Появление в Лондоне в конце XVI века торговой компании, осуществляющей свою деятельность на территории Северного и Балтийского морей, было обусловлено несколькими причинами. Это и общий рост английской торговли и купечества, и появившийся интерес к дальним рынкам, и - в то же время - упадок прежней подобной торговой компании. Компания купцов-авантюристов, торговавшая сукном с начала XVI в. в Швеции, Польше, Померании и Пруссии, расположила свою штаб-квартиру в Кале, который в 1558 г. был продан Франции. Это привело к упадку купцов-авантюристов. Создание следующей подобной компании затянулось и вообще было бы под вопросом, если бы не одна интересная история.
В 1577 г. два английских пирата, связанных с бывшими купцами-авантюристами, ограбили датского купца Джона Петерсона. Их задержали английские власти и конфисковали грузы. Петерсону возвратили только 200 ф. из требуемых им 1300 ф., обещая, что остальное он получит из штрафов сообщников пиратов. Раздосадованный Петерсон отправился на родину, а над английским купечеством нависла угроза репрессий со стороны властей. В результате в срочном порядке купцы решили объединиться в торговую компанию, добиться монополии на торговлю в Северо-Восточной и Восточной Европе и, таким образом, получить защиту государства. В то же время создание подобного купеческого сообщества гарантировало защиту торговли в английских водах.
Так в 1579 г. появилась Восточная (Eastland) компания.
Подробнее см.: Яброва М.М. Зарождение раннекапиталистических отношений в английском городе (Лондон XIV - начала XVI века). Саратов, 1983.