Посмотрели с Катичкой сериал "Идиот" по настойчивой рекоммендации моих родителей.
Сериал в самом деле хороший
Рецензию писать нет никакой возможности, ниже несколько субъективных заметок. Наполовину - всякие посторонние мысли, а не про сериал
1. Катичка справедливо
отметила, что если дать любую роль Чуриковой, то она и станет главной
2. Поскольку "Охоту на пиранью" я смотрел раньше, первые пару серий было трудно привыкнуть к Миронову. Все время казалось, что он принял каких-то веществ. Кроме того, после "Пираньи" на него невозможно смотреть не вспоминая Гэри Олдмена из "Леона"
Если же серьезно, то поведение князя Мышкина в самом деле напоминает то, как хочется общаться с миром под чистым MDMA (не бодяженной спидами таблеткой, а оригинальным шульгиновским веществом). Сильная эмпатия, любовь к людям, все прекрасные и умные и тд. Кроме того, всех хочется спасать.
В этом смысле фильм может служить целям борьбы с наркоманией: видно, что в хронической форме даже самые прекрасные измененные состояния приводят к нервному истощению.
Но хочется, конечно, все равно именно так с людьми и общаться - разумеется, без всяких веществ, на чистом сознании.
3. Я понял, что такое сексуальная революция. Это когда люди читают Достоевского и говорят: "Эти проблемы у них потому, что они не ебались как следует". Типа, если бы Настасья Филипповна, кн. Мышкин и Аглая могли бы быть в большем контакте со своим либидо, трагедии бы не случилось.
Заодно я понял, что такое состояние после сексуальной революции. Это когда ты понимаешь, что совершенно неважно - спят эти люди друг с другом или нет, могут ли они говорить о сексе и о своих чувствах или не могут. Просто трое безответственных людей неизбежно образуют вот такой драматический треугольник, в котором двое перепихивают третьего друг другу и от друг друга, а третий все никак не может решить - кого он любит и любит ли вообще кого. И никто не готов принять никакое решение и следовать ему до конца.
По молодости это выглядит романтично, а в мои годы смотрится как какая-то бессмысленная трата энергии и сил. Да еще и с трупом в конце.
Тьфу!
4. Достоевский прекрасно разворачивает побочные мотивы. Скажем, сюжет с перепихиванием кн. Мышкина предсказан в монологе генерала Иволгина, где тот рассказывает как они с отцом князя (якобы) обнявшись кричали про его мать: "Твоя" - "Нет, твоя!". Заодно это сюжет про то, как Мышкин и Рогожин меняются крестами.
Точно также Набоков в "Даре" загодя пересказывает сюжет "Лолиты" самым пошлым образом.
5. Временами даже в сериале чувствуешь, как Достоевский нагоняет объем, придумывая какие-то совсем левые сюжетные ходы, типа истории про бумажник Лебедева и того же генерала.
6. Финальные монолог Чуриковой, где она объясняет, что реальность - только в России звучит совсем чудесно после всего показанного. Очевидно, что Реальность надо понимать в лакановском смысле. Учитывая знакомство Лакана с Шестовым не приходится этому удивляться.
Шутка.
7. У меня иногда есть внутреннее ощущение, что я понимаю, каким образом подростковй экзистенциализм Ипполита трансформируется в религиозность и принятие мира у кн. Мышкина. То есть легко представляю человека, которые начинает с одного и в конце концов приходит к другому.
8. Хорошее кино, честное слово. Все советую, кто не видел. Девять часов потрачены не зря.