Украинская провинция

Jul 15, 2006 22:29

Поездка на Украину прошла вполне успешно. Не могу сказать, что всё было совсем гладко, поскольку бытовая неустроенность вкупе с жарой и тучами комаров способна испортить даже самые лучшие впечатления, но за исключением её жаловаться, в общем-то, и не на что. Свежий воздух, отличное озеро неподалёку, ведро шашлыка, холодные напитки и море зелени вокруг - ну чем не курорт? Лично на меня эта смена обстановки подействовала очень благотворно.

Как уже и говорилось ранее, ездил я в Середино-Будский район Сумской области, расположенный у самой границы с Россией - совершенный медвежий угол даже по меркам соседних районов, жители которых иронично называют выходцев из Середино-Буды и её окрестностей "сабудайцами". Впрочем, в некоторой мере медвежьим углом можно назвать и саму Сумскую область, производящую на путешественника далеко не самое лучшее впечатление.

Первое, чем встретила нас Украина были её дороги. Не то, чтобы они были совсем уж плохие - на большей части маршрута можно было ехать без особых проблем, но контраст по сравнению дорогами Брянской области чувствуется сразу. Тут они оказались и поуже, и ям на них встречается гораздо больше. Впрочем, самое большое неудобство для нас заключалось не в состояние дорог как таковом, а в необходимости закладывать огромные крюки по ним из-за отсутствия необходимого количества пропускных пунктов через границу. Из карты видно, что Середина-Буда расположена совсем рядом с границей и в неё ведёт очень удобная дорога из Суземки, но АПП на ней нет и границу приходится пересекать в районе города (или села, не знаю точно) Гремяч, расположенного Черниговской области, после чего долго ехать, минуя Новгород-Северский, Шостку и Ямполь.

До Середино-Буды доехали без приключений, но как только шоссе, ведущее из Шостки, достигло черты города дорога закончилась, а то, что началось потом, больше напоминало лунный пейзаж, чем место пригодное для движения транспорта. Пыльные остатки асфальтированных дорог, давно стёртые до бетонного основания, испещрённые ямами и многочисленными неровностями - вот и всё чем мог похвастать райцентр и его окрестности. Во многих местах параллельно этим реликтам водители уже давно раскатали грунтовые дороги, которые на их фоне смотрятся настоящими магистралями. Максимальная скорость, с которой получалось ехать была на уровне 20-30 км/ч. Кое-где в Сумской области ещё попадаются дороги вымощенные булыжником, и они-то как раз находятся в отличном состоянии, несмотря на более чем солидный возраст, но ехать по ним тоже удовольствие не из приятных - выше всё тех же 20-30 км/ч всё равно не разгонишься.

Вокруг царит полный упадок. От предприятий города, начиная заводом строительных конструкций и заканчивая хлебозаводом и автоколонной, остались лишь бетонные остовы с выбитыми стёклами, да территория буйно поросшая сорной травой. И если в самом райцентре жизнь ещё как-то течёт (коттеджи местных "олигархов" растут как грибы после дождя), то окрестные сёла выглядят как декорация к украинской версии фильма "Деликатесы". Агрофирмы, в которые превратились колхозы после приватизации, фактически прекратили своё существование. Что-то выращивает на доставшихся наделах лишь небольшая часть селян (у моей бабушки тоже есть десяток гектаров - при желании можно заняться ^^), остальная часть земель либо пустует, либо, в лучшем случае, используется как источник сена для домашнего скота. Полевые станы, некогда заставленные всевозможной сельскохозяйственной техникой, элеваторы и коровники находятся во всё том же состоянии бетонных остовов, а немногочисленные уцелевшие тракторы и комбайны разошлись по рукам наиболее предприимчивых жителей. Самая же распространённая тягловая сила - лошадь, далее следуют мотоциклы с коляской и редкие старые легковушки. Основной и весьма скудный доход население получает от продажи молока (многие держат по 2-3 коровы) и картошки.

Алкоголизм процветает, продажа дешёвого самогона - одна из самых доходных статей местной торговли. Молодёжи немного и почти вся она являет собой плачевное зрелище - невежество, грубость и пьянство стали обычным явлением (впрочем, Москве в этом плане тоже похвастаться нечем - у меня под окном всю ночь слышится мат, пьяные крики и звуки потасовок), основная часть населения - старики и люди, приближающиеся к пенсионному возрасту. Моя мама познакомилась там с местной девчушкой, которая учится во втором классе, по её словам там всего 6 человек, из которых двое (sic!) второгодники. Вы знаете как можно остаться во втором классе на второй год? Я, лично, даже не представляю.

Политикой там интересуются мало. Местная власть в районе такова, что независимо от того, кто победит в Киеве, здесь ничего не изменится, а сама Середина-Буда уже очень близка к тому, чтобы потерять статус райцентра, ибо большинство решений сейчас принимается в соседней Шостке. Бабушки, в целом, поддерживают Януковича, потому что он якобы когда-то обещал поднять пенсию, и вовсю обсуждают из чего сделана коса Тимошенко (в том, что она искусственная никто не сомневается). Уж не знаю, чем вызвано столь пристальное внимание к этой детали причёски, наверное, по мнению бабушек в ней скрыт источник оранжевых сил  ^_^. Пристрастия тех, кому за сорок аналогичны, но они просто ждут, что придёт Янукович и наведёт порядок.

Вот такая получилась безрадостная картина - все черты глубокой провинции в худших её проявлениях. Что же, такова реальность, хотя красоты провинциальной природы у неё не отнять никакими печальными очерками. Огромные, практически безлюдные просторы лесов и полей, по которым можно часами идти, не встретив ни одного человека и наблюдая на горизонте лишь всё то же буйство природы, производят на гостя из города совершенно особое, ни с чем не сравнимое впечатление. Кажется, будто ты остался один в радиусе ближайших пяти, десяти, ста километров, а может и на всей планете...



Городской вокзал



Деревенская улица мощёная булыжником



Нежилой полуразвалившийся дом - типичная картина для этих мест



Печальная судьба комбайна



Основной вид транспорта



У нас под окном стоят машины, а в деревне - сельхозтехника

ukraine, country, photo-report

Previous post Next post
Up