Больше месяца Веня ходит в защитном воротнике. И нет ни одного ребенка, который бы не спросил, что это такое. Не у меня, а у своих родителей или бабушек-дедушек. Ни одному родителю ни разу не пришло в голову спросить у меня, что это такое на самом деле, но они отвечают детям! Варианты ответов:
- Чтобы в ушки не надуло.
- Это от блох.
- Это корона.
- Чтобы с земли ничего не подбирал.
- Для красоты.
- Чтобы не укусил.
Однажды попался ребенок, который сначала принял объяснения мамы (чтобы с земли ничего не подбирал), потом постоял несколько минут и понаблюдал за Веней. Веня пылесосил округу, подбирая все, что ему в той или иной степени было необходимо в данный момент. И тут ребенок выдал:
- Мама!! Но ведь он подбирает!!!
Я влюбилась в этого мальчика моментально и безоговорочно. Я подошла сама, хотя никто меня не просил, и объяснила, зачем эта штука на самом деле. А потом мы еще шли вместе к выходу из парка и долго разговаривали про собак. Очень интересный пятилетний собеседник оказался.
Но абсолютное большинство детей верят родителям и даже не думают их проверять. Так заложено природой. Дети верят взрослым. У меня один вопрос: Вы зачем эту хрень им в головы вкладываете? НЕужели нельзя ответить честно: "Я не знаю"? Почему нельзя переадресовать вопрос мне? Ну, или если я не вызываю доверия, спросить у гугла, например)) Ну хорошо, может, про этот воротник дети больше никогда не вспомнят, это знание им не пригодится. НО ведь если родители отвечают так на этот вопрос, значит, они точно так же отвечают и на все остальные. Лишь бы ответить. Лишь бы что-нибудь сказать.
Помню, когда нас готовили в школе к экзаменам, нас учили ни в коем случае не говорить "не знаю". Этим ты как бы подписываешь себе приговор. Отвечай что-нибудь, выводи на ту тему, которую знаешь, хоть на троечку, но наговоришь. ПОхоже, что мы так и живем всю жизнь по этим правилам, всю жизнь держим бесконечный экзамен и пытаемся выплыть "хотя бы на троечку".
- Вы не подскажите, как пройти туда-то?
Ну почему честно не ответить, что не в курсе? Нет, надо бязательно выдать подробную инструкцию, выполнив которую, не только ты не найдешь то, что искал, но могут и тебя уже никогда не найти.
Стою на переходе. Бабушка с маленькой девочкой спрашивают адрес, тетка в полной уверенности отсылает их в другую сторону за тридевять земель. Бабуля покорно отправляется в означенный путь. Лювлю ее, веду лично до двери, это повезло, я точно знала этот адрес. А сколько раз меня отправляли...
Я только что закончила Университет. Первое в моей жизни собеседование на работу. Крутая немецкая компания. Немецкая - это значит пунктуальность. Пунктуальность превыше всего. СОбеседование в восемь утра в Химках. ТОгда еще не было навигаторов, не было карты в телефоне, и даже сотового телефона у меня еще не было. У меня был адрес и все. Компания, правда, тоже хороша, офис только что отстроили и еще не повесили указатель с адресом на здании. Но меня больше часа добросердечные жители гоняли по всем Химкам то в одну сторону, то в другую.
- ДА, да, вам точно туда! Три остановки в эту сторону.
Через три остановки меня разворачивали и говорили:
- ДА вам в обратную сторону две остановки и на противоположной стороне.
В итоге, когда я появилась на ресепшене, у меня спросили.
- ВОсколько было назначено собеседование?
- В 8.00.
- А сейчас сколько?
- 8.40.
- Думаю, вопрос исчерпан. Всего доброго.
Когда я вышла, я уже не рыдала. Все слезы я выплакала, стоя 20 минут посередине Ленинградского шоссе в потоке машин. Я переходила по зебре. И за 20 минут ни один автолюбитель не остановился, чтобы пропустить девушку. Как потом оказалось, переходить мне было не нужно.
Как это трудно, сказать "не знаю". Ведь можно выставить себя в неблагоприятном свете. :-)
В МГУ я училась в одной группе с Антоном Братишко. Он всегда был очень умный и пользовался безоговорочным авторитетом. Гугла тогда еще не было, поэтому на бесконечные вопросы приходилось отвечать Антону, которого мы нагло использовали в качестве ходячей энциклопедии. Ни разу в жизни он не психанул и не скзал: "Отстаньте от меня, откройте словарь и посмотрите там". НА все вопросы он находил ответы, а мы всегда верили, потому что безгранично ему доверяли.
Едем как-то в поезде метро с ним и с Сонечкой. Вдруг поезд останавливается в туннеле.
- Чего это он? - спрашиваю я в воздух. Вопрос риторический, никакого ответа я не жду. И вдруг Антон с совершенно непроницаемым лицом выдает:
- Бензин кончился.
И контрольным выстрелом реакция Сонечки, у которой глаза округлились до полвосьмого и она с удивлением переспросила:
- Да ты что? Правда?!
Я ржу до сих пор. Мы настолько привыкли верить Антону, что по сути он мог нам впарить очевидную дурь, а мы готовы были верить. Примерно как дети родителям. Но он не впаривал. Он не боялся сказать "не знаю", если действительно не знал. И наше уважение от этого не стало меньше. НАоборот.