С увлечением перечитываю ключевой трактат Мартина Хайдеггера "Бытие и Время" (1927). Кладезь премудрости и философское обоснование изначальной для всех ветвей человечества Правой Веры, источника всех мировых религий (о ней см. мои ЖЖ-тексты за 17-21 февраля 2021 года). Сегодня штудировал § 81 "Внутривременность и генезис расхожей концепции времени" (с. 420-428) и § 82 "Отграничение экзистенциально-онтологической взаимосвязи временности, Dasein и мирового времени от гегелевской концепции отношения между временем и духом" (с. 428-436). Ранее в ЖЖ-заметке
Происхождение воображения и самоаффектация времени (5 апреля 2021 года) отмечалась раскрытая в книге М. Хайдеггера "Кант и проблема метафизики" (1929) глубина постижения Кантом трансцендентальной способности воображения в сопряжении с тремя самоинтенциями времени (будущее, прошлое, настоящее). И в трактате "Бытие и Время" указывется, что у Канта "прорывается более радикальное понимание времени чем у Гегеля" (с. 427).
И до чего же замечателен хайдеггеровский анализ единства пространства-времени у Гегеля и особенно сопряженности духа и времени! Ведь "дух", особенно "Дух Святой", - изначален. Первые слова еврейской Торы и христианской Библии - "В начале сотворения Элохимом (Элохим - буквально "Множество высших сил", ср. Сплот Правоверных) неба и земли, когда земля была пуста м нестройна, и тьма над бездною, а Дух Элохим парил над водою, сказал Элохим "Да будет свет" и стал свет" (Брейшит 1:1-3). Начало творения есть и начало времени, аффектируемое Духом. И первые слова Евангелия от Иоанна гласят - "1. В начале был Логос /Слово/, и Логос /Слово/ было у Бога, и Логос /Слово/ был Бог. 2. Оно /Слово-Логос/ в начале было у Бога. 3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его". Здесь тоже есть самоаффектация Логоса-Слова и сопряженность "жизни", Логоса-Слова, творения и времени (начало быть).
Для Гегеля время есть "наглядное" становление, т.е. переход, который не мыслится, а прямо предлагает себя в череде т е п е р ь. "В положительном смысле времени, - пишет Гегель, - можно поэтому сказать: только настоящее есть, д о и п о т о м нет; но конкретное настоящее есть результат прошедшего и беременно будущим. Истинное настоящее есть тем самым вечность" (Энциклопедия § 259, Дополнение).
Хайдеггер, следуя Гегелю, сопоставляет и роднит "точку" пространства и "теперь" времени. Точка не есть нечто "статичное" вне процесса духа (воспринимающего мышления), а есть некий различаемо-абстрагируемый в мышлении момент "становления" пространства. Соответственно пространство не состоит из "точек", а "есть абстрактная множественность различаемых в нем точек". "Но точка все же, поскольку она вообще-то различает в пространстве, есть отрицание пространства, однако так, что она как это отрицание сама (точка ведь пространство) остается в пространстве". "Пространство однако не точка, - поясняет Хайдеггер , - но, как говорит Гегель, "точечность" (Гегель. Энциклопедия, § 254, Дополнение)". На этом основан тезис, в котором Гегель продумывает пространство в его истине, т.е. как время" (с. 429).
"Если пространство представляется, т.е. непосредственно разглядывается в безразличном состоянии его различий, то отрицания как бы просто даны. Это представление однако еще не схватывает пространства в его бытии. Это возможно лишь в мышлении как в прошедшем через тезис и антитезис и их снимающем синтезе. Пространство помыслено, и тем самым схвачено в его бытии только тогда, когда отрицания не просто остаются пребывающими в их безразличии, но снимаются, т.е. сами отрицаются. В отрицании отрицания (т.е. точечности) точка полагает себя для себя и выступает тем самым из безразличия пребывания. Как для себя положенная она отличается от той и этой, она уже не эта и еще не та. С самополаганием для себя самой она полагает одно-за-другим, в котором она встает, сферу вне-себя-бытия, которая отныне есть сфера отрицаемого отрицания. Снятие точечности как безразличия означает уже-не-оставленность-лежать в "парализованном покое" пространства. Точка "раздвигается" в отношении всех других точек. Это отрицание отрицания как точечности есть по Гегелю время". (с. 430).