«Пиковая дама». Яков Протазанов

Feb 25, 2017 06:29



Актриса Вера Орлова, сыгравшая роль Лизы, вспоминала: «А как работал Иван Мозжухин - Германн! Предельно творчески, насыщенно, без устали, как подвижник, продумывая каждый жест, каждый поворот головы, каждое движение тела - ничего лишнего, случайного! Он был примером для всей группы».

Посмотрел знаменитый фильм «Пиковая дама», снятый Протазановым в 1916 году. Эта картина считается одним из шедевров немого кино. В то время искусство кино только зарождалось. Люди только учились снимать и, большинство приемов, которые до сегодняшнего времени изучаются студентами и реализуются на съемках фильмов,  было придумано в то время. Например, тогда ночь снимали днем, направляя камеру против света. Оператор Евгений Славинский, снимавший «Пиковую даму», впервые использовал прожекторы для ночной съемки. Много было нового, потому что практичеки все делалось впервые, учились на ходу/

После просмотра фильма записал свои первые мысли. Мне показалось, что фильм крайне необычен. В нем много можно увидеть. И, например, назвать его «Мир Германна, параллельных пространств и неумолимости времени».

Весь фильм видна одержимость Германна желанием вступить в игру и выиграть. Это очень ярко показано актерским талантом Мозжухина. Весь показ главный герой как будто не среди окружающих его людей, а больше в себе. Это его состояние полубезумия выражается его глазами, которые окрашены черной тушью не случайно, а для выделения и акцентирования на них внимания зрителя.


Через всю картину мы видим как Германн словно движется между двумя пространствами: пространством реальности и, сначала, пространством его мыслей, затем воображения и, наконец, пространством видений, галлюцинаций. Завершается все это его погружением в реку безумия.

Такое изображение параллельных пространств - мира реального и воображаемого мы видим не только у Германна, но и у графини, в ее воспоминаниях.
Всюду можно видеть параллельные миры - уходящая прислуга как будто в стену, а затем воспоминания графини о своей молодости. А в этих воспоминаниях страсти, нежности, игривости, вдруг появляется темный коридор с белым окном в конце и идущий по нему человек. Как будто попадаешь в какие-то тайные, тихие, темные уголки памяти. Коридор - как проход в глубь времени, в глубину сознания.


Фильм показывает не только тяжелые, катастрофические последствия для человека, к которым приводит жажда наживы, легких денег, но и скоротечность и неумолимость хода времени. Что выражено в самой пугающей и мощной по воздействию сцене появления Германна в комнате графини. Когда резко сменяется два мира. И мы попадаем из светлой комнаты с молодой девушкой в темную комнату с темным силуэтом Германна, жуткой старухой и тикающими на стене часами.

Во всем этом что-то демоническое, врубелевское, темное, страшное.

В фильме есть и социальная тема, когда мы видим толпу нищих у входа в дом графини. Кто-то ищет, как сказал Германн, лишних денег, а кому-то не на что существовать.
Интересны моменты с картинами на стенах. Везде видны рамки с силуэтами, в конце концов и галлюцинации Германна возникали на месте такого силуэта. Примечательно, что в комнате Германна тоже висит две рамки, в которых просто белый фон, ничего не изображено. А показаны они на стене, где рядом такие же белые квадраты окон - окон на улицу. Может эти пустые картины показывают пустоту Германна, как человека, но мне кажется - это скорее окно в мир грез, не зря эти картины возникают на месте видений Германна о том, как он выигрывает.

Последние сцены с паутиной отлично выражают состояние главного героя в момент начала его безумия. Он попался в ловушку, которую сам же соорудил.

Орлова, Протазанов, немое кино, Мозжухин, Пиковая дама

Previous post Next post
Up