, но всё же...
Comments 29
Reply
Reply
Reply
Я полагаю, что в те времена её называли просто "Игра" (в переводе на тогдашнее наречие, естественно).
Ну а сейчас-то она как называется?
Reply
..А ещё, почти сразу обратил внимание на одну деталь. Если принять во внимание, что тогда в одежде не было такого понятия, как карманы (это мои предположения), то, затянув узел веревки на узком месте доски, её очень удобно было носить с собой (в путешествиях), на руке или на плече. И этот факт ставит создание конфигурации поля вообще в очень доисторические времена.
Reply
Reply
http://lj.rossia.org/users/marinni/407151.html
http://marinni.dreamwidth.org/367909.html
http://levakov.livejournal.com/32044.html
http://levakov.livejournal.com/32307.html
http://www.antiquities.org.il/article_Item_eng.asp?sec_id=17&sub_subj_id=606
http://www.antiquities.org.il/games/eng.htm
Reply
Кстати, Мехен- это никак не Хнефатафл, это абсурдное предположение. Про Хнефатафл я как-нибудь тоже напишу.
Reply
Reply
Я заглянул в ваш блог - очень познавательно.
Reply
Reply
А вообще, странно, что в других городах их действительно находили мало. В Уре находили, в Шахри-Сухте находили. Ещё интеерсная история с Джирофтом - недавние тамошние находки очень интересны. Надо на эту тему тоже поговорить.
Reply
Reply
Не думал, что игра древнее сенета может быть явно сложнее его.
Заинтересовало, что были доски с той же конфигурацией, но без разметки. Может, конечно, без разметки - это были простые, "базисные" варианты, а на "царские" доски с разметкой добавлялось больше всего. А может, на досках без разметки просто все значения полей запоминались, ибо логично следовали из позиций, а на царских досках поля помечались для более комфортной игры?
И ещё - понимаю, конечно, что это очень маловероятно, но всё же - высказывались ли предположения, что на самом деле фишки двигались не по фиксированной траектории, а в полной мере ходили по доске, как по двухмерному полю? Маловероятно, конечно, многое указывает на фиксированную изогнутую траекторию - и вероятное родство с сенетом и тьяу, и расположение розеток на каждом четвёртом поле при определённых логичных траекториях, но всё же...
Reply
Reply
Leave a comment