Китайскому "совку" не 70, а почти 100 лет

Sep 29, 2019 17:56

Фактически почти добившись мирового лидерства, Коммунистический Китай послезавтра 1 октября 2019 года празднует 70-летие провозглашения Китайской Народной Республики (КНР). На самом деле эта дата по значимости сопоставима всего лишь с нашим Днём Великой Победы 9 Мая, ибо коммунистическая государственность в Китае сформировалась ранее, если ростком оной считать более-менее устойчивый контроль китайских коммунистов хотя бы над частью территории страны. Такой коммунистический анклав возник в 1922 году в уезде Хайфын в южной китайской провинции Гуандун. Установил там "советскую власть" уроженец уезда появившийся на свет 22 октября 1896 года сын местного зажиточного землевладельца Пэн Бай (Peng Pai, 彭湃, расстрелян гоминьдановцами 30 августа 1929 года). Он и выкормил Мао Цзэдуна как лидера китайского крестьянского революционного движения.

Напомню, что Коммунистический Китай - порождение и продолжение Советского Союза. Успех КНР нынешний - это возможность советского прошлого, упущенная СССР из-за ошкуривания его руководства и народа после ухода Сталина. Ещё изучая политэкономию в модернизировавшейся Японии в престижном токийском Университете Васэда в 1917-1921 гг. и жадно осмысливая российские революционные события, Пэн Бай проникся идеалами социализма и, вернувшись в Хайфын, попробовал продвинуть их, заняв должность уполномоченного по делам образования в уездном правительстве. Вообще опыт Пэн Бая весьма поучителен для нас в компрадорской и демодернизируемой РФ. И китайский патриот скоро убедился, что с прогнившим чиновничеством кашу не сваришь. Он поехал в Москву и там в Коммунистическом университете трудящихся Востока с близкого расстояния понял специфику советов как форму низовой гражданской самоорганизации и загорелся планом создать нечто подобное в Китае с учетом местной специфики. Самое главное - он понял, что советы должны представлять параллельный официальным властям центр социально-политического влияния и даже принятия решений. Вернувшись из Москвы, он летом 1922 года основал первый в Китае "советский островок" в родном уезде Хайфын.




Пэй Бай быстро стал главным по крестьянству в КПК и в суньятсеновском Гоминьдане (Национальная партия), тогда коммунисты и националисты союзничали. Его Хайфынский крестьянский союз действовал параллельно официальным властям и укреплял позиции в низах. Не надо изобретать велосипед, нет ничего нового под Солнцем, и Пэн Бай многое взял у русских советов, которые в свою очередь использовали опыт старообрядческих артелей и самоуправлений, а мы в Инициативной группе жителей Кузьминок повторяем формы работы Пэн Бая в Хайфыне. Первая из этих форм - мобилизация крестьян на борьбу за снижение арендной платы за землю. Мы же в кузьминской Инициативной группе жителей развернули кампанию за снижение минимум вдвое квартплаты за счет отмены поборов за капитальный и текущий ремонт и вывоз мусора и пересмотра тарифов на тепло, воду, электричество, газ, а также налаживания системы частно-муниципального партнерства и тем самым формирования новых доходов муниципалитета, призванных подпитывать социалку.

Хайфынский совет помогал крестьянам в их тяжбах с землевладельцами и чиновниками, и мы в Кузьминках этим повседневно занимаемся (см. отчеты в нашей газете "Наша Воля"). Пэн Бай наладил систему материальной взаимопомощи крестьян, и мы будем этим заниматься.

Ключевой вопрос и для Пэн Бая, и для нас - кадры. Лишь единицы готовы включиться в политическую деятельность, их надо искать и учить. И Пэн Бай, пользуясь поддержкой Сунь Ятсена, создал 3 июля 1924 года в Гуанчжоу (Кантон) и возглавил Учебный институт крестьянского движения (УИКД) и воспитывал там крестьянских вожаков-коммунистов. Своим преемником во главе УИКД он в 1926 году выдвинул Мао Цзэдуна, лекции читали Чжоу Эньлай и другие лидеры КПК.




Когда после смерти Сунь Ятсена в 1925 году отношения КПК и Гоминьдана испортились, то Пэн Бай избавился от "двоевластия" и осенью 1927 года провозгласил первый в Китае "советский район" в уезде Хайфын. Это было 92 года назад. С тех пор "советская власть" и выросшая из неё нынешняя государственность КНР непрерывно существует в Китае по сей день.

Пэн Бай был расстрелян по тайному приказу гоминьдановского лидера Чан Кайши 30 августа 1929 года, и Чжоу Эньлай постарался отомстить убийцам соратника. Потомки Пэн Бая ныне весьма уважаемые люди в Китае, его сын Пэн Шилу - корифей по разработке двигателей атомных подводных лодок, а племянник Пэн Шиге - академик-математик.

По примеру Хайфына, возглавляемые коммунистами советские районы распространились по всему Китаю, и в сентябре 1931 года была провозглашена Китайская Советская Республика (КСР). В день годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1931 года состоялся в городе Жуйцзинь (провинция Цзянси) 1-й Съезд советов рабочих и крестьянских депутатов, собравший 680 делегатов от всех революционных баз (советских анклавов). Главой Временного центрального советского правительства (Совет народных комиссаров) стал Мао Цзэдун, а Революционный военный совет республики возглавил Чжу Дэ. На банкнотах КСР, кстати, изображался Ленин. Почему бы не возвести начало коммунистической власти в Китае если не к июлю 1922 года, то к 7 ноября 1931 года?

Иногда Пэн Бая изображают предтечей "культурной революции" Мао Цзэдуна и геноцида Пол Пота. Да, в уезде Хайфын он установил жесткий порядок, громил помещиков и клерикалов, не церемонился с уголовниками. Крестьяне обожествляли его, возник "культ личности". Репрессии практиковались им до Мао и Сталина, а что касается ритуального каннибализма, который, говорят, распространился в "советском районе", то к историческому прошлому надо подходить конкретно и беспристрастно. Пробывание - это следование принятым нормам и предписаниям, всё спокойненько и легитимно, тогда как история - это преступание норм и законов и потому есть цепь "преступлений". Все исторические деятели - "преступники".

У каждого из нас есть прямой предок-каннибал, но это не дает никому из нас права морально осуждать его, да и всех других каннибалов и "преступников". Ведь так устроен мир - он един, сверхтесен в сущем, и время бытует только благодаря тому, что новое возникает лишь уничтожая старое. И другого пути прорасти новому сквозь старое, кроме как пожрав старое, - нет! А старое пытается стабилизироваться, пожирая новое, как Кронос пожирал своих детей, порождаемых Землей-Геей. И всюду в истории страсти роковые, и "от судеб защиты нет" (Пушкин А. С. Цыганы). Смешно человеку судить хоть чью-то судьбу, которая дана миром в целом и в котором нет ничего случайного, а всё, как говорится, "от Бога". Живые пусть судят живых и тем самым как бы "по воле Всевышнего" влияют на их судьбы, но нельзя судить мертвых, которые своей судьбой уже исполнили своё предначертание. И притом если кто по дурости считает себя "безгрешным" - первым брось камень в умершего, да и в живого пусть обережется. "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы" (Евангелие от Матфея 7:1-2). Не человеческим, а Высшим судом дано судить умерших в эсхатологический Судный День.

Поэтому не согласен с попытками в процентах определить, сколько в судьбе исторического деятеля было плюсов и минусов. Ясно, что КНР вылеплен Мао Цзэдуном, который на алтарь своего проекта принес больше жертв, чем, например, Ленин и Сталин вместе взятые. А до Мао Цзэдуна немало жертв принес его покровитель Пэн Бай. Между тем, не учитывая неизбежность жертвоприношений в историческом процессе, Дэн Сяопин оценил деяния Мао Цзэдуна на 70% как хорошие и на 30% как нехорошие. Так рассуждая, придём к тому, что 30% дёгтя испортит 70% мёда. Нельзя так! Победителей не судят! А Мао Цзэдун, создавший Коммунистический Китай, - победитель! И Всевышний сказал - "Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном" (Откровение 21:7). Не минусы, а факты прошлого призван выявлять историк, не подвергая их преходящим человеческим моральным оценкам, а потомки призваны уважать предков, построившим им дом, которые живые пусть да украшают.
Previous post Next post
Up