Jun 19, 2009 13:42
Звучное словосочетание «когнитивный диссонанс» зачастую употребляется лишь в качестве речевой формулы, призванной подчеркнуть то или иное противоречие, описываемое говорящим. Многие, возможно, и вовсе никогда не испытывали ничего похожего в чистом виде. Однако если вдруг кому-то всё-таки захочется в исследовательских целях ощутить это столкновение убеждений, могу порекомендовать одно действенное средство - фильм «Супружеская жизнь» (1963 год, режиссёр Андре Кайатт).
Идея картины, в общем-то, стара как мир. Есть мужской взгляд на вещи, есть женский, а между ними пропасть - именно эту нехитрую истину и пытается донести до нас режиссёр в своём двухсерийном фильме о распавшейся семье. В первой серии произошедшие события и их анализ излагаются от лица незадачливого мужа Жан-Марка, во второй, как нетрудно догадаться, слово переходе к его супруге Франсуаз, и оказывается, что на самом деле всё происходило совсем по-другому. Приём эффектный, но с его воплощением Андре Кайатт явно перестарался. Несоответствие точек зрения гиперболизировано настолько, что когнитивный диссонанс, возникающий во время просмотра второй части, отзывается ярко выраженным физическим дискомфортом. В чистом виде подобных эмоций мне не доводилось испытывать уже давно. Ощущение усиливает ещё и то, что позиция Франсуаз настолько искусственна и неубедительна, что не вызывает сочувствия даже у женской половины аудитории.
А вообще, кино хорошее, особенно первая серия, но рекомендовать его как учебный фильм для молодожёнов я бы категорически не стал. В жизни так не бывает, и учиться понимать друг друга лучше совсем на других примерах.
movies,
review