Фактически данный пост не столь рецензия сколь подробное сравнение двух художественных фильмов: шведского (2008-го года выпуска) и его американского ремейка (2010-го года). Сразу предупреждаю данный фильм рассказывает о взаимоотношениях девочки-вампира и мальчика-человека. Так получилось, что в последнее время вампирская тематика весьма заезжена на экранах. И зритель весьма скептически относится к новым творениям. Уж слишком много в последнее время выходило всякой сопливой тягомотины о романтической любви "упырей" и людишек. Да, да я как раз имею в виду франшизу "Сумерки", которая заполонила экраны кинотеатров и головы женского населения возрастом от 10 лет.
Но что-то я отвлёкся. Лучше-ка я расскажу о фильмах "Впусти меня".
В 2008 году на экраны выходит шведский фильм "Låt den rätte komma in" режиссера Томаса Альфредсона поставленный по одноименному роману писателя Юна Айвиде Линдквиста. Своим выходом фильм наделал много шуму и собрал целый мешок всяческих престижных наград. Падкие до чужого добра американцы, как всегда рубят фишку. "Если, мол, некий никому не известный фильм хапает столько наград, то сколько зелени хапнет наш выдающийся ремейк?", - спрашивали себя американские продюсеры, мысленно подсчитывая будущий доход. В общем, дело выгорело, и уже в 2010-ом на экраны выходит американская версия. Интересен тот факт, что для постановки американские продюсеры хотели привлечь режиссера оригинальной картины, но тот, будучи человеком твёрдых принципов, не повёлся на всяческие финансовые завлекаловки, и отказался. Фильм снял Мэтт Ривз. В титрах американской версии поясняются, что фильм снят по мотивам РОМАНА Юна Айвиде Линдквиста. Хотя это совсем не так, ибо фильм представляет собой полностью переснятую шведскую ленту. Вы можете спросить: "да откуда вы знаете, что это не по мотивам книжки они забабахали? Вдруг просто всё так удачно совпало?" На что я отвечу, что сценарий шведского фильма разительно отличается от содержания книги. Книга более многосторонне раскрывает проблематику отношений мальчика и инфернального существа, фактически заглядывая в мысли к каждому герою. А в кино то, такого не покажешь.
Поговорив о технической стороне дела, хочется перейти конкретно к фильмам.
Шведский:
История разворачивается в некоем тихом заснеженном шведском городке, предположительно где-то в 80-х годах прошлого века.
Главный герой Оскар, мальчик двенадцати лет живёт с мамой, самой обыкновенной мамой. Мама с папой разведены, и папа живёт один где-то в
дере
веньке. Оскар частенько к нему заезжает погостить и отношения у них в принципе хорошие. Плохие отношения у него только с одноклассниками. Те категорически не понимают мальчи
ка, и всячески над ним издеваются, а точнее частенько его избивают. Из-за отсутствия хоть какой-то физической силы и наличия весьма "слабого" характера, паренёк не может дать отпора обидчикам. Но всё же в свободное время паренёк утешает себя мыслями об отмщении, и под всяческие пугающие высказывания тычет ножиком в дерево, представляя, что это его обидчики. Ещё у Оскара есть весьма странное хобби, которое в принципе указывает на зачатки маньяка в личности мальчика, он собирает вырезки из газет со статьями о всяческих убийствах.
Однажды на ночь глядя в соседнюю квартиру вселяется мужчина преклонных лет со своей дочерью. Семейка можно сказать весьма странная. Девочка гуляет зимним снежным вечером во дворе в весьма лёгкой одежде, не обращая внимания на мороз. Знакомится с Оскаром и как бы начинает дружить. А тем временем папа по ночам бегает по городу с канистрой и ножом с целью сбора для своей инфернальной дочурки хоть какого-то количества крови. Но дело каждый раз прогорает, то посторонние по парку гуляют, то друзья жертвы объявятся. Дочка от такого расклада звереет, сильно ругает папу и сама идёт на охоту. Тёмным шведским вечером она нападает на местного выпивоху и убивает. Это всё видит из своего окна некий кошатник, и рассказывает своим друзьям забулдыгам о случившемся и о некой жуткой девчонке.
Во время очередной вылазки по кровушку, папа вампирши сильно облажался и его поймали. Но перед самой поимкой он поливает своё лицо серной кислотой, дабы его никто не смог опознать.
Фактически далее по сюжету начинается всё самое интересное, поэтому спойлерить не буду, рекомендую посмотреть.
В целом о фильме. Действие проходит весьма спокойно, можно даже сказать медлено. Течёт словно патока. Но при этом нет ощущения некоей затянутости и нудности. Всё идёт как надо. Актёры играют весьма и весьма неплохо. Операторская работа тоже весьма хороша. Как есть, хорошее шведское кино. Тема взаимоотношений разных людей раскрыта практически полностью. При просмотре фильма невольно ставишь себя на место героев, причем самое интересное, не на место главных героев, а на место второстепенных. Им хочется сопереживать. Жутко представить , что чувствует отец, которому нужно убивать людей, чтобы дать возможность жить собственной дочери, которую он любит и которой в тоже время боится до смерти.
Американский:
В нём всё тоже. Различия только в небольших деталях. Действия переносят нас в 1983-год, в заснеженные степи штата Нью-Мексико, в до боли известный городок Лос-Аламос. Именно тот, самый Лос-Аламос где кропотливо разрабатывался Манхэттенский проект. Но не поэтому, нас переносят в Лос-Аламос. Городок также известен, (не без старания наших спецслужб) как место паломничества всяческих неформальных движений, на манер хиппи, а также окулистов, сатанистов и прочих людей с расшатанной психикой. И именно здесь появления папаши-маньяка с дочкой вампиром смотрится весьма аутентично. Главного героя зовут уже не Оскар, а - Оуэн. В отличии от шведского просто затравленного мальчика, с американским всё обстоит хуже, здесь паренёк - полное (простите меня за такие слова) чмо, да ещё и с маниакальными зачатками, если первый только вырезки собирал, то этот нацепив уродскую маску подглядывал в телескоп за соседями, которые между прочим не в нарды на диване играли. Ниже опуститься некуда. Да и семейка ему под стать. Разводящиеся родители. Мама - набожная истеричка. Папу не показывают, лишь раз упоминают в моменте ссоры с женой по телефону. Обидчики из школы - полные отморозки. Америка -одним словом.
Из серьёзных отличий только несколько. В шведском - девочку искал один забулдыга, с целью отомстить за друга и жену, в американском - некий детектив полиции с пистолетом. Да и папа девочки сменил тактику охоты. Но это всё детали. Диалоги в фильме, практически под копирку списаны с оригинала с небольшими изменениями. Кое-где изменены реплики, и как видимо по тому, что авторы американского фильма книгу так и не прочитали, и не знали всех тонкостей исходного материала.
В целом действие развивается более динамично, чем в шведском оригинале. Но в данной экранизации оно тоже к месту.
Если в двух словах сравнить эти ленты, То можно сказать, что американская картина это попсовый вариант, предназначенный для более широкого круга зрителей, нежели шведский арт-хаус.Оригинальная экранизация - это прежде всего фильм о взаимоотношениях, а уже после о событиях, ремейк же, наоборот. Но в целом эти два фильма весьма неплохи. Главное смотреть их по отдельности. На шедевры они конечно не тянут, но как хорошее времяпрепровождение на несколькочасов прекрасно сойдут.