Одна на велосипеде по осенней Финляндии. Всё в первый раз.
Светогорск - Савонлинна, 22-26.09.2018
День четвертый. 25.09.2018, вторник
Утро
Вступление День первый День второй День третий Утро снова выдалось волшебное: яркое солнце, чистое до звона небо. Только дико холодно. А когда я спустилась к озеру умыться, то меня чуть не снесло обратно в лес сильным порывом ветра. Спросонья я еще не осознала, что это для меня значит, зато позже вкусила в полной мере.
Утро
С утра моя кота пользовалась небывалой популярностью. Сначала пришла тетенька, которая, как я поняла, присматривает за этим местом, и дружелюбно расспрашивала меня, все ли в порядке и всего ли мне достаточно для комфортного отдыха. Мы с ней мило поболтали, а затем она убежала, и сразу вслед за ней пришли два почтенных финна пенсионного возраста с маленькими рюкзачками и очень на меня удивлялись, как это я одна и вообще. Я как раз уже собиралась на выход, так что мы пожелали друг другу nice day and good rest, и я поехала дальше.
Оставалось всего-то каких-то 30 километров до Савонлинны, но тут обнаружилось внезапно очень серьезное препятствие. Ледяной шквальный ветер со всей дури дул мне навстречу, периодическими сильными боковыми порывами снося меня с дороги в любом направлении, кроме нужного. Если я просто садилась на велосипед, то он тут же ехал назад или вбок, опасно заваливаясь. Если крутила педали, то немного можно было ехать вперед. Ехать в горку нельзя было и мечтать, меня сразу сдувало обратно. А до кучи ветер меня спихивал на середину шоссе прямо под колеса проезжающих машин. Деревья вдоль дороги ветер легко складывал пополам - я всерьез боялась получить какой-нибудь веткой по голове. Разбушевавшиеся озера плевались брызгами, шумели волнами и завораживали своей буйной холодной красотой. Бороться с такой стихией на велосипеде мне еще не приходилось, и это оказалось для меня настоящим испытанием. В итоге, эти несчастные 30 километров я ехала тысячу лет, обливаясь слезами от ветра и бессилия.
Ветер, волны, лютый холод
Задолбалась
Иногда пряталась от ветра на остановках - тут можно немножко перевести дух
Зато, когда, наконец, доехала, радости моей не было границ! От указателя «Савонлинна» из глаз хлынули уже слезы счастья: боже, я это сделала! Я доехала, я жива, я даже почти уложилась в свой график, и с чувством выполненного долга перед самой собой я могу возвращаться домой!
Первые кадры из Савонлинны, я добралась!
Крепость Олавинлинна и счастливая я
Абсолютно счастливая и довольная, я погуляла по красивой набережной мимо крепости Олавинлинна, полюбовалась на памятники морским котикам, на шикарные яхты вдоль пристани, на яркую высокую башню Кафедрального собора. В Савонлинне много велосипедистов, и везде как-то по-домашнему уютно.
Крепость Олавинлинна
Указатели на расстояния до разных городов, Pietari - это Санкт-Петербург
Уютные улочки Савонлинны
Набережная Савонлинны с кучей корабликов
Дошла до железнодорожной станции, нашла одинокий аппарат, который мне продал ж/д билет Савонлинна - Иматра. Долго я этот аппарат пытала на предмет, надо ли платить за велик, но так и не нашла такой функции. А человеческих касс, да и вообще железнодорожного вокзала, в Савонлинне больше нет, только неподалеку виднеется заброшенное здание старого вокзала.
До Иматры следовало добираться с пересадкой в Париккалле, и эта пересадка стоила мне очередной порции нервных клеток. От Савонлинны до Париккалы все просто: одна платформа, конечная станция, не промахнешься. А вот дальше пришлось понервничать. Но это позже, а пока, купив билет, я поехала гулять по городу, у меня еще было полтора часа до отправления поезда.
Железнодорожная станция в Савонлинне
Автомат по продаже билетов на поезд. По умолчанию продает билет на ближайший поезд по времени.
Билет стоил около 12 евро, если же билет покупать на сайте vr.fi заблаговременно, можно прилично сэкономить
Сначала погрелась в кондитерской, перекусив вкуснющим круассаном с ветчиной и сыром. Ну и кофе, ясное дело. Тут обнаружился прорыв в языковом барьере: на четвертый день я уже перестала бояться говорить с местными на английском. Меня понимали, я понимала, и все это не могло не радовать.
Вкусный круассан с сыром и ветчиной
Потом прогулялась до Кафедрального собора, и по симпатичным островкам рядом с железнодорожной платформой. В этой части город напоминает миниатюрную Венецию - много воды, ажурные мостики через каналы, симпатичные домики по берегам.
Кафедральный собор
Савонлинна
Первый поезд прибыл внезапно. Я даже не успела его сфотографировать для истории. Он состоял всего из двух вагонов, и надо было успеть в него с велом как-то запихаться. Успела, только подножка очень высокая, велосипед с грузом поднимать туда было очень тяжело, спасибо добрым финским людям, которые мне помогли. Внутри не обнаружилось ни кондукторов, ни места для велосипеда, однако обнаружились место для инвалидных колясок и wi-fi. Пока я раздумывала, можно ли велосипед считать инвалидной коляской, пришел проводник или машинист или кто-то еще в таком духе в форме, показал мне, что велосипед поставить сюда можно, а еще можно его прицепить стяжками, что я и сделала, а сама ненадолго занырнула в интернет. Но виды за окнами были такие красивые, что я плюнула на интернет, стала смотреть в окно и готовиться к пересадке.
Место для велосипеда в поезде Савонлинна - Париккала
На пересадочной станции в Париккале оказалось уже две платформы, и ни одно из светящихся табло на перронах не показывало нужную мне Иматру. На пересадку было всего 7 минут, надо было куда-то срочно бежать, а люди с моей платформы быстро испарились. На противоположной платформе я увидела нужное мне время отправления: 16:30, однако, этот поезд шел в Хельсинки. Ну, наверное, это он, только надо уточнить у кого-нибудь, - подумала я, и бегом в обнимку с велосипедом помчалась по подземному переходу на другую платформу. Сходу налетела на стоящую там тетеньку: мол, ду ю спик инглиш, ай нид хелп и т.д. Она мне хелп с готовностью оказала, подтвердила, что поезд тот самый, объяснила, что мне надо в 5 вагон (т.к. на моем билете было написано 5 Car), ну и, в общем, мы друг друга прекрасно поняли. Давно заметила, что в минуты стресса все способности обостряются. Ну, не считая тех моментов, конечно, когда
в вас внезапно стреляют и швыряют недобитыми утками. Поезд Париккала - Иматра
Подошел поезд, весь из себя красивый. Только я приготовилась штурмовать вагон №5, как мне со всех сторон начали что-то бурно говорить по-фински, размахивая руками, в том числе дядьки в форме. Чего, блин, им надо, думаю я и волнуюсь, вдруг поезд уйдет. Но потом поняла, что мне указывают на соседний вагон, ибо место для велосипедов находится там. Ну ок, бегу в соседний вагон, и прямо перед моим носом двери медленно закрываются. Блин! Тут подбегает проводник, нажимает какую-то кнопку, и двери открываются снова. Уф. Я залезаю в вагон, тут уже с подножкой все хорошо, а проводник ко мне пристает по-фински. Я говорю: моя не понимай, спик инглиш, плиз. В итоге разобрались, он хотел посмотреть мой билет и спрашивал, где оплата велика. Откуда, блин, я знаю, где оплата велика... Тогда он с меня содрал 5 евро за провоз велосипеда, и сказал прицепить его, как нарисовано на инструкции вон там на картинке слева.
Место для велосипеда в поезде Париккала - Иматра
Но т.к. в моем случае со всем багажом на багажнике это нереально, я забила, а просто поставила его аккуратно, и все. И пошла сидеть на место, можно в принципе на любое сесть, хотя у меня и было пробито какое-то определенное.
Поезд шикарный. Едет плавненько, теплый, есть туалеты и розетки, я подзарядила свой power bank и всю дорогу сверялась по maps.me, где я еду, ибо укатить в Хельсинки совершенно не входило в мои планы. Ехать надо было всего минут 40.
Вскоре объявляют станцию Иматра, я беру велосипед, подхожу к двери и жду остановки. Поезд останавливается, двери не открываются. Объявляют уже следующую остановку, ааааааааа!!! Народу никого, спросить некого, черт! В последний момент увидела какую-то кнопку и ткнула в нее - о, сработало! Двери открылись, я вывалилась с велом на станцию и перевела дух. Господи, слава богу, я доехала!
Спустившись с ж/д платформы, я сразу обнаружила себя уже в знакомом по первому дню месте и так обрадовалась! Уже не пользуясь навигатором, доехала до Призмы по знакомой дороге, чувствуя себя прямо как дома, докупила вкусностей на прощальный праздничный ужин и познакомилась на парковке с русской тетенькой Викторией, которая живет в Финляндии уже 4 года.
Виктория вышла замуж за финна и всячески с ходу меня принялась агитировать поступить так же, мотивируя это странной логикой: "Ну ты крута! Раз уж ты доехала до Савонлинны на велосипеде одна, то и жениха тут найдешь запросто!" (што?). Я ей вежливо объяснила, что замуж не хочу от слова совсем, и вообще я тут не за этим, а Финляндия мне просто нравится, как и все северное и скандинавское в плане природы и атмосферы. Но тетенька оказалась веселая и прикольная, мы обменялись контактами, чтобы не потеряться и разошлись по своим делам.
На сегодня у меня было запланировано аж три возможные лааву, и все в ближайшем доступе, так что я вообще никуда не торопилась. Зря!
Лааву номер один, северная. Расположена неподалеку от ГЭС на берегу озера. Красиво, но полный облом: палатки тут ставить запрещено, дров нет, а вечер обещал быть совсем холодным, вместо уютного домика - простая открытая беседка, к тому же вокруг бродит куча рыбаков и каких-то праздно прогуливающихся людей. Ну что ж, ладно, еду дальше.
Лааву в Иматре возле ГЭС
Еще две лааву у меня были присмотрены на юге Иматры. Одна из них расположена на островке прямо на берегу Вуоксы, но она не совсем понятная, так как на финской карте лааву ее нет, но есть на maps.me. Больше всего я хотела остановиться там, т.к. место предполагалось красивое и уединенное. Но уже стемнело, и дорога, ведущая к этому укрытию, свернула вдруг в глухой лес (и это почти в центре Иматры-то) и превратилась в узкую тропинку. Что-то мне это уже напоминало, и я решила - ну нафиг. Медведи по Иматре вряд ли ходят, но проверять было неохота. Не поехала.
Тогда я вернулась на шоссе и поехала в самую популярную среди русских туристов южную лааву, которая на всех картах есть. Расположена она почти у дороги, так что даже в сумерках найти ее будет не сложно. Я свернула с шоссе снова в какой-то лес, взобралась на холм по широкой, но темной дороге, подсвечивая дорогу фонариком, встретила в темноте мужчину, выгуливающего собачку, подождала, пока он отойдет на приличное расстояние и остановилась, прислушиваясь. Тихо и темно, никого. Навигатор показывал, что я практически на месте, оставалось пройти буквально пару шагов, и я увижу крышу или что там должно быть. Я посветила фонариком в место предполагаемой лааву, и вдруг оттуда раздалось совершенно отчетливое громкое: «МЕ-Е-Е-Е-Е-Е-Е-Е-Е-ЕЕЕ!!!!»
Твою мать! У меня подкосились коленки, и я привычно остолбенела на месте, пытаясь сообразить, что за бешеный баран или козел ходит тут по лесу в темноте??!… Или это какие-то подростки прикалываются? Или вовсе не подростки даже? А почему я раньше никого не слышала? Честно говоря, люди, молча сидящие в полной темноте и мекающие на фонарик меня впечатлили куда больше любых бешеных баранов и напрочь отбили охоту продолжать тут искать пристанище. Так что я развернулась на 180 градусов и сделала оттуда ноги.
Я вылетела обратно на дорогу и поняла, что все, приехали. Времени 20:00, уже темно, и ночевать мне негде.
Итог дня: 40 км
Маршрут дня: Полуостров Сеппялянмяки - Савонлинна, и по Иматре километров накатала километров 10 в поисках лааву.
Окончание.