Патриарх считает, что в СССР доминировали христианские ценности. И «Запад» в то время представлял из себя христианский мир. Современный же «западный мир» изменил своим идеалам, провозглашенным еще в эпоху буржуазных революций. Слова «братство» и «равенство» забыты. Кроме того, «Запад» отказывается от своей христианской идентичности и, поэтому, России сложно вести с ним диалог.
Патриарх Кирилл говорил об этом в своем докладе на открытии
XХ Всемирного русского народного собора 1 ноября 2016 года. Тема собора «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы».
Хотелось бы выделить основные вещи, которые сказал Патриарх, то как он видит современный мир и основные его противоречия.
Что есть Запад сейчас?
Патриарх разделил "западный мир" на 4 части:
1) Глобалисты-транснационалисты,
2) Христианские традиционалисты,
3) Националисты-евроскептики,
4) Левые.
Европа разделена по ценностям на несколько частей:
• у одной религиозные ценности,
• у другой узконациональные,
• у третьей глобалистские.
Кризис идентичности Запада
Главной проблемой западного общества Патриарх считает кризис идентичности, в основе которого "лежит противоречие духовного порядка" :
• с одной стороны, в обществе действуют глобалистские тенденции, активно пропагандируются идеи нарочитой секулярности и утилитаризма,
• а с другой стороны, - всё это наталкивается на сопротивление национальных культурных традиций, имеющих христианскую историю и христианские духовные корни.
То есть идет борьба глобального государства (вспоминаем концепцию Фукуямы: либерализм+потреблядство=конец истории) и национальных государств. Или же борьба мутакапитализма с классическим капитализмом, или же постмодерна с модерном, или же Игры с Историей.
Патриарх заключает:
Самый острый конфликт современности
Патриарх вспоминает Самюэля Хантингтона с его концепцией "столкновения цивилизаций":
«Самым острым конфликтом современности является не заявленное американским философом Самюэлем Хантингтоном «столкновение цивилизаций», не борьба религиозных и национальных культур между собой, как нередко хотят представить сильные мира сего, и даже не противостояние Востока и Запада, Севера и Юга, а столкновение транснационального, радикального, секулярного глобалистского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми локальными цивилизациями. И эта борьба проходит не только по границам, разделяющим государства и регионы, но и внутри стран и народов, - не исключаю, что и внутри нашей страны.»
Патриарх Кирилл говорит о борьбе глобализма с традиционными культурами не только в мире, но и в нашей стране. Мы видели это во время попытки "оранжевой революции" в России в 2011-2012 годах, когда против "глобиков" (оранжистов, белоленточников, "болота") выступила патриотическая часть общества (Поклонная гора). Мы видим это сейчас, когда продолжаются попытки внедрения у нас ювенальной системы с целью разрушить семью и традиционные ценности.
СССР
Высказывание о Советском периоде не случайно и знаково. Патриарх явно не собирается говорить о "черной дыре" в нашей истории, он напротив, указывает на христианскую основу советского общества:
«в СССР, несмотря на декларативный атеизм советского государства, во многом доминировали христианские ценности и традиционная этика, сформированная в христианском обществе, что так ясно представлено в нашем советском кинематографе и нашей советской литературе»
Силы глобализма сильны и они наступают. Необходимо это понимать, готовиться и отвечать.