"МЯТЕЖ НА "БАУНТИ"" (1935)

Feb 21, 2010 17:36

Сегодня напишу не о современных фильмах, а о замечательной американской картине, снятой в середине 1930-х гг. и получившей "Оскар". Фильм посвящен известным событиям британской морской истории - восстанию экипажа корабля "Баунти", произошедшему в апреле 1789 г.


В 1787 г. фрегат "Баунти" под командованием лейтенанта Уильяма Блая отправился на Таити. Цель похода: саженцы хлебного дерева, которые британцы надеялись разводить в Вест-Индии. Блай должен был получить их у таитянцев и привезти на Ямайку. Сам командир корабля неплохо знал тихоокеанский регион, поскольку участвовал в третьем кругосветном плавании Джеймса Кука. "Баунти" достиг Таити, взял на борт саженцы и отправился в дальнейший путь. Однако Блай очень жестко относился к команде, полагая, что страх экипажа перед ним - залог эффективного управления кораблем. В апреле 1789 г. это привело к тому, что один из его помощников - офицер Флетчер Кристиан - возглавил мятеж матросов, захватив "Баунти". Он высадил Блая и его сторонников на небольшом баркасе в открытом море, и отплыл на Таити. Позже Кристиан и матросы-революционеры основали колонию на острове Питкэрн в Тихом океане. Блай вернулся в Англию, участвовал в операции по поиску Кристиана и "Баунти", а позже - в судебном процессе над пойманными им на Таити несколькими матросами и офицерами с мятежного корабля.

Об этой истории написано немало художественных призведений, снято несколько экранизаций, начало которым как раз и положил "Мятеж на "Баунти"" 1935 г. Каков же фильм?

Картина действительно замечательная. 
1). Хороша игра актеров.

Чарлз Лоутон в роли Блая бесподобен. С одной стороны, перед нами предстает капитан-садист, который каждый проступок матросов карает плетьми и прочими наказаниями. Молодого гардемарина в шторм он отправляет на самый верх мачты, чтобы наказать за драку. Умирающего врача требует вызвать на палубу, чтобы присутствовать при порке матроса. Своего помощника обвиняет в кражах, в то время как сам подделывает судовые документы, указывая неверные цифры в отчетах. Отбирает у матросов и офицеров их личные вещи, мотивируя тем, что это - "имущество короля". С другой стороны - перед нами опытный моряк и командир корабля, убежденный в том, что "порядок прежде всего". Часто его наказания имеют под собой основания, поскольку на военном корабле нарушения дисциплины вообще не могут иметь место, а матросы словно не понимают этого, периодически посылая командира подальше, корабельный врач пьет не просыхая, гардемарины дерутся, а офицер Кристиан нарушил приказ капитана, явившись на корабль с Таити спустя два дня после того, как ему было приказано быть на своем посту. Блай приказал урезать порции пресной воды для экипажа (что и послужило предлогом для восстания), но ведь это нужно для выполнения приказа Адмиралтейства - доставить невредимыми саженцы хлебного дерева по месту назначения, что никак нельзя сделать без полива. Оказавшись высаженным мятежниками на баркасе, Блай из тирана превращается в умелого моряка, способного вести маленькое суденышко сквозь океан через много миль. Таким образом, Лоутон представил сложный образ лейтенанта Блая, который и импонирует, и отталкивает одновременно.

Не менее сложный образ был создан и восходящей голливудской звездой того времени - Кларком Гэйблом, сыгравшим главного мятежника Флетчера Кристиана. С одной стороны, его можно понять и оправдать. Кристиан не верит в то, что сила - самое эффективное средство управления экипажем. Он все чаще нарушает субординацию, указывая Блаю на его недостатки, а на Таити и вовсе нарушает приказ из-за вспыхнувших чувств к дочери вождя. Однажды он не выдерживает издевательств Блая над экипажем, и поднимает восстание. С другой стороны, Кристиан позже начинает понимать, что его революция ни к чему не привела. Он и матросы всю жизнь вынуждены прятаться от британских кораблей, чтобы не быть повешенными; среди восставших скоро находятся те, кто отказывается скитаться по Тихому океану. Кристиану - даже несмотря на его популярность у матросов - оказалось непросто ими управлять. Герой Гэйбла вызывает симпатию, и - в то же время - жалость. 
В целом актерский состав фильма очень хорош.


2). Неплохо передана атмосфера XVIII века. Показаны и вербовка на флот, и тяготы плаваний, и порка, и даже килевание матроса. Правда, несколько подозрительно выглядят таитяне. Например, их седоусый вождь напоминает скорее северного викинга, чем южного туземца. А дочери вождя с белоснежной голливудской улыбкой похожи на латиноамериканских моделей. Но в общей - очень хорошей - атмосфере фильма это неважно. Главный фон - море, небо, пальмы, корабли. И музыка - "Правь, Британия, владея морями" звучит постоянно, переливаясь в разных тонах и созвучиях. Этот гимн как бы напоминает, что именно в те времена британский флот сделал Британию великой, но её величие было построено на тяжелом труде простых моряков. 
"Мятеж на "Баунти"" непрост. Фильм восхищает морскими пейзажами и южной экзотикой, но толкает зрителя на размышления. Снова поднят вечный вопрос о свободе и вольности, тирании и порядке. И в этом вопросе каждый делает выводы для себя сам. Именно поэтому советую всем поглядеть "Мятеж на "Баунти"" при возможности!

Несколько плакатов-афиш:









кино

Previous post Next post
Up