Большая белая банка, подписанная большими синими буквами, как назло, стояла на самом верху. "Может, забраться по полкам - как по лестнице?" Маша провела взглядом по начинке хозяйственного шкафа: отвёртки, молоток, коробки с гвоздями. "А вдруг что-нибудь на пол уроню? Эти железяки ужасно гремучие. Нужна табуретка..."
Короткими перебежками она добралась до кухни и застыла перед дверью. "В книжках всегда заранее смазывают петли, чтоб не скрипели... Каким-то маслом... Каким?" Постояв ещё минутку, Маша сообразила: "А масло-то всё на кухне: одно, сливочное, - в холодильнике, а другое - в бутылке у плиты! Значит, делать нечего..." Дверь скрипнула почти неслышно, но Маша всё равно вздрогнула и огляделась.
Обратный путь занял гораздо больше времени - невозможно передвигаться бесшумно и быстро, когда несёшь здоровую табуретку. "Спрыгивать нельзя, надо аккуратно, по-тихому слезть!" - напомнила себе Маша.
Прижимая к себе банку, она закрыла дверцу шкафа; без энтузиазма посмотрела на табуретку: "Обратно на кухню не потащу, здесь оставлю" - и скользнула за угол в неосвещённый коридор.
Навстречу ей бросилась тёмная фигура с бледным пятном вместо лица. От испуга Маша чуть не вскрикнула, выронила банку и съёжилась: "Ой!.. Кто здесь?!!.."
Стук упавшей банки потонул в грохоте взрыва, волной накатившемся из открытой двери гостиной. Маша с облегчением выдохнула: за таким шумом никто ничего не услышит!
Она сделала шаг к зеркалу и шёпотом сказала бледному лицу "Нечего меня пугать!" Пригладила взлохмаченные волосы, подмигнула своему встревоженному отражению и подняла банку.
Возле гостиной Маша замерла и прижалась к стене, чтобы дождаться нового взрыва или перестрелки. Ещё чуть-чуть - и она в безопасности, спрячется за дверью с нарисованным черепом.
Резкий окрик: "Стаа-ять! А ну-ка, иди сюда!" заставил её подпрыгнуть и снова уронить банку. Маша торопливо спрятала её в угол и, сделав удивлённое лицо, зашла в гостиную.
- Марья, куда ты крадёшься? Ты сейчас должна сочинение про любимую книжку писать, а не по коридору шнырять! Бери свою "Чёрную курицу с подземными жителями" и - вперёд, за работу!
- Ну, мааа!.. - заныла Маша, - Ну, у меня не получается ничего... И вообще, я уже передумала - у меня теперь "Колобок" любимая книжка! Или... нет, не "Колобок" ... Что-то я не уверена - "колобок" он или "калабок" ... О, придумала - "Репка"! "Репка" - гораздо лучше, чем эта курица!
- Машка, не позорься! Тебе уже не пять лет. И даже не семь!
- Да уж, - вздохнула девочка, - почти восемь ... А что у тебя за шум? Ты же сказала, что английским будешь заниматься?!
- А я что делаю?! - мама немного смутилась. - Я и занимаюсь: вот, фильм на английском смотрю. Без субтитров.
- Молодец! - Маша не стала спрашивать, что такое "субтитры". - А про что фильм?
- Ну, я же без субтитров... - вздохнула мама. - Кажется, про безответственное человечество - оно портило экологию и сливало в канализацию всякие отходы.
- Человечество, оно такое, - поддакнула Маша.
- Видишь, - мама кивнула на экран, - теперь из всех унитазов и раковин вылезает фиолетовая биомасса, чтобы захватить Землю. Но мы - земляне - сражаемся изо всех сил.
- И ты всё поняла! - с уважением сказала Маша. - Наверное, ты уже почти выучила этот английский!
- Угу, совсем немного осталось, - мама внимательно посмотрела на дочку. - Нечего мне тут зубы заговаривать! Иди, уроки делай!
- Ничего я тебе не заговариваю, - Маша сделала обиженное лицо. - И вообще, я тебя закрою - твой английский слишком громкий, он мне думать мешает!
Она вышла из комнаты и ухмыльнулась, закрывая за собой дверь. Подобрала с пола банку и перевернула табличку на двери своей комнаты. Теперь вместо черепа там красовалось предупреждение: "нифхадить!!! эдёт икспиримент!!!". Девочка уже вошла к себе, но тут же передумала: "Какой такой эксперимент? Я же сочиненье пишу!"
Она вернула череп на место и, хлопнув дверью, поспешила к столу. Поставила банку, вытащила из кармана покрытый каракулями листочек, пробежала глазами несколько корявых строчек и пробормотала себе под нос:
- Вроде, всё готово... Сначала берём клей ПВА и перемешиваем его...
Она взяла обеими руками большую белую банку и энергично её потрясла.
- Фу, какая тяжёлая... Ладно, будем считать, что он перемешивался всякий раз, когда падал.
Маша отковыряла крышку с помощью транспортира и снова заглянула в листочек:
- Теперь наливаем ПВА в подготовленную ёмкость. В подготовленную...
Девочка покрутила головой по сторонам - ага, очень кстати! - на подоконнике со вчерашнего дня стояла чашка. Маша вылила остатки компота в горшок с геранью, протёрла чашку носовым платком, а потом ещё и подолом футболки.
- Наливаем ПВА... Какое хорошее слово - "ПВА"! Простое и понятное! Не то, что этот... тераборат... тетаборат...
Пришлось подсмотреть в свои каракули:
- Тетраборат натрия, вот! - Девочка с возмущением вспомнила, как смеялись в аптеке, когда она пыталась выговорить это название. - И надо-то всего ничего, несколько капель, а сколько с ним мучений! Тщательно перемешиваем...
Линейкой мешать оказалось неудобно, кисточку стало жалко, а вот толстым красным карандашом всё отлично перемешалось.
- Проверяем: ПВА, краситель и те-тра-бо-рат натрия... Ой... какой краситель? Не было здесь никакого красителя... - Маша сурово посмотрела на свой корявый почерк, не зная, на кого сердиться. - Ну, ладно, сейчас найдём что-нибудь.
Она придирчиво осмотрела баночки с красками: "Интересно, гуашь - это краситель? А зелёнка?.. Хотя... есть кое-что получше зелёнки!"
Девочка приоткрыла дверь и высунула головув коридор. Тихо, на цыпочках, мимо гостиной...
- Машка! Ну, сколько можно...
- У меня вопрос, - перебила её Маша, врываясь в гостиную так, будто давно хотела что-то спросить, - "жи" и "ши" точно-точно с буквой "и" пишутся?
- Точно, - пробурчала мама, не отводя глаз от экрана.
- А почему биомасса фиолетовая?
- Почём я знаю? - отмахнулась мама. - Может, из-за радиации. А может, просто потому, что цвет красивый.
Маша удовлетворённо кивнула и тихо вышла из гостиной. Подошла к зеркалу в коридоре, вытянула из кармана джинсов телефон и включила фонарик.
Отодвигая в сторону тюбики с маминой помадой, девочка внимательно рассматривала содержимое маленьких коробочек: "Коричневый... зелёный... синий... ага! Фиолетовый! С блёстками! В самом деле, цвет красивый!"
Маша зажала коробочку с тенями в кулаке и отправилась обратно. Чтобы без проблем миновать гостиную, пришлось задать ещё один детский вопрос:
- А "чу" и "щу" - как?! Я написала с "у"! Так оставить, или всё исправлять надо?
- Оставляй, - простонала мама. - Оставляй, а то хуже будет.
Хихикнув, Маша снова закрылась в своей комнате.
- Чего там дальше? "Переложить то, что получилось в пакет и разминать пять минут". Заодно и с красителем перемешаем...
Ножницами Маша выцарапала фиолетовые тени на лист бумаги и с помощью линейки измельчила их в порошок. Потом присела рядом с портфелем, который валялся под столом, и вытянула из сетчатого кармашка пакет с надкусанным яблоком. Зажав яблоко в зубах, девочка выковыряла получившуюся массу из чашки, переложила в пакетик и высыпала туда же фиолетовый с блёстками краситель.
Яблоко ужасно мешало, поэтому пришлось сделать перерыв, чтобы его доесть.
- А теперь - разминаем-разминаем-разминаем!
Пять минут закончились примерно через три с половиной минуты. Маша с удовлетворением покатала в ладошках дело рук своих и спохватилась: грохот, с которым человечество сражалось за свою планету и изучало английский, вдруг прекратился. Маша сунула фиолетовый шарик в портфельный кармашек для яблок и придвинула к себе тетрадь по русскому языку.
Сначала девочка косилась на дверь, ожидая маминого появления, но потом увлеклась и долго работала, не поднимая головы. Когда на пороге возникла мама, Маша с любопытством развернулась к ней, сбросив на пол тетрадку:
- Ну, чего? Мы победили?
- Мы победили! - кивнула мама. - Фиолетовая биомасса сопротивлялась изо всех сил, но мы победили! Между прочим, я ждала, когда ты придёшь спрашивать про "ча" и "ща". Ждала-ждала, ждала-ждала... и не дождалась...
Она замолчала, округлившимися глазами высматривая что-то у Маши под столом. Маша забеспокоилась и тоже посмотрела вниз - прямо у неё под ногами раскрывал кровавую пасть жуткий монстр с чёрными взъерошенными перьями. Надпись под монстром гласила: "чорная куритса".
- Ну, мама! - отчаянно взвыла Маша, - ну, не сердись! Папа сказал, я так пишу потому, что я - не гуманоид!
Мама подняла на неё непонимающие глаза, растерянно потрясла головой и показала пальцем на Машкин портфель:
- Биомасса!.. возвращается...
Из сетчатого кармашка выползала фиолетовая лужица, захватывая в свой липкий плен тетрадь с нарисованным монстром.
- Ма, ну что ты! Это не биомасса, это же хэндгам!
- Чего это?!!
- Ну, где же твой английский? - рассердилась Маша. - Хэндгам, жвачка для рук! Это что-то вроде пластилина, только ещё лучше. Посмотри, как он здорово растекается! Сама сделала, - похвасталась она, - про него в детской передаче рассказывали и рецепт дали. Я переписала и всё, как положено, сделала! Ну, почти всё.
- Жвачка для рук... - повторила мама, - какая гадость! Впрочем, по сравнению с фиолетовой биомассой...
Она ещё раз, поморщившись, посмотрела на агрессивную лужицу и вспомнила:
- Кстати, что ты говорила про гуманоидов?
- Я говорила, - Маша глубоко вздохнула и гордо подняла голову, - я говорила, что я - не гуманоид!
Мама страдальчески сдвинула брови и переспросила:
- Не гуманоид?
- Нет! - с вызовом сказала Маша. - Я - как папа, а папа - не гуманоид!
- Папа тоже не гуманоид?
- Нет! Ему физика и математика нравятся, а я тоже русский не люблю! - Маша жалобно всхлипнула. - Это только ты у нас гуманоид - пишешь без ошибок и английский язык сама учишь...
- Сама ты гуманоид! - возмутилась мама. - А я - гуманитарий! Ой, что я говорю...
Она схватила дочку за руку, вытащила её в коридор, поставила перед зеркалом и включила свет:
- Знаешь, какой второй признак гуманоидов? Похожа на человека - значит, гуманоид! Вот, смотри: у тебя руки, ноги и голова!
- Значит, я всё-таки гуманоид? - осторожно уточнила девочка.
- Подожди! - мама предостерегающе подняла указательный палец. - Ещё есть третий признак: ты гуманоид, если прилетела на Землю из далёкой-далёкой галактики. Ну, и при этом - похожа на человека.
- Но я не прилетала из далёкой галактики!
- Ладно, - вздохнула мама, - что с тобой делать. Лети из близкой галактики. Короче говоря: если ты выглядишь, как человек, и прилетела с другой планеты, - значит, ты гуманоид.
- Я не прилетала с другой планеты, - напомнила Маша, - и даже пешком не пришла. Я - местная!
- А... Ну, тогда извини: ты действительно не гуманоид.
- А кто же я?
- Просто человек. Причём без малейшей склонности к гуманитарным наукам! То есть - ты не гуманоид и не гуманитарий.
- Ну, ладно, - нехотя согласилась Маша. - Это тоже ничего. Про гуманитарные науки потом расскажешь, ладно? - она задумчиво почесала нос. - А как же первый? Ты назвала второй и третий, а какой первый признак гуманоидов?
- Как я могла забыть! - мама щёлкнула дочку по затылку. - Первый, и самый главный признак гуманоидов: они пишут "жи" и "ши" с буквами "ж" и "ш"!