Одна на велосипеде на край земли. Мыс Нордкап, Северная Норвегия. 05-21.07.2019
День 9
15 июля 2019 г., понедельник
Предыдущая часть
тут. Снова отсыпаюсь от души: проснулась в 12 часов дня, выспалась просто отлично, чувствую себя шикарно - девятый день пошел, а я все еще полна сил и вообще жива. Хотя усталость тоже накапливается, конечно, но с утра особо не ощущается. Любимый момент: вылезти из палатки и посмотреть на мир, что там сегодня?
Сегодня пасмурно и капает небольшой дождик, но снова совсем ненапрягающий. Температура аж 12 градусов тепла - жара по нынешним меркам! Ветра снова почти нет, и это просто отлично. Сегодня у меня много важных задач, так что собираюсь в хорошем темпе, плотно завтракаю и быстренько упаковываю вещи.
Традиционное утреннее фото моего лагеря.
Вот так мы и ночуем: я со всеми вещами в палатке, Цветочек на улице рядом отдыхает. Дорога относительно близко, но мне все равно, не мешает. Ночевать вообще ни разу не было страшно: диких зверей, кроме боязливых оленей, не встречалось; темно не было (что важно, ибо я боюсь темноты); ну а люди - что местные, что туристы - кажутся очень приветливыми, дружелюбными и совершенно безопасными. В России я бы так у дороги ни за что не расположилась в одиночестве, конечно.
Вот такая прозрачная водичка в местных ручейках - ведь это ледниковая вода стекает с гор в море.
Выезжаю в путь. Переобнималась там со всеми указателями, наверное! Как же этот обратный отсчет греет душу: заветная цель все ближе и ближе, хотя это "ближе" дается непросто. Но легко никто и не обещал:-)
Суровые домики на суровом побережье.
Как же нравится мне норвежское стремление к уединению. Никаких тебе шумных соседей за стенкой, толп и очередей, только шелест волн и вселенская тишина, такая благодать! Хочу так жить.
Олени тут просто звезды. Бродят себе неспешно по дороге, никуда не торопятся, ничего не боятся, настоящие цари природы.
Спустя минуту на дороге образуется длинная пробка из машин и оленей:-) И никто не сигналит, не нервничает, все дружно фотографируют и смирно ждут, пока оленям надоест стоять и позировать, и они соизволят сойти с трассы.
Еще немного об уединении и релаксе. Найди домик!
Кстати, на этом месте впервые осознала, что я вижу океан!
Иногда одиночные домики разбавляются небольшими групповыми поселениями, непременно в фирменном норвежском красно-бордовом цвете.
А дорога все ведет меня вдаль. Взгляд назад.
И вот, спустя 15 километров с места старта, я подъезжаю к главному трешу путешествия. Нордкап-туннель протяженностью 6870 метров, с перепадом высот 212 метров, уклон дороги 9%. Ох и страшно же мне тут!
Нырять в туннель - это как нырять на неизведанную глубину океана - черт его знает, что там внутри, и как я все это переживу. Впечатленная туннельной разминкой предыдущего дня, боялась еще больше, чем раньше. Что ж, боялась не зря: так страшно мне давно не было. Жуткая жуть эти ваши подводные туннели!
Светоотражающих жилеток больше нет, въезжаю в туннель в своем белом дождевичке и с единственным, еще живым пока, задним фонарем. Освещение, впрочем, в этом туннеле вполне хорошее. Обочины нет, есть зачем-то тротуар для пешеходов, так что ехать приходится по общей дороге, и это жуть как страшно! Вниз под уклон я несусь на огромной скорости, рядом несутся целым караваном с кошмарным звуком машины, мотоциклы, туристические и рейсовые автобусы, автодома и грузовики, и поскольку дорога узкая, кажется что несутся они совсем впритык ко мне - о, это полный кошмар, чуть заикой там не стала от ужаса, так страшно!
Особенно впечатлил новенький спецэффект, в предыдущих туннелях не освоенный, и оттого жуть как неожиданный: вот я еду себе, еду, никого не трогаю, и вдруг слышу откуда-то страшно нарастающий гул, будто за мной трактор несется. Судорожно оглядываюсь, вжимаясь от ужаса сама в себя, но позади - никого. Впереди - тоже никого! А гул все громче и громче, аж уши закладывает, что за жуть?! Я уже говорила, что все это ужасно страшно? А то вдруг вы забыли:-) Оказалось, что примерно каждые 200-500 метров в этом туннеле расположены огромные дуги с вентиляционными отверстиями и оттуда идет этот ужасный заупокойный вой, брррр.
Ладно, со звуками разобралась, но и в целом обстановочка в туннеле весьма впечатляет, особенно если вспомнить, что над головой - сотни метров воды. Никогда не страдала клаустрофобией, но тут даже воздуха перестало хватать. И дико страшно, да.
Однако, туннель очень современно оборудован. Через каждые метров 500 оформлены специальные островки отдыха, в стороне от основной дороги. Тут можно спокойно постоять, перевести дух, тут же стоят вот такие яркие спасательные будки: в них телефон, огнетушитель, какие-то тревожные кнопки. Повсюду висят указатели: сколько уже проехали и сколько еще осталось.Так что все более чем цивилизованно.
Вверх я около километра еще еду по инерции, а потом резкий подъем и нехватка воздуха делают свое дело: я сдаюсь, слезаю, затаскиваю велосипед на тротуар и дальше иду по нему пешком. На тротуаре уже совсем не страшно, но тащить нагруженный велосипед в горку под водой оказывается очень тяжело: и физически, и психологически. Тянутся оставшиеся 2,5 километра вечность, и кажется, что этот тусклое мрачное холодное подземелье никогда не закончится.
Оно заканчивается, конечно же, но впечатление у меня такое себе. Не понравилось. Больше не хочу.
Кстати, при подготовке отчета обнаружила, что gpsies.com при расчете подъемов и спусков туннели не видит - считает метраж по верхушкам перевалов, хотя туннели проложены внутри. Так что этот момент нужно как-то учитывать вручную. Я из суммарных подъемов таких дней вычитала высоту перевалов с запасом, но как точно все это посчитать, пока не придумала.
Выпадаю на улицу - какое счастье! После туннеля большой и светлый мир кажется совсем родным. На улице значительно теплее, и уж однозначно - веселее.
Почти сразу после туннеля обнаруживается просторная парковка с туалетом, а в нем - о боже! - горячая вода, мыло, бумажные полотенца - целый островок цивилизации! Зависаю тут надолго, умылась как следует, кое-какие вещи перебрала, чаю вскипятила, отдохнула, пришла в себя.
За парковкой - большие красивые горы.
И маленькие местные жители.
А мне пора дальше в путь! Как же мне нравятся такие домики:-)
И водопадики.
Дальше меня уже ждет один из самых северных городов мира - Хоннингсвог. Городок-порт площадью всего один квадратный километр, невзирая на свои крошечные размеры, принимает у своих причалов до пяти лайнеров одновременно. Круизное сообщение тут очень востребовано: шикарные морские паромы заходят в Хоннингсвог, чтобы пассажиры со всего мира смогли высадиться на берег и дальше по суше добраться до знаменитого мыса Нордкап. В Хоннингсвоге - большая сеть рейсовых и туристических автобусов до Нордкапа, так что добраться до края земли и без велосипеда - не проблема. Но с велосипедом - это не просто поездка. Это - незабываемое на всю голову приключение:-)
Едва я отъезжаю от благоустроенной стоянки за Нордкап-туннелем, как у меня разваливается теперь уже и задний фонарь. Он с грохотом падает на асфальт, и все его части размашисто разлетаются по дороге. Эх, китайская хрень, купила дополнением к интернет-заказу, поверив положительным отзывам, а зря, комплект едва прожил неделю. Вздохнув, собираю его части, и в полной уверенности, что туннелей больше не будет, выкидываю их в мусорку.
И тут же, метров через 500, вижу новый туннель. Черт! Что же делать? Без фонаря въезжать в туннель очень стремно, меня же там просто не видно! С фонарем-то страшно, а без него - форменное самоубийство. Расстраиваюсь, но подъезжая поближе, разглядываю цифры на указателе - о, всего 190 метров, ерунда. Пролетаю его молниеносно, с огромным облегчением вздыхаю, радостно перевожу дух, поворачиваю вслед за изгибом фьорда и тут за поворотом вижу еще один туннель!
Да что за маза фака-то такая сегодня, сколько ж можно?! Надеюсь на очередное чудо, но нет: чем ближе подъезжаю к заветной табличке, тем отчетливее вижу приговор: 4440 метров!!! Это все, это финиш.
Жилеток нет. Фонарей нет. Делать нечего, обреченно въезжаю внутрь, попрощавшись с этим миром.
Но в целом все прошло терпимо: туннель оказался довольно светлым, ровным и с широкой обочиной. Правда, обочина оказалась грунтовой и очень пыльной, но это уже такие мелочи! Так что на эту обочину я и сваливала всякий раз, когда сзади нарастал гул от приближающейся машины - даже не пришлось останавливаться, пронеслась на одном дыхании.
Из туннеля выпала сразу в Хоннингсвог - уже совершенно без всяких чувств.
В Хоннингсвоге оказалось холодно и пасмурно, но с проблесками неба где-то вдали.
Симпатичный маленький городок с разноцветными домиками, карабкающимися вверх по склону гор. И повсюду - корабли, яхты, яхточки, и один огромный лайнер. Так, мне нужен порт, еду к лайнеру. В порту пассажиров и туристов встречает вот такой веселый троллик.
Троллик - это хорошо, но мне нужно расписание паромов и главное - стоимость билетов! Оставляю велосипед на набережной и бегаю по всем прибрежным зданиям - хм, ничего. Сувениры, кафе, магазины - всего полно, а расписания и кассы нет. Я предполагала увидеть что-то типа морского вокзала с информационным табло, но оббегав всю набережную, так ничего подобного и не нашла. Обнаружила небольшое здание, на котором была вывеска: Ferri Ticket, поломилась туда - закрыто. Только после того, как упорно ломилась в дверь, обнаружила вторую вывеску: Pollice. Оказалось, что ломилась в полицию, но сути это не меняло, в любом случае закрыто было все. Впрочем, времени уже девять вечера, так что неудивительно. Но что делать-то?
Вернулась к троллю, заметила расположенный прямо за ним туристический центр - вот те самые синие стеклянные двери слева. О! То, что надо. Несмотря на поздний час, центр еще работал, а за стойкой стоял доброжелательный молодой человек, к которому я и кинулась со всех ног, стремясь добыть нужную мне информацию любой ценой. Он подтвердил, что табло с расписанием паромов нигде нет (а как так-то?), достал из-под стола большой буклет с изображенными на нем паромными путями, полистал какую-то не менее большую тетрадь и подтвердил мне, что да, паром Хоннингсвог - Киркенес действительно отправляется ежедневно в 14:45, как я и откопала ранее в интернете на каком-то очень норвежском сайте, ну надо же. Подарил мне буклет, написал на нем время отправления, отметил место посадки на паром, а вот стоимость билета подсказать не смог. Сообщил только уже знакомую мне информацию, что стоимость билета на паром выясняется только при посадке, так как она зависит от класса парома, дня отправления и каких-то там еще паромных удобств. Билеты можно приобрести днем в той самой полиции (там же находится паромное агентство, как оказалось) или непосредственно на пароме при посадке. На пароме, как я поняла, дешевле. Но даже примерные рамки стоимости милый молодой человек не смог мне сказать. Это было печально, но делать нечего, придется разбираться на месте.
Покатила в магазин, снова в любимую Rema 1000. Позвонила племяннице Анюте, договорилась о переводе небольшой суммы в долг. Позвонила ребеночку, узнала все домашние новости. Закупилась очередной едой, пишу по традиции список:
- Влажные салфетки 9,90 NOK - 78,21 ₽
- Сыр творожный мягкий 19,60 NOK - 154,84 ₽
- Макрель в томате 10,00 NOK - 79,00 ₽
- Бананы 11,80 NOK - 93,22 ₽
- Хлеб 29,00 NOK - 229,10 ₽
И погнала дальше. Времени уже одиннадцатый час, пора искать место для ночевки. Неподалеку от Хоннингсвога в сторону Нордкапа раположены большой кемпинг и большой отель, а дальше уже нет ничего, кроме сумасшедших подъемов - это, кстати, единственные подъемы, о которых я знала заранее. Так что искать место для стоянки нужно где-то до или рядом с кемпингом, иначе я потом уже никуда не смогу приткнуться, да и подъемы мне сегодня после всех этих туннелей как-то ни к чему.
Проезжаю какие-то идиллические места. Вечером так хорошо, тишина, покой, и даже солнышко показалось из-за гор. Посмотрела прогноз погоды по wi-fi в магазине: завтра без дождя. Это главное!
Проезжаю Нордкап-кемпинг: огромный муравейник, сплошь заставленный автодомами, просто домами и палатками - неее, я туда точно не хочу. Народу там - жуть и ад, и даже сейчас, поздним вечером - беспрестанное движение: кто-то отъезжает, кто-то приезжает, автобусы снуют, люди ходят. По первоначальному плану я хотела в этом кемпинге остановиться, но идея была в том, что это должна была быть самая середина пути. Тогда я планировала помыться, зарядиться, постираться - в середине пути все это имеет смысл. В конце - особо никакого. Послезавтра я уже буду на пароме, где все это можно сделать при желании, а там уже и до хостела недалеко. А пока я хочу побыть как можно дольше наедине с прекрасной норвежской природой.
И вот удача: сразу за кемпингом я нахожу шикарнейшее место! За отелем от парковки начинается тропа в сторону гор, и если по ней немного пройти, огибая озеро, то можно спрятаться за холмами, и меня ниоткуда не будет видно: ни от отеля, ни с дороги! Видно только с высоты перевала, на который я завтра поеду, но и то - если как следует присмотреться. Тут и остаюсь.
Вечер такой чудесный! Тихий, спокойный, прозрачный. Правда, температура всего 2 градуса тепла - вот такая вот северная середина июля:-) Но на самом деле я пишу сейчас отчет в декабре, и на улице - те же самые 2 градуса тепла, да только вот есть у меня стойкое ощущение, что это совсем разные градусы. Ибо представить себя сейчас на улице в палатке я никак не могу, а тогда - спокойно ночевала и даже не мерзла. Главное - как следует поужинать, а с этим проблем нет, объедалась я в этом походе, как слон. И все равно похудела на 4 кг:-)
Записываю свои заметки в блокнот. Времени уже час ночи, пора спать. Завтра - день Х!
Итог дня: 66,5 км.
Суммарный набор высоты: 620 м.
Маршрут: Стоянка где-то в бухте на берегу Порсангер-фьорда - озеро за Нордкап - кемпингом
Погода: 12 градусов тепла днем, 2 градуса тепла вечером, ветер слабый, северо-восточный, 5-6 м/с.
Продолжение
тут.