В 1768 г. российским послом в Великобритании был назначен граф Иван Григорьевич Чернышев, сын московского генерал-губернатора и брат генерал-аншефа, президента Военной коллегии. Британский посол в России Джордж Макартни писал в Лондон, что характер нового посла "вспыльчив до бешенства".
Екатерина II указывала Чернышеву в своих инструкциях, что посол ни на официальных, ни частных мероприятиях не должен уступать первенства своим коллегам из других государств, особенно французам.
5 июня 1769 г. росийский посол был приглашен в Сент-Джеймсский дворец на бал в честь дня рождения короля Георга III. Когда гости рассаживались, Чернышев занял место рядом с австрийским послом, графом Зайлемом (Австрия тогда была "естественным союзником" России). В это время в зал прибежал опоздавший французский посол, маркиз де Шатле. Ему сразу не понравилось, что рядом с австрийцем сидит русский посол, а не французский (Франция в 1760-е гг. - главный союзник и партнер Австрии). То, что случилось далее, красочно описал в своем письме другу известный придворный сплетник Хорас Уолпол.
"Шатле пробрался к этим двоим, поговорил с ними и проходил у них за спиной, как вдруг занес ногу и втиснулся между двумя имперскими послами. Русский, изумленный и задетый этим, попытался отпихнуть француза, завязалась стычка, в которой пострадали и физиономии и парики; русский даже обронил слово "наглец"". Конфликт чуть не закончился дуэлью, но вмешался сам король Георг III. Новость мгновенно попала в прессу. "Газеты, редко щадящие французов, проявляют расположение к русскому", - отмечал Уолпол. - "Что касается меня, то я на его [француза] стороне, хоть он и неправ".
Екатерина II вступилась за российского посла, назвав поведение французского представителя "странной и безрассудной... замашкой". Императрица потребовала от маркиза де Шатле публичных извинений, объявив, что была оскорблена честь не только российского, но и британского государя/государства. Екатерина рекомендовала Георгу III вообще больше не приглашать послов на подобные мероприятия. Хотя конфликт удалось замять, через несколько месяцев в ноябре 1769 г. посол Чернышев был отозван из Англии. В России его ждало другое будущее - генерал-фельдмаршала, президента Адмиралтейств-коллегии, обладателя всех высших наград Российской империи.
Как писал Уолпол, французского посла отозвали еще раньше, чем российского. Его дальнейшая судьба неизвестна.
Граф И.Г. Чернышев
К сожалению, не удалось найти ни портрета французского посла, ни какой-либо информации о нем. Если кто-нибудь подскажет - буду очень благодарен.
Хорас Уолпол - автор интереснейших мемуаров и писем об эпохе Георга III.