У Востока и Запада есть одно фундаментальное отличие. Древнейшие восточные учения, такие как Буддизм и Даосизм, основаны на метафизическом принципе цикличности. С позиции этих учений, все всегда возвращается на круги своя и жизнь в этой связи есть страдание, так как счастье неизбежно влечет несчастье, свет погрузится во тьму и т.д. Единственный выход из такого круговорота сансары - это быть невовлеченным в круговорот бытия, быть отстраненным созерцателем, в идеале пребывать в нирване, как особом предельном состоянии невовлеченности и потому максимальном состоянии свободы и блаженства. Запад же в качестве метафизической основы выбрал "стрелу развития", которая была "запущена" во времена зороастризма, далее эту эстафету подхватила античность, затем раннее христианство. После "застойных" средних веков пришла эпоха возрождения, затем буржуазный проект "Модерн". В недрах "Модерна" "вызрело" учение Маркса, которое впитала в себя русская интеллегенция и которое стало идейной основой для построения СССР, который по праву можно считать двигателем истории в XX-ом веке.
С обрушением СССР ребром стал вопрос о развитии вообще, поскольку буржуазная модель развития общества себя исчерпала ещё в конце XIX века, и продление её жизни было предопределено ролью мироустроения, альтернативного советскому социализму. Совершенно очевидно, что в настоящее время, после распада СССР, мир деградирует, скатывается к неофеодальному, "постисторическому" мироустройству, лишенному гуманизма, то есть становится тотально "офашизмленным". Естественным образом встает вопрос о том (жить-то хочется!), кто способен в нынешних условиях "подхватить" "стрелу развития", кто способен выдвинуть перспективную модель развития, основанную на обновленном гуманизме, которая бы удовлетворяла общечеловеческим глубинным чаяниям? В этой связи на себе особую ответственность несет Россия в частности и Русский мир в целом, который остался на пространстве бывшего СССР, и который несет на себе печать греха, печать отречения не только от собственной истории, культуры и всего великого исторического наследия, но и от развития вообще как такового. В этой связи перед русским миром стоит вопрос либо об искуплении данного греха ценой, которая будет тем дороже, чем больше времени и поколений будет упущено, либо окончательный уход из истории, вполне вероятно, что и вместе с историей как таковой. Путь к искуплению, как к неизбежному преодолению себя на пути к восхождению, может лежать только через осознание каждым своей персональной исторической, и даже метафизической ответственности, которую мы унаследовали от наших предков.
Что же такое ответственность? Сконструируем модель - есть субъект и есть объект. Субъект порождает некий управляющий импульс и через него воздействует на объект. Далее субъект получает некий "отклик" от объекта, субъект оценивает этот отклик и корректирует свое управляющее воздействие на объект для получения оптимального результата, то есть между объектом и субъектом возникает помимо управляющей связи ещё и обратная связь. Результат такого воздействия может быть значим как для субъекта и объекта, так и для окружения,
так или иначе вовлеченного во взаимодействие субъекта и объекта. Таким образом, ответственность субъекта - это мера значимости воздействия субъекта на объект как для самих субъекта и объекта, так и для окружения, которое прямо или косвенно вовлечено в отношения между субъектом и объектом. И даже в том случае, если субъект самоустраняется вообще от каких либо взаимодействий с объектом и даже частично утрачивает свою субъектность, и если это приводит к негативным результатам, то ответственность субъекта никуда не девается, поскольку является объективной реальностью и не зависит от решения субъекта "быть ответственным" или "быть безответственным".
Понятно, что сколько бы мы не пытались "держать небо", "воздействовать на вулкан", мы не можем нести ответственность за восход и заход Солнца, за извержение вулкана. Но водитель, сидящий за рулем автобуса, не может вдруг взять и бросить баранку во время движения, так как он подвергает риску и себя и пассажиров. Точно также и Русский мир, взяв на себя ответственность за восходящее движение истории, уже не может отказаться от принятой на себя великой исторической и метафизической ответственности, даже будучи пораженным
концептуальным оружием и частично утратив историческую субъектность. Совершенно очевидно, что после краха СССР мир погружается в
управляемый хаос, в котором возникают области регресса, отката к архаике, неофеодализму, фашизму, и таким образом зачищается место для постисторического миропорядка, в котором места для развития не будет вообще. Фактически наша ответственность за "стрелу развития" сводится к тому, чтобы создать очаг подлинного развития в России (нельзя путать с "модернизацией"!), либо передать её историческому преемнику. Но в том то и дело, что такого исторического преемника нет...
Говоря об отвественности Русского мира за судьбу развития, восхождения Человечества, нужно иметь в виду, что это не какая-то обобщенная коллективная ответственность, которая вроде бы есть, а вроди бы её нет... Это ответственность каждого из нас, кто считает себя частью Русского мира, чьи предки отстаивали независимость СССР во время Великой отечественной войны, показывали беспримерный не только военный, но и трудовой подвиг, и ставили историческую судьбу своей Родины выше своей персональной судьбы. Только став сопричастными судьбе нащих отцов, дедов и прадедов и приняв от них эстафету развития, мы сможем в полной мере осознать нашу великую отсветственность за будущее не только нашей Родины, но и мира в целом.