Из guilty pleasure к настоящему treasure - через что должен пройти фильм, чтобы его полюбил критик? Как зрительские пристрастия профессионалов формируют киномоду, и почему за маркетинговыми стратегиями мы часто отказываемся увидеть сам фильм? Этим и многим другим обеспокоены Мария Кувшинова и Борис Нелепо.
БН: Ты заметила, что Годар в своей новелле «3X3D» цитирует «Трех мушкетеров» Пола У.С. Андерсона?
МК: Нет.
БН: Прямо ввел в пантеон! Из перечисленных нами режиссеров - Эммерих, Бэй - для меня Андерсон как раз самый интересный. Я вот «Обитель зла: Возмездие» посмотрел раз шесть.
МК: Ты понимаешь, что когда эта франшиза начиналась, ничего более мусорного представить было нельзя. Фильмы по компьютерным играм тогда считались самой низшей ступенью кинематографа, и ими занимались поденщики, которые брали какой-то шутер и экранизировали его для гиков. Плюс это еще слегка порно.
БН: А ты понимаешь, что это уникальная серия? Ведь Пол У.С. Андерсон - классический независимый режиссер, все «Обители зла» сняты его собственной компании. Он все пять частей спродюсировал и написал к ним сценарий, для двух подобрал режиссеров. В титрах «Апокалипсиса» человек, который не снимал кино ни до, ни после, то есть Андерсон не мог не участвовать в процессе. Это авторское кино, а не студийный блокбастер.
И интересно не разводить кино по разным гетто: это мы смотрим в Канне, другое - вечером в мультиплексе, - а объединять эти опыты. Ведь «Возмездие» - идеальный double bill к Holy Motors Каракса. Понятно, что я это уже вчитываю, но нет ничего удивительного, что фильмы одного года каким-то похожим образом запечатлевают мир. Какая там красивая сцена, где Милла Йовович бежит спасать от чудовища свою псевдо-дочь. Её все отговаривают, потому что девочка искусственно синтезирована, а она в нее верит, будто та настоящая. Для меня это вообще метафора искусства.