Однажды в... Голливуде (реж. Квентин Тарантино, 2019)

Aug 18, 2019 00:36


Ну что я вам скажу? Новый Тарантино совершенно прекрасный. По мне - лучший фильм со времен КиллБилла.

Дальше будут спойлеры, не читайте, кто не любит

Главное потрясение - то, что это не выглядит как "фильм Тарантино". Последние много лет мы примерно знали, что Квентин нам покажет в своем новом фильме - а тут Тарантино взял и слова снял совершенно новый фильм - как Палп Фикшн после Башенных псов или КиллБилл после Джекки Брака. То есть все, к чему мы привыкли за последние 15-20 лет, убрано с глаз долой: это не криминальное кино, где персонажи время от времени произносят забавные монологи о разных формах поп-культуры, не кино с ультранасилием, не кино, изображающее какой-то любимый Тарантино жанр - это вполне самостоятельное высказывание. Здесь нет криминальной интриги, нет тонкой игры с жанром, почти нет фирменного насилия, а длинных монологов, по-моему, нет совсем.

Но при этом это, конечно, "фильм Тарантино". По любви к кино, по умению играть с хронологией, временем и историей. И, главное, по умению создать потрясающий саспенс и держать зрителя в напряжении. В "Однажды в Голливуде" напряжение берется из того, что зритель знает, что должно случиться. Некоторым образом, зритель заблуждается, но это неважно. Длиннющий кусок в середине, когда Шарон смотрит кино, Дальтон плохо играет в очередном вестерне, а Клифф подвозит девушку построен так, что напряжение все время нарастает, хотя сюжетно очень долго не происходит вообще ничего.

Когда-то Тарантино потряс всех способностью нагнетать напряжение довольно бессмысленными разговорами - теперь он научился обходиться без долгих диалогов.Короче, оторваться невозможно.

Конец - тут главный спойлер - конечно, абсолютно катарсический. Герой фильма не случайно дублер - сам фильм как бы дублирует реальность, предлагая нам лучшую ее версию, вариант, в котором все закончилось хорошо.

Надо понимать, что такое убийство Шарон Тейт для Голливуда. Это не просто "преступление", это конец эпохи. На этом закончились шестидесятые, время, когда никто не запирал двери и все верили в светлое будущее.Так вот, Тарантино не просто спасает Шарон Тейт, он останавливает время. Всё. Катастрофы не случилось. Шестидесятые не закончились. Вот это всё, что он нам любовно восстанавливал и показывал два с лишним часа - оно никуда не исчезло, оно так и осталось навсегда, мир не изменился.

Это безумно сильное высказывание и поэтому есть соблазн его упросить до какого-либо политического высказывания ("шестидесятые были хороши тем, что еще не было политкорректности" или "шестидесятые хороши тем, что это было время полной свободы" - да что угодно!) Но на самом деле Тарантино не столько любит шестидсятые, сколько просто «останавливает мгновение». Да, конец шестидесятых в Голливуде был прекрасным и чудесным временем, но нет никаких сомнений, что Тарантино с такой же радостью остановил какие-то другие эпохи в мировом кино, которые были, а потом закончились. Есть известная теория, что кино борется со временем, запечатлевая бесконечную уходящую натуру - и Тарантино своим фильмом как бы говорить времени «стоп!» и останавливает историю задолго до всякого Фукуямы.

Под финальные титры Тарантино пускает радиопередачу, где Бэтман и Робин обещают, что каждый, узнавший секретный номер, сможет попасть на студию FOX, увидеть настоящий бэтмобиль и встретить живых Бэтмана и Робина. Нам всем выпал этот счастливый номер - Тарантино на два часа сорок минут отправил нас в сказочное путешествие, в котором можно встретить людей, у которых все закончилось хорошо.

Или, точнее, ничего не закончилось - все так и продолжается.
Previous post Next post
Up