Сейчас по телеканалу "365 дней ТВ" смотрю замечательный документальный сериал "Мы европейцы", идёт сюжет про революционный террор в Англии в 17 веке, казнь короля Карла I Стюарта 30 января 1649 года, и террор постиг много семей Англии, Франции, Германии при переходе Европы от феодального к буржуазному (=гражданскому) обществу. Террор Русской Революции не более кровавый, чем террор революций западноевропейских - люди всегда и везде одинаковы, законы истории непреложны как 2х2=4.
Уже неоднократно излагал историю своей семьи по отцовской линии, происходящей из бедной вачкасской деревушки Турбенево (Вачский район Нижегородской губернии, правобережье Оки напротив левобережной Муромщины), публиковал фотки нашей ветхой родовой избушки, из которой вышли во взрослую советскую жизнь 17 моих дядей и тетей. Никто из них не попал под колесо сталинского террора, а на памятном обелиске в центре деревни выбиты имена погибших на Великой Отечественной войне, среди них один из моих дядей. Отец после активного комсомольского участия в раскулачивании-коллективизации был замечен и направлен на курсы, затем он служил подводником на Тихоокеанском флоте (есть фото 1935 года), потом женился, родился старший брат Лев, самый талантливый из всех нас, умерший до моего рождения, и потом родился я в 1938 году, для родителей 1939-1940 годы были самыми счастливыми в их жизни, и фотографии моего довоенного детства этот факт подтверждают. Мы много ездили по стране, затем началась война, отец отправился на фронт и был офицером, сражался за Севастополь и Новороссийск, 17 декабря 1941 год родился брат Юрий, мать оказалась сильной и после всяких перипетий (я их по памяти воспроизвел в записках) воссоединилась с отцом по месту его службы в Восточной Пруссии. После демобилизации наша семья оказалась в Быково под Москвой, к нам в коммуналку летом 1951 года приехал из Николаева мой двоюродный брат по материнской линии Валентин поступать в МГУ.
Вчера 27 января 2015 года мы собрались в 17.00 втроём - я, брат Юрий и Валентин - обложились альбомами 1930-х годов и попытались вспомнить своих дядей и теток по нашей материнской линии. До 4 утра мы восстанавливали генеалогию семьи. Моя мать происходила из мещан города Павлово-на-Оке Нижегородской губернии, их семья тоже была многодетной - 13 детей, наши бабушки постарались, но как и в случае с отцовскими братьями и сестрами, мы по старым фоткам так и не смогли идентифицировать всех своих родичей. Тем не менее отмечу - почти все благополучно дожили по крайней мере до 1950-х годов, многих из них я видел, когда они в 1952 году приезжали к нам в Удельную на семейный сход и делили оставшееся после кончины бабушки наследство, в том числе двухэтажный приличный дом в Павлово, я там бывал последний раз в 1991 году. И вот мы обсуждали судьбы родичей по материнской линии и вспоминали, как у них сложилась жизнь в довоенные годы. Считаю, очень хорошо они устроились, многие оказались в Удмуртии, там тётки повыходили замуж, их мужья были партийцы или чекисты, не повезло тёте Зое, её муж эстонец Михаил Тильк возглавлял чекистов Сарапула и был расстрелян в 1938 году, её сына мастера на все руки моего двоюродного брата Эдуарда Тилька я хорошо помню. Остальные мужья моих тёток сделали хорошую карьеру, муж тёти Гаси (Глафиры) - Николай Семёнович Коновалов - много лет работал в ЦК ВКП(б) и возглавлял Восточную Пруссию (Калининградскую область).
Иначе - менее удачно - сложились при советской власти судьбы ряда других семей. Ниже рассказано про одну из них.- Оригинал взят у
falyosa в
Чекистами были полностью уничтожены плоды его многолетней работыОригинал взят у
blogrev в
Чекистами были полностью уничтожены плоды его многолетней работы 27 января 1938 года чекистами был расстрелян Владимир Николаевич Бенешевич (9 августа 1874, город Друя Дисненского уезда Виленской губернии - 27 января 1938, Ленинград) - российский юрист (специалист в области церковного права) и историк, палеограф, член-корреспондент РАН (1924), член Императорского Православного Палестинского Общества.
Сын обрусевшего белоруса, работавшего судебным приставом, внук священника из Виленской губернии. Брат - Дмитрий (1877-1938), горный инженер, геолог, был преподавателем Ленинградского горного института, техническим директором Днепропетровского НИИ чёрной металлургии. В 1930 арестован, в 1931 был приговорён к пяти годам ссылки, в 1937 вновь арестован и расстрелян.
Был женат на Амате (Людмиле) Фаддеевне (1888-1967), дочери профессора классической филологии Ф. Ф. Зелинского. В 1930 арестована, в 1931 приговорена к пяти годам лишения свободы. В 1931-1934 отбывала заключение в Белбалтлаге, затем работала регистратором в поликлинике, библиотекарем, преподавала латинский язык в Педиатрическом институте. В последние годы жизни составила библиографию трудов своего супруга.
Сын Никита (1910-1918). Сыновья-близнецы Георгий (научный работник, сотрудник Радиевого института) и Дмитрий (инженер) родились в 1911 и были расстреляны в 1938.
В мае 1937 в Мюнхене вышел первый том немецкого издания труда Бенешевича об Иоанне Схоластике. В октябре 1937 был уволен с работы, тогда же в «Известиях» появилась заметка о предательстве учёного, издавшего труд в фашистской Германии.
Арестован 27 ноября, обвинён в шпионаже. Часть времени заключения, видимо, провел в тюремной больнице (страдал серьёзными заболеваниями сердца и печени). Был приговорён к расстрелу особой тройкой НКВД 17 января 1938. Расстрелян, как и проходившие по этому же делу два сына и брат Дмитрий.
Посмертно был исключён из числа членов-корреспондентов Академии наук (в апреле 1938), также посмертно был восстановлен в 1958.
Во время ареста и обысков почти полностью были уничтожены плоды его многолетней работы по сбору копий древних рукописей, которые посчитали шифрованными посланиями. Погибли многие его работы и свыше двух тысяч фотоснимков. Из 49 описаний рукописей, сделанных Бенешевичем в библиотеках разных стран, сохранились три.