Еще находясь в путешествии, я задумала написать этот пост, в котором постараться собрать общие полезные сведения. В основном, финансовые, что бы потом уже не отвлекаться от событий, впечатлений и ощущений. Сведенья, которые, возможно, кому-то будут не просто полезны, а станут стимулом для собственного путешествия по этой удивительно красивой стране.
Итак, моё личное мнение, в Норвегию ехать надо исключительно ради природы. За своё путешествие мы посетили два города (Осло и Тронхейм) и совершенно ими не прониклись. И это при том, что я очень и очень люблю города и прогулки по новым для меня городам. А вот природа - это да. Она, если так можно выразиться, в Норвегии повсюду. И, что примечательно, повсюду она очаровывает. Такого я не могу сказать ни об одной другой стране, где я была. Да и о России тоже. Красивые места есть везде, это да. В России их тоже очень много. Но так, что бы ты две недели ездил по дорогам, а вокруг тебя ПОСТОЯННО красота, такого со мной еще не бывало :)
Ещё одно личное замечание: лучше всего по Норвегии путешествовать на авто. Тем более, что в этой стране для автотуристов сделано, как мне кажется, всё возможное. Опять же, наличие машины дает возможность остановиться, когда ты этого хочешь и полюбоваться красивым видом, отдохнуть, свернуть с маршрута, внести оперативные изменения в маршрут.
Кстати, о маршруте. На карте наша поездка выглядит вот так:
Часть Санкт-Петербург-Стокгольм осталась "за кадром", но там всё просто: из Питера до Хельсинки, в Хельсинки погрузились на паром, который, к слову сказать, ходит ежедневно. Ночь, и мы в Стокгольме.
Перевозчик
Viking Line, цена вопроса на 2-х взрослых, младенца, машину (до 5 м длинной) + завтраки (для взрослых): в одну сторону €100, обратно €117. Всё бронировали и выкупали через Интернет.
Есть вариант парома сразу из Питера в Стокгольм, но, во-первых, вопрос цены и времени в пути, т.к. он всё равно заходит в Хельсинки, во-вторых, ходит он раза два в неделю.
Маршрут наш и в самом деле претерпел некоторые изменения уже в процессе. Так, например, о возможности посетить ледники мы узнали уже в пути, от молодой пары москвичей, встреченных нами буквально во вторую ночевку. Отказались от одного кругового заезда ради экономи времени. Однако, времени оказалось достаточно, и сумели доехать аж до Тронхейма, что изнчально не планировалось. В общем, свои колеса дают определенную свободу выбора.
Протяженость указанного на карте маршрута 3171 км. Правда, в это включены и паромные переправы, коих было не так уж и мало, но протяженость их была не особенно большой (кроме одного раза, когда мы переравлялись вдоль по фъорду). Всего же счетчик в авто показал пройденный путь 4400 км, от/до родного порога.
При подготовке маршрута очень были полезны вот эти ресурсы (не сочтите за рекламу ;))
Официальный портал путешествий по НорвегииНациональные туристические маршруты НорвегииВ Норвегии вообще очень много посвещено туризму, особенно туризму дорожному. И сделано для этого очень много. Кроме самих дорог, которые есть, кажется, абсолютно везде, очень развита инфракструктура, обслуживающая автотуристов: кемпинги, автозаправки, информационные точки, точки отдыха, навигационная система дорожных знаков. Но про дороги хочу вообще отдельно написать, они того заслуживают.
А пока, финансовая сторона.
Про жильё
Немного подробнее про кемпинги. В местах часто туристами посещаемых их реально много. Проблемы с ночлегом у нас, практически не было. Кроме одного раза, когда ехали от Атлантической дороге до Тронхейма. Правда, трасса Е39 уже не особо туристическая. Долго искали хоть какой-нибудь кемпинг, но всё равно нашли.
В кемпингах, как правило, рзмещение следующих типов: место под палатку/караван (дом на колесах), домик без удобств, домик с удобствами. Цены возрастают соотвественно. Вообще, в целях экономии, мы планировали останавливаться чаще в палатке. Но, когда дело дошло до практики, предпочли всё же комфорт. Так, в палатке мы ночевали всего один раз, отдали за место 120 норвежских крон (1 крона = 6 рублей). В это входило место под палатку и авто, общие кухня, туалет, душ. Правда, как оказалось, мужской душ был таки за отдельную плату.
Чаще мы всё же останавливались в домиках без удобств, когда так же общие туалет/душ и кухня. Правда, везде в таких домиках были плитки внутри, но не было воды, что готовку очень осложняет. Наша практика показала, что цена колеблется от 300 до 450 крон за домик. Так же включена парковка авто. Домик, при этом, рассчитан на 4-х, стоят две двухэтажные кровати. Душ, как правило, был за отдельную денежку (либо монетку, либо надо купить жетончик на ресепшене). 10 крон 5 минут. Оказывается, 5 минут в душе хватает не только на помыться, но еще и чуть-чуть побалдеть!
Домики с удобствами внутри (свой туалет с душем и кухонный блок) нам обходился от 500 до 720 крон. Парковка так же входила в стоимость. Такие домики рассчитаны на 4-х, а то и на 5-х. Как правило, в них 2 комнаты: спальня с одной двухэтажной кроватью на троих или с двумя на четверых и что-то вроде гостинной, где находится кухонный блок, диван (+ 1 спальное место), обеденный стол, телевизор.
Во всех домиках есть пастельные принадлежности (матрас, подушка, одеяло), но нет постельного белья. Иногда его предлагают так же за отдельную плату, но предполагается, что у вас есть своё. Или, как это было в нашем случае, спальные мешки. Очень удобно, компактно и тепло получилось :)
Расходы на проживание получились около 40 тыс.руб., с учетом отеля в Осло (10 тыс. за 2 ночи). Самая значимая наша статья расходов.
Про еду
Как не сложно догадаться, еду готовили сами. Продукты везли с собой из России. На месте покупали только хлеб (25-30 крон за буханку), соки (15-20 крон за литр), вкусняшки к чаю. Всего на питание ушло 16,6 тыс.руб., с обедами в рыбном ресторанчике Тронхейма (325 крон) и в Стокгольме на обратном пути (406 крон). Так же в эту сумму входят все продукты, что привезли с собой и мясные консервы, купленные в Финляндии.
На сайте финской таможни вычитали, что в Финляндию нелья ввозить мясо и любые продукты из него. Вообще. Никак.
На самом деле, да, провезти можно было, никто нас не смотрел даже. Но мы всё же решили не рисковать и купить в Хельсенки. Привычной нам тушонки там не было, но были вполне себе съедобные вот такие вот штуки.
Внутри они похожи, скорее, на ветчину. Вполне съедобны и даже вкусные. Но за две недели надоели, если честно :)
Про машину
Отдельная статья расходов: бензин, платные парковки, платные дороги. Всего на это у нас ушло 23 тыс.руб. (бензин порядка 13-15 крон за литр 95). Правда, это при том, что мы далеко не за все платные дороги платили. Система оплаты дорог в Норвегии несколько отличется от привычной, когда стоит шлакбаум, и пока не заплатишь, не проедешь. Там существуют либо карты предоплаты AutoPass, либо ты вообще должен оплатить после того, как по этой самой платной дороге проехал. В общем, если честно, мы забили на это. Надеемся, что не придут нам потом счета, и в шенген нас еще пустят :) Но чес слово, не по злому умыслу, а только из-за непонимания. Ну может быть еще и от лени немного :) Стоимость дорог тоже разная от 25 до 150 крон.
Проезд на паромах обощелся нам в 9,5 тыс.руб. Паромы через фъорды обходились в 95-120 крон (авто с водителем + 1 взрослый). Один паром вдоль фъорда - 915 крон (так же авто с водителем + 1 взрослый). Но это был так называемый экскурсионный паром, поэтому так дорого. Ходят вдоль фъордов и обычные паромы, но много реже 2-4 раза в день, по расписанию. Можно просто не угадать. А вот перебераться на другой берег фъорда на пароме - это обычне дело. Многие даже большие трассы включают в себя паромную переправу, да и не одну.
Остальное
Экскурсии и прочие развлечения обошлись в 8,5 тыс.руб., хотя таковых было не так уж и много. Просто они были дорогие :) Например, экскурсия на ледник стоила 460 крон с человека. Просто экскурсионный караблик по фъорду 390 крон на двоих.
Всего бюджет нашей поездки составил 120 тыс.Это и оформление виз и страховки на машину, всё выше перечисленое, расходы по мелочам, а так же, почти 18 тыс. - подготовка к путешествую (новые спальники, газовая горелка, коврик в палатку и т.п.).
И еще пара ремарок, касательно финансов.
1. Евро в Норвегии имеет очень ограниченное обращение. Так, пару раз в кемпингах у нас принимали оплату в евро, но сдачу всегда давали в кронах.
2. Очень хорошо, что буквально дня за три до путешествия вычитали, что в Норвегии могут не принять к расчету банковскую карту без чипа, и закинули некоторое количество денег на такую карту. Реально сталкивались с тем, что на автоматических заправках, парковках карта без чипа не обслуживалась.
Итог: путешествовать по Норвегии можно и даже нужно. И очень советую делать это именно на машине.