Aug 30, 2016 10:30
Топология Христианства
Бог в Христианстве един в трех лицах - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Как упоминалось, христианский Бог оказался наиболее «человеческим» из всех Богов. И не только потому, что по канонам Христос единосущен Богу и Человеку, и Христианство не утверждает, что Творец благоволит только одному избранному народу. Так сложилось, что топология христианского Бога соответствует топологии созданной человеком идеальной сферы.
Христос соотносится с ее первым уровнем, как явившийся человеку из материального мира символ Бога. Бог Сын являет собой возможность познания самого Бога через любовь.
Дух Святой соотносится со вторым уровнем идеальной сферы - его можно рассматривать в качестве исходящей от Бога идеи о сотворении мира. Познавая идею сотворения мира, Человек через нее познает Бога. Это следующий уровень познания.
И, наконец, Бог Отец. Соотносится с третьим уровнем идеальной сферы, занимая ее центр. Бог - творец, источник всего сущего, таинственная и непостижимая сущность. Своей непостижимостью олицетворяет бесконечность познания, означающего вечное стремление Человека к Богу.
Любовь являет собой первый самый доступный уровень познания Бога.
Рациональное познание - следующий уровень познания Бога, доступный уже не всем. Если ступить на него, пропустив первый уровень, получится люден типа доктора Хонникера из «Колыбели для Кошки» - «когда на испытаниях атомной бомбы кто-то заметил: «Теперь наука познала грех», Хонникер удивленно спросил: «А что такое грех?». У Воннегута Хонникер - воплощение человека, не способного любить никого и ничего кроме самого акта познания.
Сам Бог - иррациональная сущность, символ бесконечности познания.
Возможно, что совпадение концепции христианского Бога с топологией идеальной сферы может быть случайностью, но вполне может быть, что идущим из подсознания отражением ее устройства.
Католичество и православие в парадигме эквивалентности
Если придерживаться взгляда (обозначим его термином парадигма эквивалентности), что соответствие топологий сферы идеального и концепции христианского Бога не случайно, то точка зрения православия в сравнении с католичеством представляется более последовательной.
До XII века Христианская Церковь имела единое представление о Боге. Но, после разделения на Католическую и Православную, Католическая утвердила исхождение Святого Духа и от Отца и от Сына, тогда как Православная - только от Отца.
Христос вошел в идеальную сферу с ее базового уровня: он явил людям Бога, придя к ним из материального мира. Христос принес человеку стремление к познанию Бога (в парадигме эквивалентности - всего Иррационального, пока Непознанного) и Святого Духа (в парадигме эквивалентности - Идеи мироустройства). Таким образом, и в парадигме Христианства и с эволюционной точки зрения базовый уровень идеальной сферы, представляющий собой символьное отражение материального мира, является катализатором стремления человека к познанию Непознанного, отправной точкой и фундаментом познания Идеи мироустройства на следующем уровне идеальной сферы.
Христос - материальное воплощение идеи Бога. Из догмата католичества о том, что Христос, как и Бог Отец, служит источником Святого Духа в парадигме эквивалентности следует, что в самом материальном мире, отражаемом на базовом уровне идеальной сферы, и заключается Идея мироустройства всего сущего, познаваемая человеком на втором ее уровне.
Таким образом, при анализе догматов католичества в точки зрения парадигмы эквивалентности получается, что идея устройства материального мира и стремление к ее познанию заключены в самой материи. Бог редуцируется до банального символа всего, что пока еще не познано, исхождение от него Святого Духа становится явно избыточной опцией, а Христос превращается в обычного проповедника, сообщившего Человеку все необходимое для познания им идеальной сферы: Бог - магический символ непознанного, Бог отражается в материальном, идея мироздания заключена в самой материи. Ничего не могу возразить, только при чем тогда Бог вообще. Католичество, в таком случае, самая материалистическая из всех религий - завуалированная, сугубо логичная и атеистическая картина мира. Опять же, исключительно в рамках парадигмы эквивалентности.
Привет от Мюнхаузена: с 32 мая, друзья.
Октябрь - ноябрь 2010 г.
Шутов Юрий 30.11.2010 в 09:21
Болеро Равеля. Мориса Равеля.
Почему армян не затронул с их монофизитством? И прочие ереси?
Виталий Кушниров 30.11.2010 в 14:01
Браво! Новая и весьма богатая работа. Начало несколько абстрактно, а так - здорово. Не имея пока времени выступить по всему фронту, отмечу наиболее интересное.
Занятные штуки получаются с этим Богом. Случалось мне слышать немало причудливых позиций за Бога, но такой еще не было: по всему ясно, что Бога нет, но он нужен, поскольку без него все рассыпется.
А я так думаю - не рассыпется. Правда не так разрушительна, как иногда кажется. Особенно, если конструкцию мира будет определять человек Разумный, а не этот хмырь, Биологический. Подозреваю, что это именно тот, от которого все время проблемы, и от которого лично мне давно хочется отделиться в какой-нибудь другой вид. Случится ли делиться - вопрос глубокий. Подозреваю, что да, есть за это аргументы. Главное, сделать это культурно. А так - царство разума лучше царства иллюзий и конечно лучше царства животных.
Да, и еще: «Тогда как женщину естественным образом ограничила природа, человек в состоянии сотворить необозримое количество новых сущностей.» Вот то-то мне все казалось, что между женщиной и человеком есть какая-то пропасть!
Анатолий Белайчук 30.11.2010 в 15:30
Фиг тебе, Виталя! Ибо сказано в Эссе, что в царстве человека разумного нет места для атеистов вроде нас с тобой.
Немного боюсь за автора: как бы в своем увлечении теологией он не записался в воскресную школу при семинарии. Лучше бы пил.
Александр Оноприенко 30.11.2010 в 22:24
Шутову.
Юра, спасибо за подсказку о Равеле, мне уже в личном письме намекнули о ней. Про Мориса - информация уже явно избыточная. К сожалению никогда не доводилось сталкиваться с написанием фамилии, всегда воспринимал ее на слух. Явно, что со слухом у меня не как у Равеля.
Не зря писал об Иван Иваныче, как чувствовал. Остается вспомнить еще один анекдот: «Голопупенко, дивись яка смiшна фамiлiя - Эйнштейн».
О монофизитсте. Конструкция, что Христос целиком Бог и лишь прикинулся человеком совсем как-то по детски выглядит. Ощущение, будто кто-то из церковных иерархов просто хотел стать главой очередной церкви. А армян не трогал, чтобы не обидеть.
Виталику.
Спасибо.
Вне Бога Человек Разумный и Биологический практически наверняка разделятся. И здесь встает самый страшный вопрос о последствиях? Земля для таких двух видов явно тесновата.Привожу тебе дословно выдержку из «Удивительной палеонтологии» К.Еськова:
< <Другая (в некотором смысле зеркальная относительно кооперации) черта, отличающая гоминид, - категорическая неспособность ужиться со своей «дальней родней»: виды рода Homo сугубо аллопатричны, т.е. не сосуществуют сколь-нибудь продолжительное время. В раннем плейстоцене (1,6 млн лет назад) на смену «человеку умелому» пришел «человек прямоходящий» - Homo erectus , которого прежде называли питекантропом; именно в это время полностью вымирают австралопитеки. Примерно 1,2-1,0 млн лет назад «человек прямоходящий» вышел за пределы Африки и заселил Южную Азию и Европу, а 400 тыс. лет назад исчез, освободив место для «человека разумного» - Homo sapiens . Термином «архаичные» Homo sapiens обозначают людей, живших в интервале 300-40 тыс. лет назад. Наиболее известны из них европейские неандертальцы (возраст 70-30 тыс. лет) - низкорослые, массивного сложения, с выступающей челюстью, но с мозгом даже более объемистым, чем у современного человека. Homo sapiens современного типа (кроманьонец ) появился около 100 тыс. лет назад - и тоже в Восточной Африке. Он заселил Европу 30-40 тыс. лет назад и вытеснил неандертальца (злые языки бестактно уточняют: «съел»), практически не смешиваясь с ним.>>
С ближней родней все виды уживаются гораздо сложнее, чем с дальней, поскольку конкурируют за одну экологическую нишу. Не сомнеаюсь, что поединок выиграет Человек Разумный. Вопрос в том: как он утилизирует Человека Биологического? Вполне возможно, что внешне все будет выглядеть весьма пристойно: пищевая добавка вроде «нового брома», блокируящая размножение особей с избытком «биологических» генов. В общем, масса моральных вопросов. Но мораль есть до тех пор, пока есть Бог. Чистый Разум такой категорией не оперирует, только категориями разума и закона, а закон - всегда целесообразность: «А что такое грех?», - спросил доктора Хонникер. У Хонникера всегда есть интерес к решению очередной головоломки и никаких моральных проблем.
О женщинах и человеках: природа женщин действительно оказались мудрее.
Белайчуку.
Толя, в царстве человека разумного и вправду нет места атеистам, поскольку те существуют пока есть Бог. Нет Бога, нет атеистов.Так что не вижу препятствий.
Успокоительное: выпиваю, иногда с друзьями; в воскресную школу при семинарии не хожу и не собираюсь; иногда по воскресеньям езжу в Питер на посиделки Переслегина.