Ван Цзюнь ("
CAIJING",
Китай)
Город «съедает» земельные и финансовые ресурсы, застройщики полностью контролируют темпы и даже планы градостроительства, а логика городской застройки в основном следует принципу «кто больше заплатит, тот и будет сносить дома на этом участке». От градостроительного проектирования не осталось и следа, а администрация по культурному наследию Китая существует только на словах.
В последние годы по мере масштабного городского строительства роскошные небоскребы выросли по всему Китаю. В то же время многие исторические здания сравняли с землей. Ведь даже в столичном Пекине, городе, где находятся множество культурных реликвий, по сей день разыгрывается драма: без разбору идут под снос памятники архитектуры.
Так что же к этому привело? В двух словах, виновата слепая гонка за ВВП. Некогда СМИ уже сообщали, как ряд чиновников на местах, касаясь вопросов градостроительства, открыто заявляли, что темпы сноса и следующей за этим застройки и есть темпы развития. С такой философией в городах Китая и начался бесконечный процесс «построить-снести, снести-построить».
Факторы, способствующему этому, очевидны: город «съедает» земельные и финансовые ресурсы, застройщики полностью контролируют темпы и даже планы градостроительства, а логика городской застройки в основном следует принципу «кто больше заплатит, тот и будет сносить дома на этом участке». От градостроительного проектирования не осталось и следа, а администрация по культурному наследию Китая существует только на словах. Так, пекинские работники, занимающиеся вопросами сноса и переселения, утверждают, за деньги можно снести и Запретный город. Можно себе представить последствия таких абсурдных действий и в высшей степени непозволительного сноса и переселения, когда новые постройки не более чем архитектурный хлам.
Многие туристы, побывав в Пекине, останутся разочарованы: они не увидят стен старого города и триумфальных ворот, теперь не сыщешь и тени этих знаков, исстари разбросанных по улочкам старого Пекина: они остались только на страницах книг. Туристы, побродив по пекинским улицам, принимают Пекин за Нью-Йорк. По правде говоря, этот обман зрения совсем не доставляет радости.
Широкомасштабное капитальное строительство Китая сейчас охватило многие подобные города. Погибает индивидуальность городской архитектуры, однотипность порождает навязчивое ощущение дежавю, бросается в глаза бездарная застройка. Невольно задумаешься, какой же урбанизации добивается Китай?
Новая книга западных ученых Дэниела Белла (Daniel A. Bell) и Авнера де-Шалита (Avner de-Shalit) «Дух городов: почему в глобальном веке важна индивидуальность?» (The Spirit of Cities:Why the Identity of a City Matters in a Global Age) дает ключ к пониманию поднятых нами вопросов.
По мнению авторов, каждый город должен обладать уникальным духом и иметь общие для его жителей ценности, это и есть индивидуальность (identity), это и определяет своеобразие города, то, что делает его уникальным. После прочтения книги становится ясно, что во главу угла ученые ставят не что иное, как особенности истории каждого города. Например, если говорить о древних цивилизациях Запада, то Афины являлись воплощением демократии, а Спарта - воинской дисциплины. Очевидно, что и дух, и настроение города тесно связаны с его самобытностью и традициями, тем, что не складывается за один день, а формируется годами.
В 2011 году эта книга была опубликована издательством Принстонского университета и сразу же получила множество положительных отзывов. В книге Дэниел Белл и Авнер де-Шалит приводят примеры классического, сложившегося за историю человечества видения людьми городов, и используют эти сведения, чтобы понять современный полис. Авторы делают особенный упор на то, зачем нам нужно при помощи философии и социальных наук заново найти дух городов.
Интересно то, что Дэниел Белл и Авнер де-Шалит выбрали 9 типичных городов со всего мира, и в обзоре каждого из них не только описали особенности движущих сил этих мест, но и расположили по их ключевым отличиям. Были рассмотрены следующие города: Иерусалим (религия), Монреаль (язык), Сингапур (формирование нации), Гонконг (материализм), Пекин (политическая власть), Оксфорд (образование), Берлин (толерантность и нетерпимость), Париж (романтика) и Нью-Йорк (амбиции).
Авторы использовали выражение «политическая власть», чтобы отразить дух Пекина, и это не удивительно, ведь в Пекине находится самое сильное и влиятельное правительство в мире. Несмотря на то, что многие хотели бы видеть сущность этого города в другом, например, рассматривать его как город древней цивилизации, в глазах Дэниела Белла и Авнера де-Шалита Пекин как город древней цивилизации больше не существует. После того как остатки его богатой истории были разрушены и уничтожены во время Культурной революции, понятие «политическая власть» стало ярче всего отражать характер города.
Стоит отметить, что один из авторов этой книги, Дэниел Белл, некогда получивший степень доктора философии Оксфордского университета, уже давно обосновался в Пекине. В данный момент ученый преподает на кафедре философии в пекинском университете Цинхуа, он глубоко разбирается в культуре Китая и Запада. Поэтому его анализ городов Китая и характеристика Пекина заслуживают всяческого доверия.
В 2013 году в предисловии авторы предложили одну практическую концепцию, а именно так называемую «гражданственность» (civicism). По смыслу эта идея похожа на чувство гордости городских жителей местом своего проживания, когда они считают, что родной город лучше остальных. Сколько же горожан в Китае, согласно этой теории, гордятся своим городом? Сколько признает, что у их малой родины есть ни с чем не сравнимый дух? По этим двум аспектам, Китай не только осознает значимость идеи исследователей о «духе города», гораздо важнее то, что эта теория дает основание для вынесения суждений об успехе или провале китайского градостроительства.
Как известно, сегодня бытовые расходы в городах Китая растут, а недоступность элементарных социальных услуг значительно осложняет жизнь населению. Если даже забыть о постоянно повышающихся ценах на жилье, смог, в свою очередь, не способствуют гордости горожан. Люди с относительно высокими требованиями к качеству жизни от безысходности меняют город на пригород со свежим воздухом.
Как же развить уникальный дух в городах Китая? Прежде всего, нужно внедрить принципы научного планирования городского устройства, перестать идти по пути «один срок правительства, один генплан». В Китае любят использовать чертежи застройки американского Чикаго, а генеральный план этого города был разработан еще в 1887 году. В настоящее же время местные власти вносят в него некоторые изменения, но город по-прежнему развивается согласно искусному плану вековой давности, и его структура практически не меняется. Видно, что в этих чертежах все подчинено определенной логике, прослеживается и эволюция, и история города. Нельзя не преклоняемся перед дальновидностью и мудростью архитекторов Чикаго и невозможно не ценить практику сохранения городскими властями старого территориального планирования.
Планы и чертежи, бесспорно, важны в градостроении, однако и они не всемогущи, и тем более не всегда применимы. Все-таки наука схем и расчетов, если и может быть проверена, то лишь временем. В Китае как нигде следует избегать планов и проектов с нагромождениями зданий, пренебрегающих историей и сводящих на нет уникальность города. Ведь облик города не воплотишь в одночасье с помощью генерального плана, он формируется постепенно, как пирог. Иначе говоря, в любом проекте неизбежны недостатки, особенно, если оценивать их спустя годы.
Многих, кто путешествовал по Европе посещало чувство того, что там на каждом углу архитектурные достопримечательности, уникальные магазинчики и кафе, заставляющие забыть обо всем на свете, осколки истории и отпечатки времени. 50 лет назад Джейн Джейкобс в книге «Смерть и жизнь больших американских городов» (The Death and Life of Great American Cities) до мельчайших деталей описала это наблюдение. Сегодня, пройдя по местам, описанным Дж.Джейкобс, в нью-йоркском Манхэттене, можно понять, как же мало одной фантазии городских строителей прошлого или настоящего.
Не жалея сил, Джейн Джейкобс разъяснила, что на самом деле, жизнь в современном городе - продукт множества спонтанных социальных взаимодействий. Так, город состоит из многих коротких отрезков-улиц, среди которых местные жители и туристы выбирают маршруты, где получают исключительно собственный опыт. Джейкобс яро критикует выхолощенные города мира, выстроенные согласно генпланам, будь то австралийская Канберра, столица Бразилии Бразилиа, город Чандигарх в Индии, Летчуэрт-Гарден-Сити в Великобритании и так далее.
Важно отметить, что две вышеописанные проблемы выглядят как взаимоисключающие, однако в жизни мы сталкиваемся и с первой, и со второй. Они накладываются друг на друга, одно тянет за собой другое, испытывая благоразумие городских властей: нужно и следовать четкому плану, и считаться с выбором местных жителей; важно помнить о планировании, и не забыть обо всех местных культурных особенностях и традициях. Только все это вместе является ключом к созданию уникального облика города.
Автор - научный сотрудник научно-исследовательского института экономики, город Пекин.
Оригинал публикации:
中国只见大楼不见城市精神 http://www.inosmi.ru/world/20131215/215677490.html