Пруды

Aug 05, 2018 17:15

Наконец-то у меня дошли руки что-то вам написать.

Я живу в Москве, не так, чтобы на окраине. И вот от меня в пешей доступности находятся 7 (семь, Карл!!!) прудов! На самом деле их в два раза больше, но остальные совсем уж маленькие и заросшие, хотя у меня есть подозрения, что вот именно там можно было бы неплохо порыбачить... В пешей доступности - это от двух минут. Ну как, вы уже достаточно меня ненавидите? Я еще добавлю, что они все благоустроены, с красивыми берегами и зонами отдыха, где можно позагорать. Ваша зависть уже зашкаливает? Ладно, выдыхайте. Ни в одном из них нельзя купаться. Этот факт портит мне всю малину. Реально, для полного счастья мне не хватает пруда, в котором можно купаться, и розетки на берегу. Срочно! Срочно, пока лето не кончилось))

Вот-вот закончится благоустройство трех прудов, относящихся к территории ВДНХ. Их почистили, сделали лежаки, настилы, газоны, цветочки, фонтаны... А купаться нельзя. Ну как так?! На берегу даже лабиринт из елок забацали, пойду, пожалуй, пройдусь по нему, вдруг в центре розетка?

Лабиринты тут, кстати, не новшество. Эти земли видели и не такие благоустройства. Напомню, что исторически вся эта территория принадлежала графам Шереметевым, а до них князьям Черкасским. И вот в расцвет, в свои золотые времена при Николае Петровиче Шереметеве, который и отгрохал увеселительный дворец, тут и лабиринты были, и в прудах купались, ну вот разве что розеток не было. Ну так 18 век все-таки, извиняйте. Мы недалеко ушли, что-то. И дворец стоит, разваливается,  никому не нужный, моя боль.

Дворцовый пруд (сегодня Останкинский) имеет достаточно правильную овальную форму, он был вырыт в единой концепции со всем замыслом усадьбы, центром которой и главной фишкой был театр. И все вокруг тоже было театрализованным и так или иначе напоминало театр.
Как вы понимаете, в 18-ом веке, здесь был далекий пригород, дорога к усадьбе вела через дремучий лес. И вот был задан прием по случаю приезда императора Павла I. Николай Петрович был затейник и из всего устраивал шоу, на этот раз тоже не обошлось. Павел следовал в карете из Москвы по лесной дороге. И вот уже на подъезде к усадьбе вдруг деревья перед ним начали падать в разные стороны. Они были специально подпилены по приказу Шереметева, в кустах прятались крепостные, и при приближении кареты с помощью веревок деревья стали валить, разумеется, так, чтобы не задеть карету, то есть в обе стороны от нее. Получился эффект открываемого в обе стороны занавеса, за которым Павлу открылся потрясающий вид на правильной формы овальное озеро, которое имитировало театральную сцену, а за ним виднелась прекрасная усадьба с церковью - театральный задник, декорации. Таким образом, Шереметев сразу давал понять гостям, что они приехали в театр.

Садовый пруд так и сохранил свое название до наших дней. Это тот самый пруд, на котором сейчас трудами градоначальника и местной управы соорудили сцену на воде, испоганив ландшафт, все виды, перекрыв подступы к пруду, и выстроив по периметру забор, чтобы не дай Бог, никто не смог подсмотреть, что там происходит на сцене, не заплатив бабла. Трындец на ножках. Если бы такой подход был у Шереметева, его имя не вписали бы в историю. У Шереметева заборов не было, шоу было для всех, даже для крепостных. Они либо участвовали в его создании, либо являлись полноценными зрителями. Во дворце, в театре для крепостных была организована галерка, то есть целый этаж, откуда они могли совершенно прекрасно наблюдать все представление. Да, не VIP-ложа, но и не глухой забор, блин.
Пруд был частью английского парка. Задние окна дворца выходили во французский сад, который тоже уже лет семь закрыт для посетителей, там были все прелести типа садовых фигур, выстреженных из кустов, беседки, арочные аллеи из вьющихся роз, садовые лабиринты и пр. Далее начинался английский парк (территория сегодняшнго Останкинского парка), там уже тропинки имели естественные изгибы, деревья и кусты не подстригались шариками и треугольниками, имели естественные пропорции, но вся территория была ухоженной и благоустроенной. Именно по Садовому пруду катались на лодках. Эта традиция исторически сохранилась, там была лодочная станция вплоть до обустройства этой чертовой сцены на воде. Здесь же устраивались фейерверки в ночном небе после окончания театрального представления и бала. Огненные фигуры отражались в темной глади воды, дублируя красочный эффект шоу.

Каменские пруды (сегодня пруды главного Ботанического сада и ВДНХ) были созданы всё при том же Шереметеве в 18 веке на речке Каменка и до сих пор считаются объектом культурного наследия федерального значения и произведением садово-паркового искусства. Хотя от былого величия остались... ну, что осталось. Пруды сделаны многоуровневым каскадом, перепад между каждым уровнем - несколько метров. Изначально там были водопады. Понимаете, да? Это было очень красиво. В прудах купались, разводили рыбу, катались на лодках и просто гуляли по берегам, наслаждаясь красотой ландшафта. В 30-х годах 19 века там стали устраивать народные гуляния. На сегодняшний день река Каменка частично заключена в коллектор, из которого она выходит только на территории Ботанического сада. Пруды больше не соединяются между собой водопадами, они практически изолированы и разделены мостами, под которыми проходят коллекторы. Именно через них протекает вода из верхних прудов в нижние. Реставрация ничего не изменила в этом плане.

Но есть и хорошие новости. После 10-го августа на каскаде Каменских прудов на ВДНХ откроют каталку вейкборда. Планируются трамплины и прочие экзерсисы. Ориентировочная стоимость 1700 р за 20 минут катания. Пруд № 2 (соответственно, второй по счету от Ботанической улицы). Welcom.
Мой город. Моя история.
С любовью.
Всегда ваша,
Огонь

прогулки по городу, история

Previous post Next post
Up