Байфакты или Забавные факты и байки о Беларуси. История и современность. (1 из 100)

Feb 01, 2012 11:20


      Раз в ЖЖ пошла такая мода собирать интересные факты и байки о своих странах, то и я не пройду мимо этого. Давече я уже делился в своём журнале замечательной подборкой "100 фактов и баек о Беларуси" созданной maraz_m_moroz
Теперь я и сам решил, что нибудь насобирать. Моя сотка будет выделятся не такой глобальностью как сотня упомянутая выше. Факты и байки будут более локальными, не столь рекламными и скорее всего будут более интересны беларусам нежели заграничным друзьям. Хотя  возможно и им они покажутся интересными и забавными. Если же и Вы знаете некие забавные и интересные факты из истории либо современости поделитесь со мной.
Предупреждение!
Так как некоторый "факты" могут оказаться байками, а "байки" - фактами, а решать что-же это я предоставлю Вам, я буду называть их "байфактами".
В некоторых байфактах много букв.))))
Дабы все читатели представляли себе где и когда происходило действие описанное в некоторых пунктах, я буду указывать время и современные координаты.

Ну, что поехали!

Байфакт #1. "Демоны" в Церкви.
Место действия: Витебская обл., Городокский р-н., п. Езерище 


Выдержка из замечательной книги "Память. Городокский район"

Аб жыцці i маралі уніяцкага святара Тамкавіда
18 чэрвеня - 5 лістапада 1761 г.
Езерищенский войт от себя и от имени всех прихожан Езерищенской церкви 18 июня 1761 года подал Полоцкому униатскому архиепископу прошение, в котором изложил: «Опираясь на заслуги предков и по милости всепресветлейшего монарха, короля Польского, а также превосходительного воеводы Полоцкого и поставленных им над нами милостивых панов, мы до сего времени остаемся непорушимо при своих правах, привилегиях и льготах. От одних только пастырей наших не можем видеть уважения, не можем слышать назидательного слова, но, напротив... должны терпеть от них обиды, которые здесь и выразить трудно. Однако ж прибегая под вашу архипастырскую милость, попытаемся описать хотя отчасти, образ жизни и действий нынешнего Езерищенского священника преподобного отца Фёдора Томковида в нижеследующих пунктах...

1) Преподобныя высокопреподобным официалом преп. о. Феодору Томковиду письменные правила он, порицая лживыми и скверными словами, сперва держал в дымной кухне, а потом, взяв их оттуда, пред людьми смял, сунул в самое неприличное место, приговаривая: «А что мне сделают эти правила?» и проч.

2) Прихожане за милю приезжали просить его к больной, почти умирающей женщине, для исповеди, но попадья, стыдя их, сказала: «Черти ее не возьмут, ну пусть и умирает, ради ее попу не топиться же», - священник, услышав это, и не поехал; между тем женщина умерла без исповеди и причастия.

3) Будучи на нескольких похоронах, возьмет по талеру бит., но никакого богослужения не отправляет, а только по обыкновению возят его на телеге спящего от излишнего опьянения сивухой.

4) Однажды после обедни, упившись, объявил пред людьми грех известного соприхожанина нашего, открытый ему в тот день на исповеди, и велел за оный наказать того человека, который действительно и был наказан своим отцом.
...
6) Пьет часто горелку день и ночь и, не выспавшись, утром служит обедню.

7) Упиваясь почти ежедневно, двух наших бояр, одного на св. Бориса и Глеба, а другого на св. Николу, смертельно избил и окровавил, так что один из них и поныне лежит больной в опухоли.

8) Боярина нашего, прибывшего в священнический дом вместе с новобрачными за свата, велел бить постромками, что и было бы сделано, если бы не воспрепятствовали бывшие при том люди.

9) Не давая никакого дохода старичку священнику, назначенному по распоряжению официала дьячком, несколько раз бил разными орудиями по голове и причинил ему раны...

10) Другого дьячка, данного нам по милости архипастыря, прогнал.

11) Несколько человек обвенчал с чужими женами, а мужья их отыскивают своих жен и не дают нам покоя.

12) Отправлял погребальный провод по опившимся водкою людям, за получением от родственников их по одному тал. бит. ...
14) Однажды в прошлом году пил день и ночь и уже, видимо, не мог служить обедни в воскресенье; когда же приехал от войта наш пан наместник к обедни, то о. Томковид сказал ему, что обедню уже отправил.

15) Обедню с пением редко удавалось нам слышать, а теперь и вовсе не бывает и это, с одной стороны, по той причине, что о. Томковид от постоянного пьянства потерял голос, с другой, что с побоями да толчками разогнал дьячков и, напав на дьяческий дом с попадей и парабками своими, забрал собранный дьячком в волости хлеб, а самих дьяков избил постромками; забрал также коня их и долго держал его у себя.

16) Одному волостянину велел кланяться попадье и  до тех пор не пошел по просьбе его в церковь, пока не была исполнена его прихоть: человек трижды вынужден был пасть к ногам попадьи.

17) Нас, бояр, наши права и вольность нашу поносят презрительными и бесчестными словами как сам о. Томковид, так и его жена...

18) Гордясь сам шляхетским происхождением своим, унижал однако ж в пьяном виде многих достойных лиц из шляхты.

19) Попадья, считая себя нашею паней, смотрит на нас, как на своих крепостных людей, - не знаем на каком это основании».
В заключение прихожане просят назначить по этим всем предметам исследование, а затем дать им другого священника «разумного, трезвого, не гайдамака»...
Вследствие сего архиепископ ... универсалом всему подведомственному духовенству от 30 июня того же года вызвал священника Ф. Томковида на суд консистории на 12 июля. Но так как он не явился, то консистория решением своим 21 июля состоявшимся, постановила: за ослушание о. Томковида, в силу канонического права, подвергнуть там же в консисторском суде, бичеванию плетью, чрез постороннее лицо, при троекратном повторении 50 псалма, а потом посадить в камере. ... Между тем, для исследования дела на месте назначить комиссаров и Полоцкого Базыльянского монастыря помощника профессора Мартиана Сущевича. Спрошенные чзми на месте 23 свидетеля подтвердили все обвинительные пункты, хотя и не единогласно, причем показано, что иные люди более 10 лет не бывали у исповеди. Затем Ф. Томковид, предписанием архиепископа, вторично вызван был на суд консистории.
Сапунов А. П. Витебская старина.   Т. 5.
Материалы для истории Полоцкой епархии. Витебск, 1883. С. 209-212.

Интересно и то, что пункты 5 и 13 авторами книги пропущены, видимо совсем не для печати были.

100-ка

Previous post Next post
Up