«Ну чего Вы выдумываете? Это же фэнтези в конце концов.
Драконы летают. Эльфы живут по хер знает сколько лет.
Там волшебники, здесь Барлоги, Тут Саурон, там Саруман,
а Вы до статуй докопались. Ну стоят себе и пусть стоят...»
Занимательная околовсячина
«Дожились сказки обсуждаем да еще и серьёзно»
Юрий Мак
В споре о характеристиках мифрилобетона, использовавшегося в Третью эпоху при строительстве Аргоната, нет-нет да и сыщется мудрый шариков, который покрутит пальцем и обвинит в интересе к несуществующему... Но ведь зачем-то эти выдумки выдуманы, так отчего бы и не поговорить... Странно другое: о сказочных сюжетах судят исключительно в рамках устоявшихся канонов, будто на дворе эпоха классицизма, а под окнами метет рясой топтун из инквизиции.
А ведь автор вовсе не обязательно подразумевал именно то, что мы привычно ему приписываем...
О чем, к примеру, сказка «Кот в сапогах»?.. Вряд ли опытный чиновник Перро полагал, что его обделенный наследством персонаж способен чего-то добиться самостоятельно. Поэтому бодрые тезисы про смекалку, оптимизм и прочее бла-бла-бла оставляем пионерам, смело меняем эрзац-оптимизм на честный сарказм и... получаем гимн грамотному пиару, способному вознести к сияющим вершинам даже такое унылое ничтожество. Хочешь понять, как работает PR - прочти «Кота в сапогах»! Хочешь узнать, как выглядит талантливый менеджер - прочти «Кота в сапогах»! И вообще, приколоти его портрет над входом!.. А сарказм... да потому что грустно это всё и неправильно.
К жанру сарказма восходит и переводная версия боевика «Золотой ключик, или Приключения Буратино» - история успеха обаятельного юного лоботряса из итальянских фавел. По прочтении становится совершенно очевидно, что блестящая карьера не зависит ни от качества образования, ни даже от его наличия, а должность театрального худрука не требует ни вкуса, ни таланта. Весь секрет - в наличии ключика. Да. Именно этим алгоритмом руководствуются многие успешные буратины из блогеров-тиктокеров.
Трагедия «Колобок» - идеальный тренинг для представителей младшего и среднего менеджмента. В традиционном понимании - метафора вострого болта, который сыщется на всякую хитрую жопу. Но мы-то знаем, что неизвестный сочинитель хотел заклеймить склонность к шаблонам и воспеть важность индивидуального подхода к клиенту.
«Сказку о рыбаке и рыбке» издревле подают как банальную аллегорию жадности, которая сгубила фраера, тогда как на самом деле это гениальная притча о выборе идеалов и расстановке приоритетов. И о деструктивности шаблонного мышления, кстати. Жизнь завсегда сложнее примитивных хотелок - определяющими нередко оказываются те желания, которые кажутся нам несущественными, нематериальными. Непонимание этого играет злые шутки с героями «Цветика-семицветика», «Старика Хоттабыча», «Последнего желания» Сапковского и т. д. Желание - это всегда шанс изменить мир. Но прежде чем менять мир, следует изменить себя, а это невозможно. Так что поосторожнее с желаниями, господа!
Сага о Гарри Поттере. Извечный конфликт между реальностью и ее восприятием. Декоративные кружева про дружбу, любовь и правильный выбор смело пропускаем мимо ушей. Чтобы понять глубинную идею и трагизм поттерианы, рекомендую предварительно ознакомиться с другим великолепным образчиком этого жанра - серией рекламных роликов про курочек от «Петелинки», где прекрасно всё: и элегантный куриный хогвартс, и охлажденные тушки его выпускников в красивой упаковке. И впредь не обманывайтесь: если вам присвоили статус избранного, значит вас откармливают на убой. (Если, конечно, вы до него доживете.)
«Сильмариллион», «Хоббит», «Властелин колец». Чем масштабнее сказочка, тем проще заложенная в ней идейка. Одни проливают кровь за сильмариллы, другим подавай Наугламир, третьим - мою прелесть, четвертым - Аркенстон, пятым - гондорскую корону... А Профессор всего лишь хотел предупредить, что не все гаджеты одинаково полезны.
...Особняком стоит группа сюжетов, абсурдность которых напрочь затмевает скрытую в них мораль, а отсутствие здравого смысла и логики порождает у вдумчивого читателя многочисленные когнитивные диссонансы. Слава богу, вселенная многомерна, и когда масса противоречий становится критической, милосердный мозг ненавязчиво подсовывает относительно приемлемую интерпретацию.
Я всегда считал бессмыслицей «Принцессу на горошине» - грустный сюжет о странностях выбора. Ведь ежу понятно, что нежность задницы вовсе не гарантирует счастливой семейной жизни. Думаю, на самом деле гостью испытывали гороховым супом и молоком, а королевская пресс-служба лишь деликатно привнесла в утренний пресс-релиз немного изящества.
«Красная Шапочка». Скорее всего, изначально была «Красная папочка», но машинистка допустила опечатку в заголовке, главред закатил истерику, текст наспех перекроили под новое название, и шпионский триллер о передаче резиденту секретных документов превратился в нелогичный бред.
Такая вот, товарищи, дисгармония.
Между прочим, не я один так думаю. Пан Сапковский, например, на страницах знаменитой саги о Цири и Геральте приводит аж несколько превосходных интерпретаций,
одну из которых на прощание не премину процитировать.
- Так, - откашлялся Фрейксенет. - На чем я... Ага, на том, как ты расколдовал меня в Хамме. Если бы не ты, Геральт, остался бы я бакланом до конца дней своих, летал бы вокруг озера и обрывал ветки, льстя себя надеждой, что меня спасет фуфайка из крапивного лыка, которую выткала моя сестренция с упорством, достойным лучшего применения. Черт, как вспомню ту фуфайку, так сразу охота кого-нибудь треснуть. Эта идиотка...
- Не надо так, - усмехнулся ведьмак. - У нее были самые лучшие намерения. Просто ее неверно проинформировали. Вот и все. О снятии заклятий кружит масса бессмысленных мифов. Тебе еще повезло, Фрей. Она могла велеть тебе нырнуть в кипящее молоко. Слышал я о таком случае. Одежда в виде фуфайки из крапивы не очень помогает, хотя, с другой стороны, и мало вредит здоровью.
- Ну, может, и правда. Может, я слишком много требую от нее. Элиза всегда была недалекой, с детства глупой и красивой, действительно чудный материал на жену какого-нибудь короля.
- Что такое чудный материал? - спросила Цири. - И почему на жену?
- Не лезь, шпань, я же сказал. Да, Геральт, повезло мне, что ты тогда объявился в Хамме. И что зятюшка-король согласился потратить парочку-другую дукатов, которых ты потребовал за то, чтобы снять заклятие.
- Знаешь, Фрей, - сказал Геральт, еще шире улыбаясь, - весть об этом разошлась широко!
- Истинная версия?
- Не совсем. Во-первых, тебе добавили десяток братьев.
- Надо же! - Барон приподнялся на локте, раскашлялся. - Стало быть, с Элизой вместе нас было двенадцать душ? Ну и идиотизм! Моя мамуля не была крольчихой.
- Это не все. Решили, что баклан малоромантичен.
- Оно и верно. Ничего в нем нет романтичного. - Барон поморщился, ощупывая грудь, обвязанную лыком и кусками бересты. - Так во что я был заколдован, если верить россказням?
- В лебедя. То есть в лебедей. Потому как вас было одиннадцать штук, не забывай.
- А чем, черт побери, лебедь романтичнее баклана?
- Не знаю.
- Я тоже не знаю. Но могу поспорить, что в рассказе именно Элиза сняла с меня чары при помощи ее жуткого мешка из крапивы.
- Выиграл. А что с Элизой?
- У нее чахотка, бедняжки. Долго не протянет.
- Печально.
- Печально, - равнодушно подтвердил Фрейксенет, глядя в сторону.
- Вернемся к чарам. - Геральт оперся спиной о стену из переплетенных, пружинящих ветвей. - Рецидивов не бывает? Перья не растут?
- Слава богам, нет, - вздохнул экс-барон. - Все в порядке. Единственное, что у меня осталось от тех времен, так это любовь к рыбе. Нет для меня, Геральт, лучшей жратвы, чем рыба. Иногда я на заре отправляюсь к рыбакам на пристань, и пока они отыщут для меня что-нибудь благородное, я хапну одну-две горстки уклеек, прямо из садка, парочку пескарей, ельца или головля... Шик, не жратва.
- Он был бакланом, - медленно проговорила Цири, глядя на Геральта, - а ты его расколдовал. Ты умеешь колдовать?
- Ну ясно же, - сказал Фрейксенет, - умеет. Какой ведьмак не умеет?..