"УДЕРЖИШЬ В РУКАХ СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ -
МЕНЬШЕ БУДЕШЬ ЗАВИСЕТЬ ОТ ЗАВТРАШНЕГО.
НЕ ТО, ПОКА БУДЕШЬ ОТКЛАДЫВАТЬ,
ВСЯ ЖИЗНЬ ПРОМЧИТСЯ".
Сенека
ЧТОБЫ ЖИТЬ В СОГЛАСИИ СО СВОЕЙ ПРИРОДОЙ
Capre diem ("лови день") - это, несомненно, вариации на тему hic et nunc ("здесь и сейчас"). Призывом ловить настоящий момент мы обязаны Горацию, но унаследовали его от Эпикура; часто его истолковывали как приглашение к безудержному разгулу. Однако, если эпикуреец "ловит день", это не значит, что он предаётся сексуальным излишествам, чревоугодию и лени. Он практикует разумный гедонизм, требующий твёрдости и усердия. Эта философия утверждает, что наши страдания происходят не от реальности как таковой, а от того представления, которое у нас есть о ней. Цель, таким образом, состоит в том, чтобы освободиться от своих ошибочных представлений и положиться на то самое основное, что не обманет, - природу. Или же, если речь идёт об отдельном человеке, - на тело и его ощущения. Жить в настоящем при таком понимании сводится к тому, чтобы жить в соответствии с природой, полагаясь на своё тело, прислушиваясь к нему и следуя его склонности к "простым и необходимым радостям".
Об этом: "Эпикур приветствует Менекея" в книге "О природе вещей", Мир книги, Литература, 2006.
ЧТОБЫ СНОВА РАСПОРЯЖАТЬСЯ СОБОЙ
"Самое главное препятствие к тому, чтобы жить, - это ожидание, которое зависит от завтрашнего дня и поэтому упускает день сегодняшний", утверждает писавший "О кратковременности жизни". По мнению этого стоика, источник наших бед в том, что мы озабочены не зависящими от нас вещами (судьба, смерть) в ущерб тому, на что мы можем влиять. Между тем, как он пишет в "Нравственных письмах к Луцилию", "только время принадлежит нам". Откуда совет: "До сих пор твоё время ускользало от тебя. Наверстай его и позаботься о нем". Как? Стоит перестать откладывать все на потом - "такой подход мешает примкнуть к наступившему дню, он заменяет сегодняшнюю реальность обещаниями будущих благ" - и извлекать пользу из каждого дня, учась и действуя. Так что для наставника Нерона в полной мере проживать настоящее означает снова принадлежать себе. Это лекарство от чувства бессилия, от пассивности и от страстей, которые нас терзают, и прежде всего - от страха смерти, страха столь же всеобщего, сколь бесполезного.
Об этом: Сенека "Нравственные письма к Луцилию". Мир книги, Литература, 2006.
понравилось на www. psychologies.ru
ОТ СЕБЯ могу добавить, что прислушиваться нужно не только к телу... Если говорить о природе человека, то собственную природу необходимо познавать, ведь к ней относится не только физическая проявленность. Изучать и прислушиваться к себе, самоосознавать себя в моменте - к чему стоит стремиться, на мой взгляд. А самоосознание может и начинается с осознания своей телесной оболочки, но ))) это лишь капля в бескрайнем океане осознания себя... тонкой стороны мира.
Ещё странно звучит фраза "только время принадлежит нам", но это философия... что он там имел в виду, может я не допонимаю... В любом случае я не согласна с грубой трактовкой. Само по себе слово "принадлежит" мне странно, тем более "время принадлежит"... Я вижу такие категории, как время и пространство, вне плоскости принадлежности кому-либо. Как показывает опыт, время - иллюзия сознания, которой можно управлять (ускорять замедлять, проваливать, делать в нём дыры... хыхы, некоторые, столкнувшиеся, могут понять, что я имею в виду), всё сходится в точке ноль, то есть в здесь и сейчас, всё происходит одновременно и так далее. Короче, эта статья очень поверхностно затрагивает интересующую меня тему... Тем не менее, навела на мысли какие-то. Может вам будет интересна )))
Может вы расскажете о своём видении ФИЛОСОФИИ МОМЕНТА?